Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Чухонская Пиявка ([info]hyperion)
@ 2008-06-13 11:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Музыка:Above The Ruins - roses

Про настоящего литературоведа




Решил таки написать про историческую личность, оказавшую на меня самое большое впечатление в последнее время...
Если кто не знаком - то представляю, Виктор Борисович Шкловский. Критик, писатель, сценарист, литературовед. Основатель ОПОЯЗ, (Общества Изучения Поэтического Языка), один из лидеров литературоведческой школы "Формализма". Короче - махровая интеллигенция:) Я лично обратил на него внимание в первую очередь как на гениального сценариста, написавшего такие эпохальные вещи как сценарии к По Закону Кулешова и Третьей Мещанской Роома. Решил узнать про него поподробнее. Узнал. Куча книг, теорий, плодотворная научная работа, умер от старости. Но кроме этого:
Осенью 1914, вскоре после начала Первой мировой войны, уходит добровольцем в армию. Сменив несколько военных специальностей, возвращается в 1915 в Петроград, где служит в школе броневых офицеров-инструкторов.
(...)
Напряженная научная работа не помешала Шкловскому принять самое активное участие в февральской революции 1917. Он становится членом комитета петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве его представителя участвует в работе первого Петроградского совета. Как помощник комиссара Временного правительства выезжает на Юго-Западный фронт, где 3 июля 1917 во время летнего наступления демонстрирует чудеса храбрости. Приказ от 5 августа гласит: «Стоя в окопах, он под сильным орудийным и пулеметным огнем противника подбадривал полк. Когда настало время атаковать противника, он первым выпрыгнул из окопов и увлек за собою полк. Идя все время впереди полка, он прошел 4 ряда проволочных заграждений, 2 ряда окопов и переправился через реку под действительным ружейным, пулеметным и орудийным огнем, ведя все время за собой полк и все время подбадривая его примерами и словами. Будучи ранен у последнего проволочного заграждения в живот навылет и видя, что полк дрогнул и хочет отступать, он, Шкловский, раненый, встал и отдал приказ окапываться». Георгиевский крест 4-й степени Шкловский получил из рук Л.Г.Корнилова. Позднее, вновь в качестве помощника комиссара Временного правительства, он отправляется в Северный Иран, где следит за эвакуацией русских войск и откуда возвращается лишь в начале 1918. В Петрограде включается в культурную жизнь, работает в Художественно-исторической комиссии Зимнего дворца.

Резкое неприятие большевизма заставило Шкловского сблизиться с правыми эсерами. Он принимает активное участие в антисоветском заговоре, в частности, в подготовке переворота. Когда заговор был раскрыт, Шкловский покидает Петроград и уезжает в Поволжье. Живя в Саратове, некоторое время скрывается в сумасшедшем доме, одновременно работая над созданием теории прозы: «Писал книгу Сюжет как явление стиля. Книги, нужные для цитат, привез, расшив их на листы, отдельными клочками».

Затем отправляется в Киев, где служит в 4-м автопанцирном дивизионе, выводит из строя броневик, участвует в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского.

Выполняя просьбу знакомой, уговорившей его доставить крупную сумму денег в Петроград, переодевается и с большой группой бывших военнопленных, возвращающихся из Австрии, добирается почти до самой Москвы. Узнанный сыщиком, спасаясь от неминуемого ареста, которому он должен подвергнуться как член боевой эсеровской организации, на ходу прыгает с поезда. Добравшись до столицы, встречается с А.М.Горьким, который ходатайствует за него перед Я.М.Свердловым. По некоторым источникам, тот выдает ему документ на бланке ЦИКа, где содержится требование прекратить дело Шкловского. В конце года принимает решение больше не участвовать в политической деятельности. (...)


Весной 1920 Шкловский стреляется на дуэли. Затем оставляет Петроград и отправляется на поиски жены (выехала на Украину, спасаясь от голода), в рядах Красной армии принимает участие в боях при Александровске, Херсоне и Каховке. Вновь возвращается в Петроград, селится в общежитии Дома искусств. 9 октября 1920 избран профессором Российского института истории искусств по разделу теория литературы факультета истории словесных искусств. (...)

Появление в Берлине книги Г.Семенова Боевая и военная работа партии социалистов-революционеров в 1918–1919 гг. (1922), где упоминался и Шкловский, разрушило сложившуюся ситуацию. Среди бывших эсеров начались аресты, и Шкловский справедливо опасался за свою жизнь и свободу.

Возвращаясь домой ночью 4 марта 1922, он заметил, что окна его и соседней комнат освещены. Без вещей, с одними санками, на которых вез дрова, он отправился к знакомым. Прожив в Петрограде еще десять дней, Шкловский по льду Финского залива бежит в Финляндию. .


В 23-ем он вернётся в РСФСР, ухитриться вступить в жёсткую литературную полемику с весьма значимым тогда Троцким, и что самое странное - благополучно переживёт всё самые бурные годы и умрёт от старости, общепризнанным мэтром.
Блядь, ведь жили же люди. Умели совмещать.

Апдейт:
Я по настоящему заинтересовался им после вот этой цитаты из советских критиков:
В прессе можно было обнаружить иронические дискуссии критиков по поводу фильма и прочитать: «Фильма эта – сплошной садизм, истерика, надрыв, театр-гиньоль, утонченное мучительство». И дальше: «Абсолютно закономерно, что таких заядлых формалистов, как Шкловский и Кулешов, потянуло на этот сюжет, где есть за что зацепиться куцей анархистской идейке о том, какая бяка есть “закон” и как несчастны становятся люди, связавшиеся с этим злым дядей». 
Ну как можно не уважать формалистов-анархистов?


(Добавить комментарий)


[info]kommari@lj
2008-06-13 06:25 (ссылка)
Как он проскочил 37-й - по-моему он и сам не понял. По тем временам у него грехов было выше крыши - и вот таки уцелел. Неисповедимы пути Господни, право.
Вроде ему принадлежит фраза - когда пришли к нему на дачу молодые писатели в 70-х годах, робко смотрели на живого классика, а он пил коньячок и сказал: В России нужно жить долго.
Имея в виду, что слава, почет и уважение придут. Если уцелеешь.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-13 06:40 (ссылка)
Кстати, что интересно - большинство лидеров "социалистического формализма" вообщем-то пережили самые жёсткие годы без особых проблем. И сам Кулешов, и Трауберг с Козинцевым и Роом вообщем-то сделали вполне нормальные карьеры. Они просто не могли снимать и писать то, что хотели. Точнее то, что должны были.
ПыСы
Я пост проапдейтил, внёс ещё одну характерную цитату из критиков.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sparrow_hawk@lj
2008-06-13 06:44 (ссылка)
цитата огонь! %)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 03:42 (ссылка)
Не то слово.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]siovah@lj
2008-06-13 06:51 (ссылка)
по авангарду 20-ых всё-таки выборочно прошлись
Мейерхольд, например, не пережил
Бабель, Пильняк, обэриуты, Клюев
видимо, русская культура действительно логоцентристская, и к тем, кто работает со словом, относились серьёзнее

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 03:49 (ссылка)
Если честно, я не думаю, что была некая целенаправленная работа, скорее перемешивались различные конфликты и возможно интересы. Думаю по махровым соцреалистам прошлись не меньше.
А с кино вообще проще, на тот момент было невозможно создавать и пускать в прокат фильмы без согласования. Один из факторов для культурного взрыва 20 годов - наличие сравнительно независимых студий. Когда их не стало, то снятые открыто формалистские фильмы вроде "Бежин Луг" и "Строгий Юноша" просто ложили на полку.Впрочем уже в 20 годы развилась та форма критики, которую в последствии и взяли на вооружение чиновники. Вот хороший фрагмент из текста Тынянова про Фексов, описывающий что было после выхода "Шинели". Я, кстати, её как раз на неделе посмотрел, невероятный фильм. Советский самобытный экспрессионизм.
"Радостная травля ленинградской критики на этот раз превысила все, что может представить себе средний читатель. Один критик назвал меня безграмотным наглецом, а фэксов, если не ошибаюсь, предлагал вычистить железной метлой. Это был, кажется, студент вуза, в котором я преподавал. Теперь он хвалит. Другой рассуждал так: классики — народное достояние; сценарист и режиссеры исказили классика — прокуратура должна их привлечь за расхищение народного достояния. Где этот критик сейчас, я не знаю, но боюсь, что он жив и работает."
http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/kino5.htm

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sparrow_hawk@lj
2008-06-13 06:32 (ссылка)
вот это жизнь...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-13 06:41 (ссылка)
Да, титаны были и ходили по этой земле.
Я, кстати, пост чуток проапдейтил.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]siovah@lj
2008-06-13 06:41 (ссылка)
Шкловский - великий чувак, это да...
и книги у него тоже классные

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-13 06:42 (ссылка)
Я уже понял, что нужно их искать. Хотя пока не могу найти даже Трауберга, их видимо с советского времени не переиздавали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]siovah@lj
2008-06-13 06:47 (ссылка)
я в принципе, могу одного чувака найти
он в МГУ винтажные издания находит и продаёт, если его оттуда ещё не попёрли
Шкловского у него точно было несколько книг...
я думаю, что в Москве в букинистических можно найти, если очень постараться

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bgds@lj
2008-06-14 12:50 (ссылка)
http://market.yandex.ru/model.xml?hid=90987&modelid=1189886 там есть "Сентиментальное путеществие" - одно из лучших автобиографических произведений.

http://www.mdk-arbat.ru/bookcard_all4.aspx?Book_id=163487 эта книга выходила несколькими изданиями и там довольно хороший, хотя и фрашметарный подбор.

Трехтомних, вышедший в 70-х явно слабоват по подбору. Хотя позднего Шкловского читать тоже интересно.

http://lib.rus.ec/a/11318 - здесь кое-что выложено.

http://narrativ.boom.ru/library.htm - здесь 2-томник.

В журналах "Леф" и "Новый Леф" есть интересные статьи.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-17 08:06 (ссылка)
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olk_tomson@lj
2008-06-13 06:43 (ссылка)
фигасе повлиял..
ты в фотку всмотрись - волосы приделать, и будет на тебя похож))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aljena_beljaeva@lj
2008-06-13 13:40 (ссылка)
Кстати, да )))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 03:49 (ссылка)
То есть я буду в старости таким же огромным как он?!???

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olk_tomson@lj
2008-06-15 20:01 (ссылка)
могу показаться нескромным, но ты и так огромен немаленькый)))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]garpoon@lj
2008-06-13 06:43 (ссылка)
читал его лет в 15, про 18 век, всякое такое, щас уже плохо помню
а биография мощная, да

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 03:50 (ссылка)
Я же говорю, интеллихенция

(Ответить) (Уровень выше)


[info]siovah@lj
2008-06-13 06:44 (ссылка)
формалисты вообще великие люди были
мне в своё время очень понравился такой факт: когда в конце 40-ых - начале 50-ых в ЛГУ начали гонять стиляг и принудительно стричь их как положено, против этого выступили только Борис Эйхенбаум и Владимир Пропп

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 03:50 (ссылка)
Характерная история. Вполне в их духе.

(Ответить) (Уровень выше)

раньше были времена а теперь мгновения
[info]roman_maximov@lj
2008-06-13 06:49 (ссылка)
мощный дядька

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: раньше были времена а теперь мгновения
[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 03:55 (ссылка)
Я вообще к той эпохе отношусь с безмерным уважением

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mp44@lj
2008-06-13 07:04 (ссылка)
человечище матёрый! уважаю безмерно. почитывал этого дядьку.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cicatillo@lj
2008-06-13 07:15 (ссылка)
Такой биографией действительно можно гордиться. дядьку не читал, но постараюсь наверстать упущенное - такие люди, как правило, хуйней не занимаются.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 03:57 (ссылка)
На самом деле часто бывает, что люди с ярчайшей судьбой и очень серьёзным характером двух слов связать на бумаге не могут.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mp44@lj
2008-06-16 17:39 (ссылка)
«О теории прозы», «Техника писательского ремесла», «Эйзенштейн» - читал из интереса к слову и синематографу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 03:56 (ссылка)
И какие книги порекомендуешь?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cicatillo@lj
2008-06-14 06:16 (ссылка)
Да я собственно не только в плане литературы, а в творчестве вообще)
Честно говоря, сразу на ум ничего не приходит, но яркие тому примеры несомненно есть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cicatillo@lj
2008-06-14 06:17 (ссылка)
Перечитывай Веньяминыча)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]looder@lj
2008-06-13 08:48 (ссылка)
да, мощный человек

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 03:57 (ссылка)
Не то слово

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aljena_beljaeva@lj
2008-06-13 13:39 (ссылка)
Мыл ли Шкловский за собой посуду??
Закрывал ли Шкловский дверь на балкон????
Вот какие вопросы мучают меня в свете изложенного...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 04:12 (ссылка)
Науке это не известно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bgds@lj
2008-06-14 12:39 (ссылка)
Неплохо было бы сюда поместить: http://community.livejournal.com/shklovskiy/profile

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-15 01:57 (ссылка)
Я туда незамедлительно вступаю. Но с текстом не уверен, нужно ли это людям хорошо с ним знакомым?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maskodagama@lj
2008-06-15 09:42 (ссылка)
О, спасибо. Надо будет найти.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-17 08:05 (ссылка)
Да не за что, сам собственно ищу. Вот, хороший сайт по теме
http://www.opojaz.ru/index.html

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mp44@lj
2008-06-16 17:49 (ссылка)
я на днях перечитал "Белую гвардию" Булгакова. а там ведь есть Шкловский!! "к которому Булгаков питал неприязнь на почве любовного соперничества, выведен им под фамилией «Шполянский» в романе «Белая гвардия», как человек с демоническими бакенбардами, командовавший автомобильной ротой в Киеве и саботировавший ее перед приходом Петлюры"

только если это реально художественный бот Шкловского, то я не нашёл в нём налёта неприязни от Булгакова. наоброт! единственный человек в повести, который знает, что делать дальше.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-17 08:04 (ссылка)
Может тоже прочитать как нибудь?:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mp44@lj
2008-06-17 08:11 (ссылка)
рекомендую - книгу переосмыслил, совсем по другому воспринимается спустя 10 лет спустя последней прочитки

(Ответить) (Уровень выше)