You sexy beast: the pig in a villa in Vandalic North Africa
Хорошее добавление в постепенно складывающуюся на на этом канале маленькую «библиотеку свынявера». В этот раз мне попалась небольшая но очень информативная статья Ричарда Норта с попыткой реконструкции следов вандальского язычества.
Вообще я обратил на неё внимание проверяя сноски к предыдущей выложенной тут статье Норта. Но при всей лихости названия (ну как можно пройти мимо научной работы с заголовком формата «Ты сексуальная скотина»?) сама концепция сразу вызвала у меня большие сомнения. Дело в том, что я уже читал про символизм кабана в контексте вандальской Африки в целом и знаменитой эпиграмы Луксориуса в частности,
Джейми Креймер посвятила этому сюжету часть монографии «Legions of Pigs in the Early Medieval West». И её анализ был полностью основан на античном и христианском символизме. Именно в случае с вандалами такой подход выглядит полностью оправданным, на момент захвата Африки они уже очень давно были последовательными и убеждёнными арианцами, сходу устроившими своим новым католическим подданным очень весёлую жизнь. Понятно, что спор о догмате троицы был тогда по настоящему болезненным, в прочитанной мной недавно «Истории Франков» ощутимый процент занимают злобные проповеди автора против проклятых арианцев, но на других территориях захваченных германскими еретиками всё таки дело не доходило до полноценных репрессий. Африка тут уникальна, что явно говорит о серьёзном подходе к религии. Впрочем есть и другой вариант, уже Гиббон предположил, что описанные события могли быть связаны с затянувшейся религиозной войной между католиками и бунтовщиками донатистами. Прямых доказательств этому нет, но одна из самых отмороженных сект античности вполне могла пойти на союз с новой властью. И у них точно был очень длинный список претензий к католикам.
Норт в этом контексте обращает внимание на полное отсутствие христианской символики в эпиграммах Луксориуса. Возможно это часть стратегии выживания, когда за почитание троицы могут и скальп снять, воспевание в классическом размере Меркурия становится вполне рациональным выбором. Зато не католик. Но в обсуждаемой эпиграмме отсылки к классической мифологии совершенно не сочетаются с реальной античной мифологией. Кабаны не были связаны ни с Марсом ни с Венерой. При всей очевидности сатирического аспекта (Луксориус почти открыто издевается над правящими вандалами, описывая их как прирученных кабанов, прежде воинственных, но ныне живущих в неге и роскоши) есть вероятность что он говорит про реального ручного кабана жившего на вилле у реального вандала. И что все странности текста можно объяснить отсылками к потерянному вандальскому фольклору. Вот тут то и началось самое интересное.
Вообще я ожидал стандартного набора общеизвестных фактов. И сперва был неприятно удивлён интерпретацией фрагмента из Тацита про культ кабанов у эстиев. Я сас всегда читал его как описание культурно-религиозного влияния доминировавших на Балтике свевов над соседями, говорившими на языке другой группы. Но Норт принимает упоминание информанта про схожесть языка эстиев с британским и думает что это были кельты, передавшие германцам символы своей религии.
Однако после этого вопросы к Норту закончились, статья реально разогналась. Сперва он указал на шведский Вендель как на возможную прародину племени. Затем на то, что правящий клан вандалов ещё во втором веке был зафиксирован как Ἄστιγγοι и что именно он продолжал править вандалами как Хасдинги. Что сразу приводит нас
«Heiðreks saga ok Hervarar» с готскими древностями, близнецами Хаддингами и клятвой именем Фрейра на щетине кабана. Тут я ожидал, что Норт выйдет по этой тропинке на грандиозную тему мифа о Хаддинге как земном отражении Ньёрда (разработанную самим Дюмезилем в «From Myth to Fiction: The Saga of Hadingus») и затем на странные упоминания «Хадингов края» в контексте рунической магии. Но тут Норт меня снова удивил, внезапно переключившись на англо-саксонскую поэзию. Конкретно на начало «Елены» Кюневульфа, где германский языческий конунг Константин перед битвой с другими языческими конунгами получает христианское откровение.
Я ещё при недавнем чтении прозаических переложений англо-саксонской поэзии обратил внимание на знамя с кабаном в этой поэме и поставил зарубку что нужно найти биллингву. Норт всё проверил и без меня, убедительно показав что eofurcumbel Константина явно выполнял в поэме защитные функции близкие к амулетам в «Беовульфе» (о которых я писал вот в этом посте). Интересно другое, противостоявшие Константину варвары язычники названы в поэме термином heardingas. Это слово во всём корпусе текстов встречается всего дважды и обычно переводится как поэтический термин для воинов/варваров (буквально «твёрдые/закалённые»), но лингвистически этот термин прекрасно может быть выведен из *hazd>*hard. Второй пример использования термина - «Руническая Поэма». Там именно загадочные «хардинги» именуют героем Инга.
На этом моменте я сдался. Норт меня убедил. Моя убеждённость в том, что от вандалов не осталось никаких мифологических следов совсем не учитывало имя правившего клана, почти наверняка происходившего от божественного предка. И абсолютно всё в этом комплексе мифологических сюжетов уверенно указывает в сторону ванов. Даже любовник Фрейи Оттар из «Hyndluljóð», превращённый ею в борова для сбора разведданных оказался в итоге родственником готского Тюрвинга (явно от этнонима Тервинги) и двух Хаддингов. Ну а пример «Саги о Тидрике», где вместо этнонима «готы» упорно использовался термин «эмлунги» (от династии Амалов) прекрасно показывает как именно могла происходить подмена одного слова на другое. Понятно, что это не прямая речь самих вандалов, а представление о них у поздних англо-саксов и скандинавов, но я сильно сомневаюсь в том что оно сложилось на ровном месте.
Похоже Норт прав, и сатирическая эпиграмма про утончённую и вежливую африканскую свинью может иметь отношение к языческому прошлому. Но даже если бы его аргументы не были убедительны, я бы всё равно прочитал эту статью. Просто из симпатии к её герою.
Richard North
(статьи)
You sexy beast: the pig in a villa in Vandalic North Africa, and boar-cults in Old Germanic heathendom [файлом с телеги]