Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет gr_s ([info]gr_s)
@ 2008-01-22 18:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Бернаны и бернанки
Fed с упрямством идиота снижает ставку. Но на этот раз, похоже, бернаны и бернанки уже никого не обманут - кролик не вылезет из цилиндра. Собственно, если удастся обмануть и на этот раз, последствия будут ужасающими. Привет, так сказать, от папаши Гринспена.



При процентной ставке, которая складывается на рынке без дополнительного кредита, создаваемого банковской эмиссией фидуциарных средств обмена, прибыльными будут только те предприятия, для которых в экономике нашлись необходимые факторы производства по рыночным ценам. Пусть теперь ставка понижена путем кредитной экспансии. Те бизнесы, которые не были прибыльными при рыночной ставке, покажутся прибыльными при этой ставке, искусственно заниженной. При снижении ставки против рыночного уровня появляется возможность начать проекты, которые были бы разорительны при естественной ставке кредита. После снижения ставки реализация именно таких начинаний, собственно, и выливается в экономический бум. Но экономика недостаточно богата, чтобы поддержать его, - в ней нет свободных ресурсов, необходимых для окончания этих дополнительных проектов. Необходимые ресурсы должны быть изъяты у других предприятий. Если бы эти ресурсы существовали, то для появления новых проектов не было бы нужды прибегать к кредитной экспансии.

Кредитная экспансия не в состоянии увеличить предложение реальных благ. Она, скорее, способствует их перераспределению. Она отклоняет капитальные вложения от тех направлений, которые предписываются наличным состоянием общественного богатства и рыночными условиями. В итоге экономический подъем не имеет под собой достаточно твердого основания. Он представляет собой, так сказать, иллюзорное процветание, поскольку не является следствием увеличения общественного богатства. Наоборот, подъем начинается именно вследствие того, что кредитная экспансия создала иллюзию этого увеличения. Рано или поздно становится очевидным, что небоскреб "экономического процветания" возведен на песке.

Рано или поздно, кредитная экспансия, которая осуществляется посредством дополнительной эмиссии фидуциарных денег, должна привести к депрессии. Как бы сильно банки ни хотели продолжать экспансию, они не в состоянии проводить эту политику бесконечно. Равным образом, невозможно продолжение этой политики и в ответ на оказываемое на банки политическое давление. Продолжение увеличения предложения фидуциарных денег обернется просто-напросто непрерывным ростом цен. В свою очередь, инфляция может продолжаться только до тех пор, пока общественное мнение продолжает считать, что она вот-вот прекратится. Однако, когда подозрение в том, что инфляцию не собираются останавливать, перейдет в стойкое убеждение, начнется паника. Оценивая деньги и товары, публика начинает предвосхищать увеличение цен, учитывать его, включая в цены сделок соответствующие поправки на рост цен до того, как эти цены повысятся фактически. В результате цены начинают неудержимо расти, превышая все мыслимые уровни, еще недавно считавшиеся нереальными. Люди начинают отказываться от использования денег, скомпрометированных ростом фидуциарных средств обмена. Начинается бегство от денег. Люди лихорадочно скупают иностранную валюту, металлические слитки, "реальные ценности", а в обменах переходят на бартер. Это и есть, собственно говоря, разрушение денежной системы общества.

Обычно политика кредитной экспансии прекращается задолго до того, как будет достигнута эта критическая точка. Кредитная экспансия прерывается под действием двух обстоятельств - во-первых, из-за ситуации, которая складывается в сфере международной торговли, и, во-вторых, вследствие наличия опыта предыдущих кризисов. Этот опыт , как правило, рано или поздно воплощается в нормах национального законодательства, накладывающих ограничения на право центрального банка эмитировать банкноты и выдавать кредиты. В любом из этих случаев политике кредитной экспансии должен быть положен конец - если не раньше, вследствие изменения политики частных банков, то позже - вследствие того, что события приобретают катастрофический характер. Чем раньше будет прекращена кредитная экспансия, тем меньший ущерб будет нанесен стимулированием деловой активности в неверном направлении, тем более мягким является кризис и тем короче будет период общей депрессии и экономической стагнации.
[курсив мой - gr_s].

Источник: Людвиг фон Мизес, "Экономический кризис и его причины". Доклад, подготовленный Л. фон Мизесом для Совета немецких промышленников, был прочитан им на заседании Совета 28 февраля 1931 года. Русский перевод: http://www.sapov.ru/2003/n03-02.htm


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]gr_s@lj
2008-01-22 14:55 (ссылка)
Собственно, можно заказать оригинал:
http://www.mises.org/store/History-of-Money-and-Banking-in-the-United-States--P191C18.aspx

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dyak@lj
2008-01-22 17:26 (ссылка)
Вот pdf версия.

Полез посмотреть то, про что знаю кой чего, и обнаружил, что, странным образом, то, что в США обычно называют French and Indian Wars (http://en.wikipedia.org/wiki/French_and_Indian_Wars) Ротбард сводит к, мягко говоря, предвзятой фразе "Massachusetts was accustomed to launching plunder expeditions against the prosperous French colony in Quebec" на 51й странице, что не лучшим образом характеризует его как историка.

http://www.mises.org/rothbard/historyofmoney.pdf

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2008-01-22 20:36 (ссылка)
Здесь два коммента.
Первый такой. Предметом этой книги не является военная или политическая история США, ее тема более узкая. Даже в фундаментальном четерхтомнике, посвященном экономической истории колониального периода (Conceived in Liberty, он выложен полностью на mises.org, например, pdf второго тома см. здесь: http://www.mises.org/books/conceived2.pdf) , политические истоки и перипетии военных конфликтов Ротбард оставляет на периферии изложения.

Второй такой. Предвзятость Ротбарда ничуть не больше обычной предвзятости историков, когда речь заходит об экономических материях. Об этом подробнее см. здесь: http://gr-s.livejournal.com/224591.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_ab@lj
2008-01-22 21:49 (ссылка)
Очень странная цитата. Историки не проповедуют экономические теории, а описывают результаты применения этих теорий на практике. То, что автор называет "меркантилизмом", zero-sum game - давно устаревшая теория, но когда она была на вооружении политиков, это было не изобретение историков. Наконец, какое же имеет значение для историка, какими причинами объясняются те или иные природные явления? Для него важно, как объясняли их древние греки. Историк не может игнорировать, скажем, предсказания Дельфийского оракула только на том основании, что для них не существует естественнонаучного объяснения - для него важно, что греки этим предсказаниям верили и строили свою политику исходя их этих предсказаний.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]conceptualist@lj
2008-01-23 09:08 (ссылка)
Чтобы описывать результаты каких-либо действий, необходимо пользоваться какой-либо теорией. Иначе будут получаться описания типа "съел огурец, а на следующий день умер от апоплексического удара". Историк описывает реальность, в которой действуют причинно-следственные связи самого разного рода. Эти причинно-следственные связи объясняются науками, которые историку могут быть неизвестны. Если историк в связи с этим не принимает мер предосторожности, он может сесть в лужу, и потом всякие экономисты или биологи будут смеяться над его сочинением.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_ab@lj
2008-01-23 09:39 (ссылка)
Историк прежде всего излагает уже совершившиеся события. Выстроить их он может по-разному, но смеяться тут не над чем. У Наполеоновских войн есть экономическое объяснение, есть политологическое, есть сугубо персонально-личностное и т. д. Все они имеют равное право на существование. Что касается причин смерти великих, особенно преждевременной, то они почти никогда не известны.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -