| "Объективная этика". Эволюция и копирайт. |
Feb. 8th, 2007|04:01 pm |
Термин "объективная этика", запущенный некоторое время назад, означает гипотетическую этику взаимодействия человека с единой глобальной биоцивилизационной системой - Гайей. Под взаимодействием мы понимаем энергетический и информационный обмен между субъектом и средой. Первым требованием к "объективной этике" является ее непротиворечивость, которая возможна только при проектировании этической системы на основе более широкой - научной или религиозной, без разницы - доктрины. Вторым и основным требованием является адекватность принципов системы принципам среды, которую она описывает.
Существующая этика работы с окружающей средой не удовлетворяет ни одному из этих требований. Критерий полезности и экономической выгоды вступает здесь в противоречие с принципом сохранения окружающей природной среды и природного генофонда, а требование соблюдения прав человека (в данном случае права на здоровые условия существования) - с принципом свободной торговли. Легко видеть, что вышеназванные положения являются частью совершенно различных этических и философских систем, а значит, компромиссного решения при существующей ситуации нет и быть не может. Система противоречива и неадекватна среде, поскольку основана на потребностях в первую очередь человека - биологического или социального.
Все вышеописанное относится к обмену энергетическому (частным случаем которого является обмен материальный). Другая сторона медали - обмен информационный. Поскольку энергия и информация неразделимы, закономерности энергетического и информационного обмена отражают друг друга. Нас будет интересовать категория информации, которую мы назовем "первичной" - биологическая, заключенная в генах, и психосоциальная, которую мы описываем термином "мемы".
Обмен генетической информацией в природе ничем не ограничен. Это утверждение звучит слишком смело, но это так. Можно сказать, что обмен генами ограничен рамками биологического вида. Тем не менее, эмбрион человека в своем развитии проходит все эволюционные стадии, поочередно отрабатывая гены каждого предшествующего класса. Можно сказать, что обмен ограничен рамками царств живой природы. В реальности простейшие животные располагают генетической информацией, присутствующей также и в других царствах. Такой обмен происходит в процессе эволюции, отражая единство живой природы. Наконец, дополнительным фактором свободного обмена информацией в природе являются вирусы.
Человек впервые стал осуществлять контроль за обменом генетической информацией - искусственный отбор. Принципиальное отличие искусственного и естественного отбора заключается в наличии оценочного критерия для каждого отдельного свойства живого организма. В природе ничего подобного не существует - отбор действует на основе всей совокупности свойств, причем наиболее эффективные гены сцепляются между собой в устойчивые комплексы. Компиляция, полученная при искусственном отборе, неустойчива и при сообщении с внешней средой распадается (сорта и породы "дичают"). Для поддержки контролируемого обмена генов необходимо создание замкнутых жизненных пространств. Генная инженерия и работа с генетически модифицированными организмами (ГМО), вероятно, потребует расширения этих пространств до искусственных экосистем из-за проблемы "утечки генов".
Аналогия с копирайтом здесь очевидна, все происходит точно так же. Оценочные критерии для социальной информации порождают требование оригинальности контента, которая есть следствие искусственного отбора - необходимые свойства информационной компиляции сохраняются, а прочие отбраковываются. При свободном обмене оригинальный контент сцепляется в устойчивые и эффективные с точки зрения естественного отбора комплексы, лишенные оригинальности и не подлежащие копирайтной охране. Они переходят в категорию программной информации, обеспечивая общественное воспроизводство. Копирайт закрывает контенту доступ в свободный обмен, создавая замкнутое информационное пространство. Развитие социоинженерии, вероятно, потребует расширения этих пространств до искусственных социосистем во избежание утечки информации.
Известный нам анархизм и близкий к нему индустриал, будучи радикальной формой мемо-инженерии, стремятся прежде всего разрушить устойчивые программные комплексы, рассматривая их как чужеродные. Индустриал заявляет об этом прямо, проявляя тем самым свою сущность как раздел теории Хаоса; анархизм маскируется иной риторикой, но суть от этого не меняется - нацеливаясь в теории на структуры, неподвластные копирайту, эти практики существуют параллелльно копирайту, не подвергаясь опасности и опасности не представляя.
К чему это приводит, понятно - индустриально-анархический контент включается в копирайтный обмен, выражается это не столько даже в появлении анархических бестселлеров, сколько в нежизнеспособности анархического сознания в реальных условиях (Новый Орлеан). Все это, как верно подметили в свое время SPK, относится в полной мере и к индустриалу.
Мы выяснили, что копирайт есть социоинженерная технология, регулирующая включение мемов в программу общественного воспроизводства. Выяснив это, мы догадываемся, что существующая этика информационного обмена с Гайей также имеет вид экспансивного копирайта.
Развитие генетики и копирайта идут исторически параллельно, это обусловлено общим развитием представлений об информации. Поскольку простор для оригинальных (то есть обладающих полезностью) манипуляций может простираться до основы генетического кода - генов, присущих наиболее примитивным организмам, - генно-инженерный "копирайт" в теории может контролировать все возможные в природе пути обмена генов, включая, разумеется, эффекты от вирусов и нарушений воспроизводства ДНК. Индустриал открыл аналогичную возможность в обществе.
На сегодняшний день копирайт, сосредоточившись на средствах контроля, остановился в своем концептуальном развитии. Не существует законов, регламентирующих авторское право на брак продукции, ошибки в программном коде и радиошумы. Естественно, появление подобной регламентации (то есть регламентации, полностью описывающей все возможные процессы информационного обмена) расширит понятие оригинальности на весь информационный обмен целиком, полностью завершив разделение между естественным и искусственным, между природой и цивилизацией. |
|