Из повседневной жизни Донского казачества.
Так 30 июля 1634 г. один из казачьих отрядов ушёл «на крымскую степь, под шляхами лежати, и сошлись государь, с нагайскими людьми по сию сторону Северного Донца, в Кундрючьих вершинах». В ходе жестокого боя казаки разгромили отряд нагаев возвращавшихся после набега на русские украины: «татар побили и полон отгромили». Всего казаки освободили 94 русских пленников. Захваченных в плен 70 татар донцы привели в казачьи юрты, где по приговору Круга порубили.
6 сентября Войско получило известие о походе на Русь азовских и нагайских людей, общим числом «с 200 (2000 ?) и больши»: «потом дошла до нас весть, что азовские и нагайские люди пошли на Русь, и мы, холопи твои, переговоря меж собою, чтоб тебе, государю, послужить, пошли за ними; и сошли, государь, на тех татар, на реке Быстрой, одних порубили, других живых побрали». Изрубив и рассеяв неприятелей казаки захватили 22 человека в плен, которые позже были казнены по приговору Войска.
25 декабря 1634 г. Войско Донское совершило большой конный поход на улусы Большого и Малого Нагая, расположившиеся в районе урочища Чубур: «Ходили мы в Нагайскую степь войском и пожгли нагайских улусов на Чубуре, дворов тысячи с две и больши… а твоим государским щастием и те улусы взяли, а татар порубили, а жон и детей в полон поимали». Нагаи защищая свои семьи, рубились отчаянно, в плен было взято всего 153 человека, зарубленных впоследствии в Главном Войске, по приговору Круга. Жён и детей было взято в плен более 800 человек...
Прибывший тем временем в Азов кафинский паша с отрядом янычар, соединившись с нагаями, стали тревожить казаками своими набегами. 20 апреля 1635 г. их большой отряд переправился на Казачий остров: «и нам холопям твоим учинили шкоту великую, лошадей с 500 с острова согнали». Ободрённый удачным набегом на донцов, паша 24 апреля вновь послал янычар и нагаев на Казачий остров взять языков и угнать оставшихся лошадей. Но казаки ожидали нападения и усилили свои заставы на Казачьем острове, сосредоточив их в местах вероятной высадки неприятеля. Как только азовцы и нагаи «на остров влезли, а наш, государь, караул взял, и милостию Божиею, а твоим государским счастием тех крымских и азовских людей, человек со 100 порубили без остатка». В плен было взято 31 «человека из числа кафинцев и азовцев, приходивших на Монастырский… и тех людей, приветчи к Войску… всех порубили без остатку». Ведь по древнему казачьему обычаю, всех пленников захваченных с оружием в руках на острове или в черте городка, донцы на окуп не отдавали, казня без жалости: «тем людем спуску не бывает, и на окуп не даём, которых на острову поимаем».