Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет docent ([info]docent)
@ 2009-07-15 14:10:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:из архива, история Украины

Это было так...
May. 14th, 2009 at 10:55 AM

Горячей и тяжелой весной 1918 года отступали на Царицын донбасские большевики. Под натиском железных колон рейхсвера уходили с Украины рабочие красногвардейские отряды Тулака, Сиверса, Магидова, уходило правительство Донецко – Криворожской Республики. Двигались на восток, в Россию, прогрызая себе путь через враждебные казацкие станицы Всевеликого Войска Донского, которое уже возглавил пронемецки настроенный атаман Краснов. Шел самый первый период гражданской войны, её пролог – «эшелонная война», когда все боевые действия велись вдоль ниток железнодорожных путей и бойцы не отходили от вагонов дальше, чем на 2 км. А нитки эти частенько рвались местным населением, отчего наносился большой ущерб военному дулу. Об одном эпизоде этого похода мы и хотим рассказать.
У станции Морозовская большевики столкнулись с казаками. Провоевали, постреляли из пушек, ибо 11-летний разведчик сообщил, что там скопилось тыщ 20 вооружённых казаков. А оказалось не столько казаки, сколько свои же красногвардейцы, не успевшие отступить из-за взорванного моста.
«В Морозовской нас встречали хлебом-солью, давали пасхальные яички» - вспоминал участник похода. Но вслед за тем произошла трагедия. Из Морозовской отправили вперёд эшелон с ранеными – человек 300. На ст. Суровикино эшелон был остановлен и все раненые перерублены. Спаслось лишь 18 человек. Это характерная черта – казаки стреляли мало, ибо были вооружены главным образом холодным оружием - шашками. Но над эшелонами постоянно кружили аэропланы, кидавшие бомбы. В тот же день на голову посыпались прокламации генерала Мамонтова: «Сдавайтесь, вас обманули большевики». Но красногвардейцы, воочию убедившись во враждебных настроениях местного населения, «ещё больше обозлимшись… и решили не давать никакой пощады казачеству».С Суровикино начались большие бои – Верхний Чир, Нижний Чир. Донской мост был взорван, казаки каждый день рвали пути, гнули рельсы, жгли шпалы. У ст. Грачи увидели картину: лежит казак – у него молотком голова разбита, а рядом – слесарь, тоже убит.
Однажды красногвардейская разведка наскочила на вредителей. «Было их человек 20, а у нас был Ткаченко, здоровый парень, он говорит: «Что вы делаете? Мы же вам ничего не делаем, зачем путь разбираете? Вы же керосину не сумеете получить». А один молодой парень говорит: «Я бы не пошёл, так отец сказал: если не пойдешь – убью».
Этот казак, из староверов, «который служил в старой царской армии», потом присоединился к красным. Вообще, казачество кололось по возрастному признаку – молодые уходили к большевикам, старые присоединялись к белым. У Дона взорванный мост задержал красных надолго, но в конце концов умелые руки пролетариев его восстановили, эшелоны переправлялись и шли на Ляпичево. Здесь и наступила развязка трагической истории этого молодого казака. Пусть говорит документ: «Когда мы проходили, он заскочил на свой двор, увидел оседланную лошадь, а его отец был в бою против нас. Он хотел уйти, но не успел. Тогда этот молодой парень говорит: «Пойдемте ко мне». Он вывел отца и собственноручно отрубил ему голову… Затем пригласил нас, пулемётчиков, поминать отца. Мы уходили на Кривую Музгу.»

Остатки разношерстных красногвардейских отрядов, отходивших к Царицыну, были объединены здесь в 5 армию под командованием Ворошилова. Дальнейшее известно из истории гражданской войны. Начались регулярные военные действия…

«Ибо отныне отец будет против сына и сын против отца» (Евангелие от Луки. 12:53)
------------------
(1998)