|
|
Как начиналось подполье УВО-ОУН в Донбассе
Подполье ОУН ведет свое начало на Донбассе еще с начала 30-х годов прошлого века. В архиве СБУ по Донецкой области сохраняется уголовное дело № 30700-пф на Николая Васильевича Зайца, 1896 года рождения, выходца из Галичины, который на момент ареста 1 февраля 1933 работал заведующим оперсектором отделения Цекомбанка в Артемовске Донецкой области и был обвинен по статье 54 - 11 УК УССР (участие в контрреволюционной организации и проведении подрывной работы, направленной на свержение советской власти).
В том же 1933 году он был приговорен к 10 годам заключения. В 1937 Николая Зайца расстреляли, как и многих других узников Соловков, в пресловутом урочище Сандормох.
Из протоколов допросов следует, что по крайней мере с 1923-24 годов Заяц активно сотрудничал с Украинской Военной Организацией (УВО), будучи студентом нелегального украинского университета. Поляки довольно быстро «вычислили» его по бурной деятельности и в апреле 1925 года Николай Заяц вместе с еще одним членом УВО Морозом проходят советско-польскую границу и оказываются на Большой Украине. Тайны разведупра
В Киеве с ним вступает в контакт сотрудник разведывательного управления (разведупра) Любомирский и уже в день прибытия из-за рубежа Заяц встречается с Яворским - тоже галичанином увистом (УВО), работающим в разведывательном управлении.
Именно Алексей Яворский устраивает на работу Николая Зайца, легализовав последнего в СССР. Судя по протоколам дальнейших допросов, Николай Заяц становится двойным агентом. На допросе от 15 февраля 1933 года он об этом рассказывает подробнее: «Прибыв в Киев, я при содействии Яворского был назначен на работу в разведывательное управление, где сначала выполнял функции курьера, а месяцев через 2-3 стал уполномоченным Каменец- Подольского разведуправления. Параллельно с работой резидентуры развед. управления, состоявшую главным образом из членов «Украинской Военной Организации» я получал задания от Яворского по работе и связи членов УВО в Польше и Украине ... ».
Казалось бы - это обычный бред следователей ОГПУ. Однако, оказывается, все не так просто ... Примерно в то же время были арестован, вероятно, в Киеве, Леонид Андреевич Михненко, 1898 года рождения, старший унтер-офицер австрийской армии и прапорщик Украинской Галицкой Армии, который до ареста работал руководителем сектора поставки Киевской филиала Всеукраинского аптекоуправления.
Допросы Зайца 11 и 15 февраля 1933 года, а также Леонида Михненко 17 февраля 1933 проходили почти одновременно, только допрашивали Зайца в Артемовске, а Михненко - в Киеве. Однако в их показаниях совпадали фамилии, раскрывалась организация, каналы нелегальной связи между Галичиной и УССР. И если из протоколов отбросить субъективное отношение тех, кто допрашивал и режиссуру следователей ГПУ, перед нами предстанет реальная картина событий, действительно состояшихся в 20-е годы. К тому же, уже достаточно широко известный факт распространения на Донбассе листовок ОУН примерно в это время.
Подробнее об этом говорится в брошюре Юрия Бойко, выпущенной еще в 1946 году «Евгений Коновалец и Средне-восточные земли». Судя по всему, УВО Евгения Коновальца еще в середине 20-х удалось создать для деятельности будущего подполья ОУН достаточно прочные и разветвленные оперативные позиции в УССР. Те же Заяц и Михненко, вне всякого сомнения, участвовали в деятельности подполья ОУН в Киеве и на Донбассе и погибли как сознательные борцы за независимую Украину, а не невинные жертвы ГПУ-НКВД.
(Источник)
|
|