Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет eregwen ([info]eregwen)
@ 2005-12-21 18:55:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Гардеробная королевы Бесс
Портретов Елизаветы существует великое множество, но в большинстве случаев вовсе не сама королева притягивает взгляд, а её роскошные костюмы. Порой она даже теряется на их фоне. Ну что ж.. Елизавета, как и её отец, Генрих VIII, одевалась так, чтобы производить впечатление - и она этого добивалась. Давайте отвлечёмся от грустных историй и просто рассмотрим поближе платья Елизаветы.

Честно говоря, я не люблю елизаветинскую моду. Но некоторые платья могу подолгу разглядывать - просто как произведения искусства. Вот одно из них, его вышила и подарила королеве графиня Шрусбери, Бесс Хардвик. Обратите внимание на юбку - чего и кого там только нет...



А это портрет, написанный около 1580-85 года Маркусом Гирертсом старшим - у Елизаветы в руках оливковая ветвь, символ мира, платье изумительно вышито. Обратите внимание, у Елизаветы в руках перчатки - королева гордилась красотой рук, и демонстрировала их практически на всех своих портретах.



А вот еще одно платье с интересной вышивкой, известный "Rainbow portrait", "С радугой", написанный в 1600 году Исааком Оливером, учеником любимого портретиста Елизаветы Николаса Хилларда. Платье вышито цветами, а на мантии изображены глаза и уши, которые символизируют то, что королева всё слышит и видит. Змея на левом рукаве, символ мудрости, держит во рту крупный рубин - сердце королевы. Ну а жемчуг, который так любила Елизавета - символ девственности. Надпись слева означает "нет радуги без солнца", то есть и мир и спокойствие, которые символизирует радуга, возможны только благодаря королеве.



И еще одно платье с очень красивым растительным орнаментом - жаль, видна только часть пышно расшитой юбки (портрет написан в 1590):



На портрете, написанном в том же году, у королевы в волосах.. пара вишенок. Неужели настоящих?



Кроме жемчуга, на платьях Елизаветы можно часто увидеть рубины, например, как на этом:



Или этом - портрет изображает пожилую Елизавету. Неужели головной убор украшает тоже огромный рубин?.. Не похоже. Но тогда что?



Еще одно платье, расшитое рубинами:



Никто не смел превзойти королеву в пышности одеяния, и в поздние годы фрейлины Елизаветы должны были носить платья белые или серебристые, в то время как сама она одевалась во все цвета. (Вспоминается Джейн Сеймур, фрейлины которой должны были носить не менее ста двадцати жемчужин). Но, говорят, любимыми её цветами оставались черный и белый. Вот белое платье на портрете, написанном в 1590-92 гг. Герартсом (и снова тот же головной убор с огромным "рубином").



А вот в чем-то похожее платье.



Это деталь портрета, изображающего Елизавету, участвующую в процессии. Снова белое платье.



Но не следует думать, что Елизавета был расточительной. Несмотря на всю роскошь костюмов, она тратила на них куда меньше своих наследников. Платья зачастую переделывались, менялись рукава, воротники, драгоценности перекочевывали с одного платья на другое.

Вот деталь портрета, изображающего пожилую Елизавету - черное платье с прорезями, расшитое жемчугом.



А вот еще один портрет. Платье, по всей видимости, то же самое - те же прорези, та же вышивка, но другой воротник.



И в нём же Елизавета минимум на ещё одном портрете, только снова другой воротник.

А вот два роскошных портрета кисти Николаса Хилларда, оба написаны около 1575 г. (некоторые специалисты полагают, что второй был написан год спустя после первого, 1575и 1576 соответственно). Покрой платьев очень сходен, и там, и там одно и то же ожерелье и, по всей видимости, головное украшение. Первый - "Портрет с пеликаном" (подвеска на груди Елизаветы, пеликан символизирует любовь к подданным - помните легенду о том, что пеликаны раздирают себе грудь, пытаясь накормить птенцов собственной кровью? Эта подвеска присутствует еще на нескольких портретах), второй - "Портрет с фениксом". Снова подвеска, на этот раз символизирующая самопожертвование и возрождение.





На этих двух портретах обращают на себя внимание веера. Особенно на этом, написанном в 1575 г. неизвестным автором - веер из разноцветных перьев.



А здесь, кроме веера, обратите внимание на тончайшую, но очень богато расшитую вуаль.



И только на некоторых портретах Елизавета в строгих, даже элегантных платьев, скажем, как на этом портрете, написанном в 1583 г. Квентином Метсисом младшим, "Портрет с решетом". Решето - символ непорочности (у Петрарки весталка доказывает свою чистоту, принеся воду в решете и не проронив ни капли), и оно фигурирует еще на некоторых портретах королевы-девственницы.



А этот набросок молодой Елизаветы (1570 г., мастер - Зуккаро) я просто очень люблю:



И как же разительно отличается мода конца правления Елизаветы от моды её молодости.. Один из ранних её портретов, написанный неизвестным в 1560 г.



А вот портрет королевы Анны, супруги Якова I, сменившего Елизавету на престоле. Типичнейшее "елизаветинское" платье.



Кому, в сущности, и быть законодательницей мод, как не королеве?

PS Чтобы рассмотреть портреты подробнее, кликните на изображение - вся прелесть в деталях. :)


(Добавить комментарий)

(Комментарий удалён)

[info]eregwen@lj
2005-12-21 13:13 (ссылка)
Спасибо. :)

Я начала даже подозревать, что это крупный коралл. В общем, вопрос нужно выяснять. Наверняка где-то что-то сказано, просто я пока так и не нашла.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ermenengilda@lj
2005-12-21 15:35 (ссылка)
Забавно было бы, если бы дочь Анны Болейн действительно носила в прическе гранат :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-12-21 15:38 (ссылка)
О, да. "Ирония судьбы" это бы называлось. :)

Купила книгу Кэроли Эриксон о Елизавете. Ещё не читала, беру с собой на каникулы в Киев.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ermenengilda@lj
2005-12-21 15:45 (ссылка)
О, тогда удачных Вам каникул. Мне сегодня с Амазона пришло Scouting for Boys, а также Love Actually и (брату) двухдисковый Kingdom of Heaven :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

И Вам :)
[info]eregwen@lj
2005-12-21 15:47 (ссылка)
Точно ли Scouting for Boys Вам, а Kingdom of Heaven брату, не наоборот? :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: И Вам :)
[info]ermenengilda@lj
2005-12-21 15:51 (ссылка)
Мы все равно поделимся :-))

Нет, скаутов -- мне, я любитель викторианской антропологии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-12-21 15:56 (ссылка)
Неужели Вам нравится этот кузнец?! :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ermenengilda@lj
2005-12-21 16:51 (ссылка)
Скажем так: мне нравится саундтрек, пейзажи, костюмы, оружие, бои и даже некоторые реплики. Ах да, и отдельные актеры ;-))

(Ответить) (Уровень выше)

(Комментарий удалён)

[info]eregwen@lj
2005-12-22 04:47 (ссылка)
Я в детстве часто делала себе серёжки из вишен или черешенок. На Елизавете это смотрится как-то особо трогательно. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lady_capeacane@lj
2011-10-18 06:50 (ссылка)
Случайно, не из тех ли вишенок - та вишневая косточка с 113 (или даже, говорят, 185) миниатюрными портретами, которая датируется концом XVI в. и в настоящее время хранится в дрезденском музее Зеленые Своды, основанном Августом Сильным?
Ведь он, насколько мне известно, увлекался искусством, причем в особенности - как раз-таки декоративно-прикладным искусством маньеризма и раннего барокко: едва ли не основная часть его коллекции - поделки конца XVI - начала XVII вв. из девственно-чистого, как сама Елизавета, и столь же "очаровательно-неправильного", с точки зрения господствовавшей тогда махрово-католической культуры, жемчуга барокко.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ermenengilda@lj
2005-12-22 09:19 (ссылка)
А чей символ вишня?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-12-22 11:01 (ссылка)
Не знаю..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ermenengilda@lj
2005-12-22 11:14 (ссылка)
Вот и я недоумеваю :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]laura_corolla@lj
2005-12-21 13:26 (ссылка)
как красиво и интересно! спасибо большое! веера очень интересные. На четвертой сверху веер кажется почти прозрачным и невесомым.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Пожалуйста :)
[info]eregwen@lj
2005-12-21 13:41 (ссылка)
А мне из-за своей прозрачности и невесомости очень нравится стоячий воротник на третьем сверху портрете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Пожалуйста :)
[info]laura_corolla@lj
2005-12-21 14:01 (ссылка)
о да! Кружевные отделки, воротнички и вуали вообще потрясающие-волшебные на всех картинах - а ведь и в действительности все эти кружева были очень красивы и изящны. Даже не представляю, какой это труд - создавать подобное.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-12-21 15:23 (ссылка)
Не могу представить, как тогда создавались настолько прозрачные ткани. Кружево - более-менее понятно, но вот эта ткань наподобие газа..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kavery@lj
2005-12-21 14:09 (ссылка)
Очень интересно. Судя по всему растительная символика тканей тоже важна. Сейцчас уже не успею все толком посмотреть. На первом ирисы и лилии - традиционный набор Девы Марии, Анютины глазки (или фиалки) - тоже.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-12-21 15:31 (ссылка)
Про Rainbow portrait где-то было сказано, что изображены на нём English wildflowers.

Image

Обратите внимание, вышивка на лифе и рукавах, если приглядеться, различается. На лифе снова анютины глазки и, кажется, клевер..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-12-22 06:23 (ссылка)
Да, похоже, что клевер и, кажется гвоздики. Они были весьма популярны в эпоху Шекспира. Собственно одно из их названий sweet william как раз вчесть него.
А поповоду первого платья я в истории костюма вчера прочитала, что рыбы и чудища - это обитатели английских морских колоний и заваеванных Англией морей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-12-22 06:34 (ссылка)
Стыдно сказать, но я сперва чуть не приняла клевер за землянику. :) Потом рассмотрела листья и поняла, что ошиблась.

А про морских чудищ - очень интересно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

PS
[info]eregwen@lj
2005-12-22 06:36 (ссылка)
В знаете.. всё-таки земляника. То, что я принимала за трилистник - это, кажется, листок с ещё одноё ягодкой. Остальные два листочка никак на трилистники "не тянут".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: PS
[info]kavery@lj
2005-12-22 06:54 (ссылка)
Очень сложно понять, это может оказаться чем угодно ): Слишком стилизованно. На многих картинах сложно понять, какой именно цветок изображен.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alla_hobbit@lj
2005-12-21 15:07 (ссылка)
Здорово! Вышивка на платьях изумительная на самом деле.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-12-21 15:22 (ссылка)
Меня в дрожь бросает при мысли о том, сколько времени на такое уходило. Хотя.. если человек этим зарабатывает на жизнь..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kolonok@lj
2005-12-22 09:58 (ссылка)
Красота!
Задумчиво: а на кой ей столько портретов?? :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-12-22 10:15 (ссылка)
У меня их штук 70, не меньше. И то это далеко не всё. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kaerlynn@lj
2006-01-25 13:34 (ссылка)
Потрясающе! Спасибо.

А красный камень в прическе смахивает на коралл.

(Ответить)


[info]melanyja@lj
2006-02-23 18:07 (ссылка)
В детстве обожала первую картинку, где платье с обитателями моря. Вырезала её из какой-то летской книжки и играла как с куклой.

(Ответить)

Елизавета и Феникс
(Анонимно)
2006-03-27 16:11 (ссылка)
Здравствуйте, Tern. Спасибо большое за доставленное загляденье!
В связи с Елизаветой и Анной Болейн примите от меня небольшой подарок для Вас и всех Ваших гостей:
"Мы очень мало знаем об отношении Елизаветы к умершей матери. Говорили, что она гордилась своим отцом, но и матери, конечно, не стыдилась. Елизавета иногда пользовалась значком Анны Болейн - соколом, и когда она стала королевой, ее собственный символ - Феникс, скорее всего, означал, что она окончательно оправилась от удара, связанного с казнью матери. У Елизаветы также было кольцо с ее портретом, а первым архиепископом Кентерберийским она назначила капеллана Анны Мэтью Паркера, который искренне верил в то, что Анна поручила ему свою дочь для духовного наставничества. ..Судьба матери послужила Елизавете хорошим уроком того, что женщина в политике рискует быть вовлеченной в сферу эмоций и что правитель Англии может стать инструментом придворных интриганов."
Источник: Кристофер Хейг Елизавета I Английская. Серия "След в истории". Ростов-на-Дону: "Феникс", 1997. - С. 11 - 12.
С уважением и благодарностью, Барсик, волшебный тигр.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Елизавета и Феникс
[info]eregwen@lj
2006-03-28 05:49 (ссылка)
Спасибо волшебному тигру за волшебный подарок. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lady_natali_n@lj
2008-03-03 20:04 (ссылка)
спсибо! ) начала читать твой журнал не будучи ещё зарегестрированной в ЖЖ, очень интресно, вот тперь надеюсь регулярно читать твои новые статьи, про королеву интересно- она один из люимых мои исторических персонажей, а вот статью про перчатки разглядывал весь женский коллектив на работе , как водится повздыхали и помечтали..))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2008-03-05 06:01 (ссылка)
Спасибо. :) В планах масса интересного.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dubarri@lj
2008-11-04 17:10 (ссылка)
А что это за недорисованную трубку держит Елизавета в руке на третьем портрете?

(Ответить)


[info]or_ossa@lj
2013-05-26 19:35 (ссылка)
По поводу рубина — вероятно, изображён знаменитый т.н. Рубин Чёрного принца, который в действительностью является шпинелью, 170 карат, размером с куриное яйцо. Сейчас этот камень вставлен в английскую корону.
В Википедии о нём статья.
А на портрете его, конечно, могли и слегка преувеличить, для важности. :)

(Ответить)


[info]or_ossa@lj
2013-05-27 03:17 (ссылка)
По поводу рубина — вероятно, изображён знаменитый т.н. Рубин Чёрного принца, который в действительностью является шпинелью, 170 карат, размером с куриное яйцо. Сейчас этот камень вставлен в английскую корону.
В Википедии о нём статья.
А на портрете его, конечно, могли и слегка преувеличить, для важности. :)

(Ответить)