Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Чухонская Пиявка ([info]hyperion)
@ 2008-06-13 11:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Музыка:Above The Ruins - roses

Про настоящего литературоведа




Решил таки написать про историческую личность, оказавшую на меня самое большое впечатление в последнее время...
Если кто не знаком - то представляю, Виктор Борисович Шкловский. Критик, писатель, сценарист, литературовед. Основатель ОПОЯЗ, (Общества Изучения Поэтического Языка), один из лидеров литературоведческой школы "Формализма". Короче - махровая интеллигенция:) Я лично обратил на него внимание в первую очередь как на гениального сценариста, написавшего такие эпохальные вещи как сценарии к По Закону Кулешова и Третьей Мещанской Роома. Решил узнать про него поподробнее. Узнал. Куча книг, теорий, плодотворная научная работа, умер от старости. Но кроме этого:
Осенью 1914, вскоре после начала Первой мировой войны, уходит добровольцем в армию. Сменив несколько военных специальностей, возвращается в 1915 в Петроград, где служит в школе броневых офицеров-инструкторов.
(...)
Напряженная научная работа не помешала Шкловскому принять самое активное участие в февральской революции 1917. Он становится членом комитета петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве его представителя участвует в работе первого Петроградского совета. Как помощник комиссара Временного правительства выезжает на Юго-Западный фронт, где 3 июля 1917 во время летнего наступления демонстрирует чудеса храбрости. Приказ от 5 августа гласит: «Стоя в окопах, он под сильным орудийным и пулеметным огнем противника подбадривал полк. Когда настало время атаковать противника, он первым выпрыгнул из окопов и увлек за собою полк. Идя все время впереди полка, он прошел 4 ряда проволочных заграждений, 2 ряда окопов и переправился через реку под действительным ружейным, пулеметным и орудийным огнем, ведя все время за собой полк и все время подбадривая его примерами и словами. Будучи ранен у последнего проволочного заграждения в живот навылет и видя, что полк дрогнул и хочет отступать, он, Шкловский, раненый, встал и отдал приказ окапываться». Георгиевский крест 4-й степени Шкловский получил из рук Л.Г.Корнилова. Позднее, вновь в качестве помощника комиссара Временного правительства, он отправляется в Северный Иран, где следит за эвакуацией русских войск и откуда возвращается лишь в начале 1918. В Петрограде включается в культурную жизнь, работает в Художественно-исторической комиссии Зимнего дворца.

Резкое неприятие большевизма заставило Шкловского сблизиться с правыми эсерами. Он принимает активное участие в антисоветском заговоре, в частности, в подготовке переворота. Когда заговор был раскрыт, Шкловский покидает Петроград и уезжает в Поволжье. Живя в Саратове, некоторое время скрывается в сумасшедшем доме, одновременно работая над созданием теории прозы: «Писал книгу Сюжет как явление стиля. Книги, нужные для цитат, привез, расшив их на листы, отдельными клочками».

Затем отправляется в Киев, где служит в 4-м автопанцирном дивизионе, выводит из строя броневик, участвует в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского.

Выполняя просьбу знакомой, уговорившей его доставить крупную сумму денег в Петроград, переодевается и с большой группой бывших военнопленных, возвращающихся из Австрии, добирается почти до самой Москвы. Узнанный сыщиком, спасаясь от неминуемого ареста, которому он должен подвергнуться как член боевой эсеровской организации, на ходу прыгает с поезда. Добравшись до столицы, встречается с А.М.Горьким, который ходатайствует за него перед Я.М.Свердловым. По некоторым источникам, тот выдает ему документ на бланке ЦИКа, где содержится требование прекратить дело Шкловского. В конце года принимает решение больше не участвовать в политической деятельности. (...)


Весной 1920 Шкловский стреляется на дуэли. Затем оставляет Петроград и отправляется на поиски жены (выехала на Украину, спасаясь от голода), в рядах Красной армии принимает участие в боях при Александровске, Херсоне и Каховке. Вновь возвращается в Петроград, селится в общежитии Дома искусств. 9 октября 1920 избран профессором Российского института истории искусств по разделу теория литературы факультета истории словесных искусств. (...)

Появление в Берлине книги Г.Семенова Боевая и военная работа партии социалистов-революционеров в 1918–1919 гг. (1922), где упоминался и Шкловский, разрушило сложившуюся ситуацию. Среди бывших эсеров начались аресты, и Шкловский справедливо опасался за свою жизнь и свободу.

Возвращаясь домой ночью 4 марта 1922, он заметил, что окна его и соседней комнат освещены. Без вещей, с одними санками, на которых вез дрова, он отправился к знакомым. Прожив в Петрограде еще десять дней, Шкловский по льду Финского залива бежит в Финляндию. .


В 23-ем он вернётся в РСФСР, ухитриться вступить в жёсткую литературную полемику с весьма значимым тогда Троцким, и что самое странное - благополучно переживёт всё самые бурные годы и умрёт от старости, общепризнанным мэтром.
Блядь, ведь жили же люди. Умели совмещать.

Апдейт:
Я по настоящему заинтересовался им после вот этой цитаты из советских критиков:
В прессе можно было обнаружить иронические дискуссии критиков по поводу фильма и прочитать: «Фильма эта – сплошной садизм, истерика, надрыв, театр-гиньоль, утонченное мучительство». И дальше: «Абсолютно закономерно, что таких заядлых формалистов, как Шкловский и Кулешов, потянуло на этот сюжет, где есть за что зацепиться куцей анархистской идейке о том, какая бяка есть “закон” и как несчастны становятся люди, связавшиеся с этим злым дядей». 
Ну как можно не уважать формалистов-анархистов?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]siovah@lj
2008-06-13 06:51 (ссылка)
по авангарду 20-ых всё-таки выборочно прошлись
Мейерхольд, например, не пережил
Бабель, Пильняк, обэриуты, Клюев
видимо, русская культура действительно логоцентристская, и к тем, кто работает со словом, относились серьёзнее

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-14 03:49 (ссылка)
Если честно, я не думаю, что была некая целенаправленная работа, скорее перемешивались различные конфликты и возможно интересы. Думаю по махровым соцреалистам прошлись не меньше.
А с кино вообще проще, на тот момент было невозможно создавать и пускать в прокат фильмы без согласования. Один из факторов для культурного взрыва 20 годов - наличие сравнительно независимых студий. Когда их не стало, то снятые открыто формалистские фильмы вроде "Бежин Луг" и "Строгий Юноша" просто ложили на полку.Впрочем уже в 20 годы развилась та форма критики, которую в последствии и взяли на вооружение чиновники. Вот хороший фрагмент из текста Тынянова про Фексов, описывающий что было после выхода "Шинели". Я, кстати, её как раз на неделе посмотрел, невероятный фильм. Советский самобытный экспрессионизм.
"Радостная травля ленинградской критики на этот раз превысила все, что может представить себе средний читатель. Один критик назвал меня безграмотным наглецом, а фэксов, если не ошибаюсь, предлагал вычистить железной метлой. Это был, кажется, студент вуза, в котором я преподавал. Теперь он хвалит. Другой рассуждал так: классики — народное достояние; сценарист и режиссеры исказили классика — прокуратура должна их привлечь за расхищение народного достояния. Где этот критик сейчас, я не знаю, но боюсь, что он жив и работает."
http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/kino5.htm

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -