Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет dmt ([info]dmt)
@ 2007-07-23 14:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Про историю электронной музыки от Гурукена

Будучи большим фанатом Гурукена, все же решился откомментировать его свежее творение подробно. С придирками.

"Вадим Пономарев: Блеск и Нищета Электроники"

К чему здесь такой заголовок - совершенно непонятно. По всей видимости, должно предполагаться, что в статье пойдет речь или о том, какая на самом деле плохая электронная музыка, или хотя бы о том, как с ней все плохо в России. Ни того, ни другого в ней нет совершенно. Вообще посыл статьи совершенно непонятен. Единственное резюме, которое я смог уловить - русские любят, чтобы в песне была мелодия. Но уж больно странный путь понадобился, чтобы придти к этой нехитрой мысли.

"А ведь началось у нас все со Space. Чернокудрый Дидье Маруани заставил людей, совершенно чуждых электронной музыке, вдруг без устали слушать космические сладкие, бесконечно завораживающие звуки."

Space в начале 80-х в СССР были действительно дико популярны. И музыка их звучала тогда несколько странно. Но писать, что все началось с них? Отчетливо помню, как еще до их появления в Советском Союзе были уже не менее популярны Kraftwerk и Rockets. Как они звучали изо всех окон, а их записи с придыханием передавали друг другу.

"В СССР было продано 13 млн пластинок Space – воистину космическая цифра. А сама группа стала первой, кому разрешили сыграть концерт на Красной площади."

Вот это пожалуй и стало основными причинами того, что они стали действительно популярны. Они не совершили какой-то революции в музыке, но на Красную площади люди пришли бы на любую зарубежную группу. А ведь концерт еще и показали несколько раз по телевизору. Да и пластинки любой зарубежной группы тогда разметались мгновенно.

"Чудным было только то, что все игралось на клавишных, – чего только эти французы не придумают..."

Клавишные инструменты в то время использовали уже многие группы, в том числе и советские. Вот на этом видео, как раз с того концерта 83-го года - http://youtube.com/watch?v=RqmhRJYIf1U - отчетливо видно, что, кроме трех клавишников, на сцене присутствуют еще и два гитариста, басист и баранщик.

"Причем большой бум на Space пришелся даже позже, чем бум на Зодиак. Так получилось. Латыш Янис Лусенс увлекся музыкой Space раньше, чем она стала широко известна по всей необъятной советской стране."

Дело видимо в том, что Янис Лусенс "увлекся", в отличии Гурукена, музыкой не только Space, но еще и многих других групп.

"Зато потом фирма Мелодия реабилитировалась, выпустив в 1983 по итогам гастролей в СССР году пластинку "Дидье Маруани и "Париж-Франция-Транзит": турне в СССР" каким-то сумасшедшим тиражом."

Совершенно не помню эту пластинку. Т.е. не буду утверждать, что ее не было, но насчет "сумасшедшего тиража"... Если она и была, то видимо весь ее тираж пошел в Таджикистан и Гурукену лично.

"Зато Зодиак взял инструментовкой. Такой виртуозной полифонии французские электронщики не знали."

Ну зачем же та французов... Не гении, конечно, но вполне качественные у них... эээ... "инструментовки" (кстати, что это? а то может мы вообще о разном). А вот Зодиак (хотя музыка - да, действительно отличная), но ту первую пластинку сейчас слушать просто невозможно - сведена она просто ужасно. И что такое "виртуозная полифония"?

"Манипуляции с мелодией в разных октавах и синкопированная солирующая бас-гитара"

Ну Гурукен вообще-то славен своим изощренным и неожиданным использованием музыкальных терминов, но здесь он практически превзошел себя. Писал, кстати, где-то, что обладает музыкальным образованием.

"Пластиночка со стилизованными роботами в космосе на обложке до сих пор лежит у меня на полке."

А вот надо, чтобы не просто лежала, а еще и слушать иногда. Если собираешься об этом писать, по крайней мере.

"И «Space», и «Зодиак» собирали стадионы, не будучи модными рок-группами или сильно раскрученной попсой."

Вот именно что были "модными рок-группами" и "сильно раскрученной попосой" - не будучи "модными" и "раскрученными" стадион не соберешь. Тут что-нибудь одно. Хотя, в случае первого приезда Space, как я уже писал, сработал в сильной мере тот фактор, что они были "западными". Но раскручивали их очень активно и до приезда и после.

"Потому что Жан-Мишель Жарр и Вангелис начинали все в том же 1977 году, международный релиз альбома «Oxygene» был продан в 6 млн экземпляров. Но это во Франции, без которой нам обойтись невозможно."

Жарр "начинал" вообще в какие-то незапамятные времена, чуть ли в 60-м году. Более-менее сознательная музыкальная деятельность у него началась с 68-го года. В 72-м году вышел первый сингл "La Cage/Erosmachine". "Oxygene", после которого он стал знаменитым, вышел в 76-м году. Вангелис начинал в 68-м году в известной группе Apfrodite's Child. Она, впрочем, была не электронная. Сольную и электронную деятельность он начал в 70-м году, в 72-м году у него вышел первый сольный альбом "Make your dream last longer than the night". Альбом 77-го года "Spiral" (не самый известный в его обширной дискографии) был у него уже пятым по счету. Кроме того, он грек.

"А у нас Жарр и Вангелис стали широко известны только в конце 80-х, когда широко растиражировались кассеты с модными мелодиями этих авторов."

Видимо, автор был в это время был где-то в другом месте, но уже в 84-86 Жарр был мегапопулярен.

"Говоря об успехе, я неизменно подразумеваю либо огромные тиражи проданных альбомов, либо стадионные концерты самих музыкантов. Именно поэтому приходится обойти вниманием многих достойных серьезных электронных музыкантов, оказавших влияние на целые поколения других музыкантов. Тот же "Tangerine Dream" или выходец из него Клаус Шульц. Не повезло им с популярностью у нас."

Исходя из таких критериев можно договориться вообще до очень странных вещей. Ну не приезжали в Советский Союз западные музыканты. Вернее приезжали, но очень мало и только в Москву/Питер. Перечисленные не приезжали. И пластинок у них не издавалось. Но говорить, что Шульц был непопулярен? Не так, как Жарр, Kraftwerk, Space или Rockets. Действительно. Но его знали, и когда в магазины вдруг занесло его польскую пластинку, с прилавков она исчезла моментально.

"Эдуард Артемьев стал штатным автором саундтреков, Михаил Чекалин сочинял замысловатые композиции и целые симфонии, Алексей Рыбников активно использовал синтезатор для своих кинопроектов. Однако представить этих людей в качестве артистов, собирающих стадионы, все же невозможно."

Было бы странно вообще пытаться представлять студийных полу-академических композиторов, авторов саудтрэков собирающими стадионы. Но если уж речь зашла уже о второй половине 80-х - то, что были и Центр, и Ночной Проспект, и Биоконструктор, и еще ряд других, которые стадионы также наверное вряд ли бы собрали, но которые были весьма популярны, которых показывали по телевизору и чьи пластинки весьма хорошо продавались - об этом автор видимо не знает.

"Свежее дыхание принесла «новая волна». Сначала «Depeche Mode» побила все рекорды по популярности в стране – воистину жаль, что они не приезжали тогда в Россию. Потом появилась целая генерация рок-групп, активно экспериментирующих с электроникой. Но никто из них так и не стал по-настоящему популярным."

Если речь идет именно о последователях DM, то видиом даже такое название, как Технология автору ничего не говорит. Вообще-то уже даже в середине 80-х был просто бум на электронную музыку. Кроме уже перечислявшихся, можно назвать и еще такие имена, как Cerrone и Джордж Мородер. А вся страна танцевала сначала под итало-диско и Hi-Nrg, а потом под евродиско.

"По сути, миром овладела буржуазная развлекательная культура, частью которой оказались многочисленные диджеи. Никто из них не мог собрать большого зала, зато общее количество результировало в огромные рейвы."

К нам они все, как я уже писал, просто не приезжали, а на Западе можно очень долго перечислять тех кто и собирал и продолжает собирать стадионы.

"Большая часть этого движения жива и поныне, но не грезит о больших залах, вполне удовлетворяясь клубной, неплохо оплачиваемой вечеринкой."

Ну-ну. Даже просто лень перечислять тех диджеев и электронных музыкантов, которые собирают большие залы. В том числе и в Москве, не говоря уж о российской провинции.

"The Prodigy звучали «из каждого утюга», и гастроли в России прошли с сумасшедшим успехом. Впрочем, о группе забыли уже через пару лет, и больше ничего подобного не возникало."

Через пару лет это в 96-м? Бум на Prodigy тогда до России только-только докатился и не думаю, что он сильно ослабел до сих пор.

"Последний прорыв электронной музыки в России оказался опять связан с Францией. Группа «Air» поначалу числилась в занудном нью-эйдже, где-то рядом с «Cocteau Twins», но быстро стала популярной. Полагаю, что так получилось благодаря тому же телевизору. Мелодии из «Moon Safari» звучали почти в каждой музыкальной телепередаче в качестве заставок (чего ж еще?), и о группе «Air» узнали все."

Тут просто квинтэссенция. Air и Cocteau Twins оказывается играют в одном стиле, и стиль этот называется нью-эйдж. Ну занудность CT - это уже дело личных пристрастий автора. И оказывается Air еще и дико популярны в России. Причем еще практически со времени выхода "Moon Safari". Причем популярность их, оказывается, примерно на уровне Space и Жарра в 80-х. Предлагаю выйти на улицу и поспрашивать у прохожих, кому знакомо это название. Кстати, кто был - сколько примерно публики пришло на их недавний московский концерт?

"В концертном виде Air капитально проигрывает своему альбомному звучанию."

Эту фразу Гурукен уже разъяснял в другой своей статье. Я уже цитировал. Там речь шла о том, что концертный Air слишком заточен под пост-рок, а автору нужно, чтобы тупо припев-куплет и красивая мелодия.

Далее идет небольшое интервью с Жаном-Бенуа Данкелем, где Данкель, среди прочего, говорит: "Мы хотели бы сделать немелодический саундтрек – это очень интересно, но и очень рискованно. Мы даже боимся этого."

Из этого Гурукен делает странный вывод: "Это был важный ответ. "Мы боимся сделать немелодический саундтрек" – сродни признанию "мы боимся делать немелодичную музыку". Пожалуй, именно тут зарыта собака. Представить себе Air без мелодий невозможно." Т.е. явно все перворачивает с ног на голову и выдает желаемое за действительное.

"Хорошо бы изучить феномен малоизвестности Jean-Jacques Perrey или Kraftwerk (как не назвать это имя).

Если в начале статьи автор Kraftwerk просто забыл, то здесь конкретно написал об их мнимой "малоизвестности". Но об этом я уже писал.

"Как-то так получилось, что наше ухо куда более привычно к мелодиям, нежели к ритмике. У французов – та же история. Надо ли удивляться, что французские электронщики столь популярны у нас, а немецкие – нет?"

И что французы у нас более популярны, чем немцы? Кстати, говоря о популярности и упоминая о Prodigy, автор мог бы уж упоминуть, к примеру, и о Scooter - пик популярности и тех и других пришлись примерно на одно и тоже время. А говоря о более ранних временах - видимо такие имена, как Modern Talking, C.C.Catch, Falco, Super Max, Chilly, Boney M, Moroder и многие многие другие автору вообще ничего не говорят...

"Примерно так выглядела история популярной электронной музыки у нас. Завязанная на мелодию как на спасительный шнур."

Закончу так же, как и автор. "Наводит на размышление".



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

прошу прощения у автора журнала за длиннный комментар
[info]ex_belazzz@lj
2007-07-27 21:12 (ссылка)
а давайте поговорим о главном. У вас есть определение электронной музыки? Я не буду дожидаться, он будет как всегд несуразен. А приведу такое вот, хоть и спорное утверждение, но ему все же верится больше, чем каким-то не ясным разглагольствованиям на тему того, у какой пластинки тираж был больше. Так вот:

"Что значит "электронная"? Сделанная при помощи приборов, подключенных к
электророзетке? Для записи песен каких-нибудь Oasis или Металлики
используется больше электроники, чем для большинства техно-треков.
Может быть, электронная, потому что звучит специфически? Типичный
электронный звук - это результат применения резонирующего, то есть
самовозбуждающегося, фильтра, когда плавно меняется частота, на которой он
возбуждается, - filter sweep. Типичное бульканье - результат применения
осциллятора низкой частоты (LFO), который модулирует основной сигнал, отчего
тот начинает вибрировать. Все эти эффекты были применены в первом
коммерческом аналоговом синтезаторе Роберта Муга в 1964 году. И остаются до
сих пор священным образцом и недостижимым идеалом в электронной поп-музыке
(это и к вопросу о неудержимом прогрессе).
Собственно, сегодня - точно так же, как и в 60-е, -этих несложных
эффектов совершенно недостаточно, чтобы именовать результат "электронной
музыкой". В лучшем случае речь может идти о двух-трех электронных звуках.
Электронная музыка предполагает вмешательство на уровне микроструктуры
звука, изменение его спектра. Интересны опыты применения гранулярного
синтеза, фрактальной геометрии, теории хаоса, теории нелинейных систем и
клеточных автоматов для генерации музыки. Большинство техно-музыкантов даже
не подозревают обо всем этом. Имена таких композиторов, как Карлхайнц
Штокхаузен, Янис Ксенакис, Михаэль Готтфрид Кениг, Мортон Субботник, Полина
Оливерос, пользовавшихся значительным авторитетом уже в 60-х, в техно-мире
просто неизвестны. О следующих поколениях композиторов я и не говорю.
Не секрет, что современная электронная, электроакустическая,
акузматическая, компьютерная музыка существует для крайне ограниченного
числа ценителей - это далеко не популярная музыка. Делают ее в университетах
и в специально созданных центрах (вроде парижского IRCAM'a), обладающих
мощными компьютерами и не менее мощным интеллектуальным потенциалом. Порой
на изготовление всего одного часа звука может уйти несколько лет
кропотливого труда на университетском суперкомпьютере.
Иногда - специально для реализации композиторского замысла - бригада
программистов пишет программу, которая должна порождать звук с нужными
характеристиками или вести себя необычно хитрым образом, а какой при этом
получится звук, заранее вообще не ясно.
Существуют лаборатории, где вот уже более двадцати лет разрабатывается
постоянно усложняющийся музыкальный компьютер. Скажем, один такой уникальный
компьютер - EMS - стоит в Стокгольме. Он один на всю Швецию. В конце 70-х -
начале 80-х второго такого шведский бюджет не потянул.
Название "электронная музыка" техно носит по недоразумению".
Андрей Горохов, Музпросвет.

Я, конечно, знаю, что эта книга прошла мимо Вас. Вам бы все мемуары Валерии. Простите, если обидел. Я любя.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -