на верность республике и демократии |
[Nov. 25th, 2019|10:58 pm] |
Старый текст 2015 года о политике Star Wars, который переношу из фб сюда в основном с целью заиндексироваться гуглом.
Все знают и время от времени говорят, что "Звездные Войны" Лукаса - это в том числе и рекламный ролик т.н. "американской демократии". Однако мы не знаем, что такое "американская демократия", и поэтому по-настоящему понять политический месседж фильма не можем. Здесь я расскажу о том, в чем заключается ценность галактической демократии и стоило ли за нее воевать.
Что такое Галактическая Республика
Галактика - это горсть песчинок, разделенных океанами пустоты. Плотность и количество населения (за исключением, может быть, Корусканда) необыкновенно низки - то ли из-за космической экспансии, то ли из-за экономической несамодостаточности планет (относительно процветающая Набу из-за торговой блокады оказывается на грани голода). В любом случае космические полеты и оборона требуют таких колоссальных ресурсов, что, например, заявленная армия клонов в миллион двести тысяч "единиц" считается достаточной для ведения войны с несколькими десятками тысяч мятежных звездных систем.
Это объясняет, почему межпланетные корпорации, типа торговой гильдии, имеют собственные армии и флоты. Во-первых, ни одна отдельно взятая планета не может обеспечить безопасность своих торговых путей. Во-вторых, безопасность торговых путей жизненно важна для существования большинства планет. Планеты вынуждены мириться с диктатом гильдий и унизительными пошлинами именно из-за завышенных требований безопасности. Это же объясняет, почему несколько сот джедаев оставались эффективной сдерживающей силой на планетарном уровне несколько тысяч лет (то есть несколько десятков поколений).
Галактический строй, таким образом, есть типичное феодальное общество, с подчиненным положением планет и с ситуацией, когда любая из межпланетных корпораций легко может установить всеобщую диктатуру. Механизм, использующий конфликты интересов галактических гильдий для недопущения войн и для поддержания уровня жизни на планетах, и есть Галактическая Республика. Отсюда идеалистическая, почти религиозная вера в республиканские институты, присутствующая на планетах, при явной неэффективности принятия и исполнения решений. Отсюда фактическое бессилие Республики против коалиций, образованных гильдиями, и против сколько-нибудь масштабных сепаратистских кампаний.
Конституция против Демократии
Республика есть несовершенство, призванное избавить от еще большего несовершенства - и в этом смысле ее модель полностью совпадает с условно "американской", реалистической конституционной моделью. Республика существует благодаря широкому реалистическому консенсусу, утверждающему необходимость ее существования: соблюдение баланса сил защищает интересы как планет, так и гильдий. Политический идеализм, упор на демократические ценности, здесь является удобной декорацией и не более того. Причем декорацией, (кем-то) выбранной не самым удачным образом, во всяком случае с точки зрения мобилизации политиков и джедаев - именно идеализм королевы Набу позволяет будущему Императору получить место канцлера; именно идеализм Аннакена Скайуокера приводит к уничтожению джедайского ордена.
С Падме Амидалой все довольно-таки просто. Основой ее поведения в Сенате была необходимость решить конфликт с торговой гильдией быстро. "Дипломатический путь", столь ею любимый, заключался бы в формировании комиссии для расследования, а на самом деле - для выяснения позиции остальных галактических корпораций. В любом случае это процесс долгий и не обязательно успешный: если бы не удалось доказать гильдиям, что блокада Набу создает опасный прецедент для чрезмерного усиления торговой федерации, планету вынудили бы уступить всем требованиям или выживать самостоятельно. Гильдии - а именно они и обладают реальной властью в Республике - не заинтересованы в выживании данной конкретной планеты, они заинтересованы только в существовании планет как обобщенного понятия, источника ресурсных потоков и пошлин. То, что этого не понимает королева Падме, в общем, неудивительно. То, что этого не объяснили галактическому сенатору Амидале, значительно опаснее.
Битва за Набу была, по всей видимости, лишь одной из многих локальных войн, свидетельствующих о нарушении баланса интересов в галактике. Мы не знаем, насколько частыми были такие войны в прошедшие тысячелетия, однако можно допустить, что силовые решения с активным участием ордена джедаев местами были политически дешевле, чем затянутые процессы сенатских комиссий. Политически подкованный правитель планеты, вероятнее всего, вообще не стал бы связываться с Сенатом; наивность Амидалы, ее вера в абстрактную демократию, сослужила Республике плохую службу.
Трагедия Аннакена Скайуокера более фундаментальна. Будучи недоучкой (или же просто в силу отсутствия иерархического инстинкта, на котором держалось управление орденом), он так и не смог понять истинное значение джедаев в конституционном строе Республики. Джедаи - не просто республиканский спецназ, их миссия заключается в поддержании баланса сил (или "баланса Силы") в галактике так, чтобы ни один конфликт между планетами и корпорациями не выходил за пределы планетного уровня, где его можно быстро разрешить. В этом смысле джедаи - такой же политический субъект, как и планеты и гильдии, и их особая лояльность Сенату существует только у Аннакена в голове. Когда корпоративная миссия джедаев оказывается под угрозой в силу узурпации власти Палпатином, приходит время конституционной революции, вещи, кстати, очень американской.
Поэтому в конфликте Аннакена и джедаев первый представляет Демократию и ее ценности (власть избирателей, легитимность правителей, исполнение принятых решений), а вторые - Конституцию и ее ценности (общественный интерес, недоверие к личной харизме, неприятие решений, принятых под давлением обстоятельств). В американской модели политических ценностей именно Конституция порождает Демократию, а не наоборот: с точки зрения джедаев, пришло время прервать цепь неконституционных решений, сколь высокой ни была бы их избирательная поддержка и сколь благотворным ни был бы их результат. С точки зрения Аннакена, происходит попытка узурпации власти в Республике силовыми структурами в обход легитимных решений Сената, с пренебрежением к демократическим процедурам и с нарушением баланса интересов. Диалектический, как говаривали встарь, исторически неразрешимый конфликт между Конституцией и Демократией показан как гомерическое моральное падение главного героя; мне, каюсь, не известно ничего подобного в мировой литературе.
"Новая Республика"
Как бы ни назывался институциональный "скелет" галактики, хоть Республикой, хоть Империей, инфраструктурную функцию (космическое сообщение, поддержание мира и приемлемого уровня жизни, охрана правопорядка) выполнять ему все же придется. Сидиус и Вейдер решили задачу радикально: уничтожив галактические гильдии и превратив утративший свое значение Сенат в бутафорию, они передали большинство этих функций имперской армии, а совет джедаев для решения локальных конфликтов заменила Звезда смерти. Она есть нечто вроде термоядерной бомбы - стратегическое оружие, инструмент сдерживания и геополитических, простите, космополитических, игр.
Новой Республике, провозглашенной с победой повстанцев - будущей декорации нового цикла "Звездных войн", - придется принимать конституционные решения с нуля. Очевидно, институциональный ландшафт сильно изменился: теперь у нас есть множество слабых разобщенных планет и одна жестко централизованная корпорация, принявшая на себя все инфраструктурные функции. Один принципиальный вариант - демонтировать эту корпорацию, создав новую систему по образцу старой Республики: монопольных поставщиков инфраструктурных услуг, конкурирующих между собой в политическом поле. Второй принципиальный вариант: оставить все как есть, то есть просто, что называется, сменить вывеску (вероятнее всего, отказавшись от построения все новых и новых Звезд смерти и за счет этого несколько уменьшив налоги с планет). Без сомнения, найдутся сторонники и противники обоих подходов, в том числе и на планетах.
Смотрим дальше. |
|
|