Отступление первое. Лучшее время для жизни
Недавно проведённый мною лично опрос читателей (ах, ну, разумеется, он абсолютно нерепрезентативен, хе-хе, — и особенно комментарии) подтвердил несколько давно и хорошо известных мне фактов.
Все их перечислять долго и нудно, обозначу лишь самую суть. «Золотым веком» подавляющее большинство респондентов дружно и с незначительными оговорками признали «длинный XIX век» — период, захвативший и век ХХ, примерно до начала Первой Мировой войны. Чем же так привлекательна эта эпоха? А вот чем. Все перечисленные участниками опроса бытовые и не очень бытовые ништяки обеспечивались наличием минимального числа субъектов международной политики и пребыванием всех остальных территорий, образований и конгломератов исключительно в состоянии объектов. Говоря ещё проще — наличествовало лишь несколько островов стабильности в море хаоса. Именно в этих островках стабильности — или будучи обеспеченным их «тыловой» мощью — можно было весьма комфортно существовать. Безусловно, это было (да и сейчас остаётся) привилегией зажиточных слоёв, — но кто из нас, положа руку на сердце, отождествляет себя с обитателем работного дома (из тех, кто знает, что это такое) или шахтёра в забое? Нам даже ремесленник или зеленщик — так себе компания! Из этого выбора следует ещё один закономерный вывод: консюмеризм победил. Собственно, этого и следовало ожидать. Сопротивляться тотальной пропаганде потребления могут лишь единицы, да и то не слишком эффективно. А стоит ли ей так уж сопротивляться? Об этом мы тоже поговорим несколько позже. Для тех, кто уже набрал в лёгкие побольше воздуха, чтобы громогласно возопить о гнусностях белых колонизаторов, театральным шёпотом сообщаю: русские среди этих белых колонизаторов смотрелись вполне органично и естественно. И точно так же, как и все прочие белые люди, свободно перемещались по цивилизованному и не слишком цивилизованному миру, полагаясь в основном на кошелёк и револьвер, и много говорящие нам понятия «пограничный контроль» и «шенгенская виза», будучи истолкованными в привычных образах той эпохи, вызвали бы у них изумлённое негодование: помилуйте, сударь, да как такое возможно?!
Бедняги. Они ещё не привыкли к тому, что возможно всё. Чистые, наивные идеалисты. Почти никто не выбрал 60-е годы ХХ века — эпоху глобального «парада суверенитетов», победного шествия т. н. «национально-освободительных», «антиколониальных» переворотов и даже революций, охвативших Африку, Азию, Латинскую Америку. А ведь это была по-настоящему великая и прекрасная эпоха — первый спутник, первый человек на орбите Земли, Лунная эпопея, планы освоения Космоса и Мирового Океана, расцвет «гражданской футурологии», обложки и иллюстрации «Популярной механики» и «Техники — молодёжи», и сегодня вызывающие неподдельный интерес и чувство, похожее на ностальгию.
Весна людей. Молодость мира. Неужели никому не стучит в сердце пепел сгоревших надежд Человечества?!
Мне — стучит. Вот потому и появились эти заметки. Продолжение следует |