Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Чухонская Пиявка ([info]hyperion)
@ 2008-06-18 14:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Музыка:Mushroom - Leni Riefenstahl

Про "Магический Фашизм"



Народ, никто не знает, есть ли где-нибудь на русском текст этой статьи Сьюзен Зонтаг? Я имею в виду полный текст, то что выложено выглядит как то куце и сокращённо. Про тех же Нуба там вообще ни слова.
В глубине души, конечно, все понимают, что в таком искусстве, как у Рифеншталь, ставка делается на нечто большее, чем красота. И всё.
Текст Быкова на ту же тему выглядит на порядок сильнее и умнее.
Не сумев закончить ни одного фильма, она выпустила дюжину классических фотоальбомов -- негры, ритуальные пляски, маски, дикое звездное небо над Африкой, костры, копья; рыбы, глубины, симметричные, безупречно выстроенные кадры с кораллами, морскими змеями, гигантскими скатами... Триумф воли, на сей раз уже совсем другой воли, холодно и расчетливо создававшей бесчеловечный, дочеловечный мир.

В этом, мне кажется, и заключается загадка Рифеншталь: когда она снимала нацистов, негров или подводное царство -- все это были явления, по сути, одной природы. Это языческое, дохристианское и дочеловеческое искусство. Вот «Олимпию», допустим, сегодня высидеть невозможно: эти две части -- «Праздник народа» и «Праздник красоты» -- манипулируют мертвыми вещами. Безупречные тела атлетов манекенны, искусственны, все приемы -- при всей их изобретательности -- механистичны. Конструктор, да и только. Человек в этом искусстве не ночевал, его нет, он не учитывается. Есть безупречно красивая плоть мира: гора, атлет, коралл. Плоть, возведенная в ранг духа и о духе не подозревающая. Ведь именно с обожествления мертвых вещей начинался весь поздний немецкий романтизм, весь Вагнер, невыносимо моветонный и ослепительно величественный.

Бог Рифеншталь -- симметрия.
Символ -- кристалл. Она и сама тверда и холодна, как этот кристалл, и так же хороша, и потому-то ничто ее не сломило. Это такое искусство, по-своему великое, наверное. В нем нет места сомнению, сентиментальности, полутону. В нем есть величие, присущее, например, пейзажу. Или государству, на чей-то взгляд.


Подписываюсь под каждым словом, блестящий анализ. Так по ссылке ещё очень познавательное интервью Лени.


(Добавить комментарий)


[info]b_a_r_r_i_e@lj
2008-06-18 08:29 (ссылка)
Я не нашла в свое время, проще на инглише прочитать, благо статья небольшая

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-18 19:31 (ссылка)
Насколько я понял, там было несколько вариантов написанно, текст менялся

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]b_a_r_r_i_e@lj
2008-06-19 19:25 (ссылка)
Может быть, может быть...Меня не настолько заинтересовала статья, чтобы вдаваться в такие детали:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-22 09:58 (ссылка)
Статья меня тоже не очень интересует. А вот Рифеншталь интересует очень:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mimoid@lj
2008-06-18 11:05 (ссылка)
Ну вот эта короткая версия статьи производит мягко говоря очень неоднозначное впечатление. Было бы неплохо, если бы автор более подробно остановилась на раскрытии фашистской сущности "Фантазии" или "Космической одиссеи"... А вот в этой занимательной статье (критикующей эйзенштейноцентризм отечественного, да и не только, киноведения) текст Зонтаг прямо назван "образцом идиотизма": http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_5_6/02.htm

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-18 19:39 (ссылка)
Да, статья Зонтаг какая-то странная, если не сказать грубее. Но Кирил Макаренков тоже, мягко говоря, отжигает:
"Выходит, главные шедевры седьмого искусства сняты при тоталитарных режимах и так или иначе завязаны на их идеологиях."

"Но не будем забывать, что погиб “шедевр”, посвящённый мученической жизни и смерти невинно убиенного святого Павлика Морозова. А подвиг пионера-героя заключался в том, что он родного папу предал. Хорошую тему для фильма выбрал Сергей Михайлович?"

"Никогда Эйзенштейна не интересовал тот круг ценностей, который так культивируется мировой культурой с момента окончания Второй мировой войны. Как можно обожествлять, пусть гениального, художника, целиком посвятившего своё творчество тому, что называется суггестивным воздействием."

"Так что постоянные отсылки к Эйзенштейну выглядят более чем странными. Ведь киноведы тоже вроде бы ориентированы на демократические идеалы. Не так ли? Но почему тогда нужно беспрестанно приводить примеры из творчества человека, не снявшего ни одного фильма не про революционное движение масс, не про харизматических лидеров, а про человеческую личность?"

А вот за этот фрагмент его вообще нужно бить ногами:
"Мало того, что режиссёр находится в пантеоне идолов gay-community. забавнее всего наблюдать, как американские профессора-киноведы, рассуждая о своём тщедушном авангардике (в двадцатые-то у них ничего подобного европейским экспериментам не было), домашнем и по большей части неталантливом творчестве (Майя Дерен, Йонас Мекас, Стэн Брэкидж), говорят: “Вот посмотрите, здесь гениальный такой-то использовал эйзенштейновский монтаж”. Когда говорят об Эйзенштейне, демонстрируя короткометражку Кеннета Энгера “Скорпион восставший”, то ясно, что произвольное упоминание его имени призвано ввести скромные киноопыты (ну да, Энгер, это как сегодня любой средненький объект ротации на MTV) в почти научный контекст."

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mimoid@lj
2008-06-19 02:30 (ссылка)
Ну да, у него есть весьма спорные фразы (хотя первая из тех, что ты процитировал, - явно ироничная, я бы к ней не цеплялся), но смысл текста мне симпатичен. По мере того, как я все ближе знакомлюсь с нашим киноведением (на дилетантском уровне, конечно, что поделать), оно меня все больше удивляет и огорчает. Пытался поднять эту тему на крипозоидах, но никто особо не заинтересовался. И очевидная, постоянно бросающаяся в глаза, зацикленность на Эйзенштейне (и Тарковском, само собой) действительно раздражает. Вообще, если судить по киноведческой литературе, доступной рядовому потребителю, получается (судя по количеству публикаций, посвященных конкретным персоналиям), что у нас признаны три Главных Режиссера: Тарковский (честь, совесть и духовность нашего кино), Эйзенштейн (гений, отец кинематографа, святой покровитель визуальной манипуляции) и фон Триер (очевидно, выразитель современных тенденций мирового кино?). Короче, тухло как-то...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-20 07:57 (ссылка)
Да, это действительно неприятно. Тем более что из теоретиков мне сейчас по настоящему интересны Кулешов и опоязы, имхо это куда более актуальная киношкола. Диалектический монтаж давно уже никем не используется. Но в результате прочтения этой статьи мне сразу захотелось срочно прочитать все доступные теоретические тексты Эйзенштейна:)
Вообще, самое мерзкое, когда критикуют не концепции художника, а его политические взгляды, все обвинения в статье - идеологические, сформулировать научные претензии Макаренков не смог. Он ничем принципиальным не отличается от тех, кто поливал грязью Риффеншталь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mimoid@lj
2008-06-20 10:47 (ссылка)
Но справедливости ради надо сказать, что статья направлена не против Эйзенштейна как художника, а против Эйзенштейна как истукана, на которого все киноведы молятся, так что критика соответствующая.
Тексты Эйзенштейна вроде издаются, в бумажном варианте я видел немало книг ка его, так и о нем.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-22 09:57 (ссылка)
В сети его тоже хватает, к счастью. Хотя я не люблю столь сложные тексты с экрана читать, предпочитаю бумагу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-25 15:34 (ссылка)
Бугага. Моя скромная библиотека пополнилась учебником для вузов Фрейлиха "Теория Кино: От Эйзенштейна до Тарковского":))))))))))) Будем изучать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mimoid@lj
2008-06-25 16:54 (ссылка)
Я его дочитываю как раз )))) Мне книга не понравилась. Это плохой учебник. Там есть интересные места, но в целом все весьма уныло. Думаю, то, что такие книжки официально рекомендуются в качестве учебников, отчасти объясняет плачевное состояние нашего киноведения...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-26 01:26 (ссылка)
Именно по этому его и стоит прочитать. Что-бы быть в курсе тенденции. Хотя сперва дочитаю Арто и Роб-Грийе, они как то полезнее:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra@lj
2008-06-18 12:03 (ссылка)
Есть нежно любимый мною фильм Реджио, который точно также производит абсолютно мехнистическое впечатление (намеренно создаваемое). Тоже очень красив (хотя красота там скорее яркой помойки с мухами) - что его собственно и отличает радикально от более ранних "Человека с киноаппаратом" etc.

Но при этом он совсем другой, чем Рифеншталь - скорее не "Триумф воли", а "Суета сует" - впрочем он так примерно и называется - диалектика однако - крайности сходятся :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-18 19:43 (ссылка)
Реджио я ещё не смотрел, только слышал о его фильмах. Но подобное определение можно отнести ещё к Рутману.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]storona_ot@lj
2008-06-18 18:22 (ссылка)
хмм, "дочеловеческое искусство"...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pamupe_cc@lj
2008-06-18 19:55 (ссылка)
ИМХО скорее подходит термин "нечеловеческое", но тем не менее и так вполне адекватно.

(Ответить) (Уровень выше)