Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет docent ([info]docent)
@ 2019-10-28 16:17:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:История Украины, НСЗУ, ФАКТЫ

80 лет назад Галичина и Волынь попросились в состав Украинской ССР

26-28 октября 1939 года во Львове состоялось Народное Собрание Западной Украины, на котором делегаты от Волыни и Галичины приняли решение о воссоединении своих земель с УССР. После Польского похода Красной армии перед советским руководством встала задача легитимизации территориальных приобретений.

1 октября 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело вопросы, касающиеся Западной Украины. На этом заседании было принято решение провести на ставших в сентябре советскими территориях Украинские народные собрания, перед которыми ставилась задача: решить вопросы о характере создаваемой власти, о вхождении Западной Украины в состав УССР, о передаче помещичьих земель крестьянским комитетам, а также о национализации банков и крупной промышленности. Политбюро ЦК ВКП(б) назначило выборы в Народное Собрание Западной Украины на 22 октября, а их созыв — на 26 октября 1939 года.
Инициатива проведения собрания должна была исходить от Временного управления Львова. Для организации собраний планировалось создать комитет, в который входили бы члены этого управления, представители от областей, крестьянских комитетов, рабочих организаций и интеллигенции. Политбюро ЦК ВКП(б) подробно определило порядок проведения выборов и самого собрания, направляя «волю трудового народа».
4 октября 1939 Временное управление Львова обратилось к Луцкому, Станиславовскому и Тернопольскому Временным управлениям с воззванием, в котором предлагалось создать комитеты по организации выборов в Народное Собрание. 5 октября утвердили состав организационного комитета, а на следующий день — «Положение о выборах в Украинское Народное Собрание Западной Украины». Право выдвигать кандидатов в него, согласно статье 20 Положения, имели «крестьянские комитеты, временные управления, собрания рабочих на предприятиях, собрания рабочей гвардии, собрания интеллигенции».
Всего на территории Галичины и Волыни было создано 1495 округов по выборам в Народное Собрание, по каждому из которых выдвигался, как правило, один кандидат, согласованный заранее местным руководством КП(б)У, хотя бывали и исключения. 19 октября 1939 года газета «Вільна Україна» и другие местные издания опубликовали «Лозунги к выборам в Украинское Народное Собрание», в которых несколько раз упоминался «вождь и учитель, лучший друг украинского народа — великий Сталин». Заканчивалась публикация призывом: «Граждане, помните! Воскресенье 22 октября — день выборов в Украинское Народное Собрание! Все, как один человек, примем участие в выборах депутатов в Украинское Народное Собрание!»
Как писал в своих воспоминаниях, изданных в 1958 году в Нью-Йорке в книге «Західня Україна під большевиками» пожелавший остаться неизвестным львовянин, «когда какой-то герой говорит вам, что он не голосовал, советую не верить ему: голосовали все... Тяжело мне объяснить, почему население Галичины, несмотря на свою несомненную установку против большевиков, не пробовало сопротивляться выборам. Большое влияние, несомненно, имело и то, что все понимали бесполезность всякого сопротивления: пойдём голосовать или нет — ничего выиграть, ничего изменить нельзя. Но самое важное то, что люди вообще не допускали мысли о возможности оппозиции. Мол, так должно быть, как нам продиктовано, и конец».

Всего из 4 776 300 избирателей Западной Украины приняли участие в голосовании 4 миллиона 434 тысячи (92,8%). За согласованных кандидатов отдали свои голоса 90,9% проголосовавших. В 325,9 тысячи бюллетеней фамилии кандидатов были зачёркнуты, но только в 8 округах на Волыни и в 3 во Львовской области это повлияло на исход голосования: кандидаты получили менее половины голосов, и выборы там были признаны недействительными.
Абсолютное большинство депутатов Народного Собрания составляли рабочие и крестьяне, было несколько врачей и деятелей культуры, но ни одного украинского политического деятеля межвоенной Польши.
Заседание Народного Собрания состоялось 26-28 октября 1939 года во Львове, в здании Оперного театра.
Мероприятие почтили своим присутствием руководители советской Украины, также избранные депутатами НСЗУ: 1 секретарь ЦК КП(б)У Никита Хрущёв, председатель Совета Народных Комиссаров УССР Леонид Корниец, командующий войсками Киевского военного округа Семён Тимошенко (последний во время Польского похода РККА командовал Украинским фронтом). Среди выступавших гостей был также режиссёр Александр Довженко, приехавший из Москвы для съёмок фильма о присоединении Западной Украины к СССР.

Однако первую скрипку играли местные: рабочий, активист «Украинского рабочего союза» Василий Садовый, крестьянин и многолетний подпольщик Коммунистической партии Западной Украины Юстин Шкалубина, председатель Украинского врачебного общества Марьян Панчишин (кстати, позже министр здравоохранения в «правительстве» Ярослава Стецько), профессор-языковед Кирилл Студинский. Последний был избран председателем Народного Собрания, и именно он 27 октября 1939 года зачитал главную его декларацию — «О вхождении Западной Украины в состав СССР и воссоединении с УССР».
Биографии других депутатов можно найти в моем ЖЖ по метке "НСЗУ"
Общее число установленных лиц составляет 679 человек.
Из них: умерли своею смертию – 117
погибли в годы ВОВ – 35
убиты бандеровцами – 20
погибли от сталинских репрессий – 5

В декларации были, в частности, такие слова:
«Просить Верховный Совет Союза ССР принять Западную Украину в состав Союза Советских Социалистических Республик, включить Западную Украину в состав Украинской Советской Социалистической Республики с тем, чтобы соединить украинский народ в едином государстве, положить конец вековому разъединению украинского народа» — то есть первая апелляция была всё же к Москве, а не к Киеву.
Кроме неё, Народное Собрание приняло ещё три декларации: об установлении советской власти на Западной Украине, о конфискации помещичьих и монастырских земель и о национализации банков и крупной промышленности. После завершения собрания 28 октября в центре Львова состоялся парад частей Красной Армии.
Народное Собрание Западной Украины избрало также Уполномоченную комиссию из 66 людей, которые должны были представлять Западную Украину на внеочередных сессиях Верховных Советов СССР и УССР. Комиссия направилась в Москву, где 1 ноября 1939 года ВС СССР принял решение о вхождении Западной Украины в состав Советского Союза.
После заседания члены комиссии встретились с высшими руководителями СССР — Сталиным, Молотовым и Калининым.
14 ноября 1939 года внеочередная сессия Верховного Совета УССР 1 созыва приняла Закон о включении Западной Украины в состав УССР и в декабре 1939 были образованы Львовская, Дрогобычская (позже включена в состав Львовской), Станиславская (ныне Ивано-Франковская), Тернопольская, Ровенская и Волынская области. Несмотря на 28 с лишним лет независимости, «сталинское» административно-территориальное деление Западной Украины до сих пор остаётся без изменений.

И еще

"Сохранилась видеозапись заседания НСЗУ в Львовском оперном театре: под портретами Ленина и Сталина делегаты произносят пламенные речи, а зал захлестывают просоветские эмоции. Как советской власти буквально за месяц удалось добиться такой «стерильности»? Или энтузиазм был искренним?

Интегрировать западную Украину поручили Никите Хрущеву, тогда первому секретарю ЦК КП(б)У. Ему было труднее: здесь еще 20 лет тому назад в разгар русской революции были слишком популярны идеи украинской государственности.

Впрочем, доцент Луганского национального университета Юлий Федоровский, проводящий кропотливую работу по восстановлению тех событий, уверен, что энтузиазм народа был искренним, и предпочитает называть это время «золотым сентябрем»:

— Причины? Крайне незавидное положение русинов (сегодня называемых «западными украинцами») в польской державе, где они подвергались дискриминации. «Сходни Кресы» практически официально считались Польшей второго сорта, здесь не развивалась индустрия, сдерживалось развитие торговли. Плюс существование украинского государства — заветной мечты «самостийников» — было реальным фактом, хоть и в форме УССР. Да и первые шаги советской власти были реально направлены на радикальное улучшение жизни: ликвидация помещичьего землевладения, открытие бесплатных больниц, украинских школ.

Что касается безальтернативности выборов, г-н Федоровский это опровергает, ссылаясь на воспоминания делегата НСЗУ Гринько: «Моим соперником был врач Божко из соседних Ланивцев, он был лояльным польской власти. Хотел выслужиться и перед новой властью. За Божко агитировал и политрук». Гринько утверждал, что его фамилии в итоговом бюллетене не оказалось, но настоял, что избиратели ее могут вписывать от руки, и победил. При этом итоги выборов он преподносит так: за Божко — всего несколько селян, за него — 2500, а против него же — 40.

Впрочем, по словам г-на Федоровского, «даже ярый украинский националист-историк Кульчицкий признает: "В процедуре выборов допускались немыслимые для СССР отклонения, когда на одно место претендовали несколько кандидатов в депутаты"». В этом случае одну фамилию можно было вычеркнуть карандашом.

По данным луганского историка, в число делегатов НСЗУ попали несколько членов Организации украинских националистов (ОУН) [деятельность признана экстремистской, запрещена на территории РФ решением суда — прим. Sobesednik.ru]. Он это объясняет не только первоначальной неразберихой, но и тем, что ОУНовцы подвергались гонениям в Польше, а СССР воспринимали поначалу как шанс. «Необходимо дать наказ своим представителям, чтобы они на Собрании поставили вопрос об организации "самостийной Украины"», — говорилось в одной из сводок НКВД в Луцке со ссылкой на совещание националистов. Тактику ОУНовцев «не проявлять себя и стремиться в комсомол и партию» подтверждают и сводки из Тарнопольской области. Однако уже в конце 1939 года делегатов-сторонников независимости Украины из ОУН стали арестовывать (несмотря на то, что они, как и все, голосовали «за СССР») и они взяли курс на открытое восстание. Пик их борьбы с советской властью пришелся на военные и послевоенные годы, но это уже совсем другая история.

Попытки отклониться на собрании от большевистского сценария действительно были, хотя и довольно робкими: например, польская писательница Галина Гурская хотела предложить автономию для Львова, где население было на 80–90% польским и еврейским (украинцы проживали в основном в селах), но ее отговорили. Сталинских репрессий она избежала, но была расстреляна фашистами в львовском еврейском гетто в июне 1942 года.

Еще более драматично сложилась судьба доктора Марьяна Панчишина — того самого, который от имени народа западной Украины зачитывал в Кремле полную сталинского экстаза речь. Перед началом Великой Отечественной войны он возглавил в родном Львове медицинский институт, но отказался его эвакуировать в Россию по приказу из центра. С приходом немцев вошел в состав созданного Бандерой Украинского государственного правления как «министр здоровья». Бандеровский «кабинет министров» немцами был быстро распущен, но под гитлеровские чистки Панчишин не попал, его оставили во главе клиники. Умер от разрыва сердца в немецкой оккупации в резиденции львовского митрополита, где скрывался от польских радикалов. За что именно активисты-поляки жаждали расправиться с ним — за Сталина, за Бандеру или за обоих сразу, достоверно выяснить не удалось. В 1993 году во Львове небольшую Байкальскую улицу переименовали в улицу Панчишина, а в 2018 руководство облбольницы выступило с инициативой назвать в его честь улицу покрупнее, на которой размещены больничные корпуса (сейчас она носит имя Некрасова). В городе Марьяна Панчишина помнят прежде всего как одного из лучших врачей.

официальные данные

Белоруссия: явка 96,71%, за советских кандидатов — 90,67%.

Украина: явка 92,83%, за советских кандидатов — 90,93%.

Против советского кандидата проголосовали в общей сложности на 13 участках (два в Белостокском, восемь — в Луцком и три — во Львовском округах).

К.Баканов
«Собеседник» №45. 25.11.2018