Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет iv_g ([info]iv_g)
@ 2010-10-19 13:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:геология, добыча, золото, месторождение, мир

Золото: месторождения и методология
Ричард Силитоу и Джеффри Хеденкист, публикация в Mining Journal.

Есть основания считать, что месторождения золота относятся к более широкому спектру геологических периодов и формаций, чем экономически рентабельные минерализации любого другого металла. Из-за этого месторождения золота встречаются в большинстве стран мира, и могут быть самых разных типов.

Тем не менее, в настоящее время в добыче золота доминируют всего 4 страны: Китай, Австралия, США /в основном Невада/ и ЮАР.

В Китае в 2009 г объем производства впервые превысил 300-тонный рубеж, три другие страны снизили добычу по отношению к 2008 г, и произвели 210 - 227 т.

Россия, Перу, Индонезия и Канада составляют следующую категорию стран-производителей золота с уровнем добычи 95-185 т в 2009 г, при этом значительно выросла добыча в России и Индонезии.

Типы месторождений и их дистрибуция

Наибольшее число месторождений относится к двум периодам истории Земли – Архейский /2650-2550 млн лет/ и Мезо-Кайнозойскому /200 млн лет - настоящее время/.

Металлогения месторождений Архейского периода в основном представлена древне-россыпными месторождениями бассейна Витватерсранд в ЮАР, а также мезотермальными рудными телами, образованными метаморфическими и магматическими потоками глубинного происхождения, разлившимися в крупных структурах земной коры.

В отличие от них, большая часть месторождений Мезозойского и Кайнозойского периодов сформировалась на более верхних уровнях коры, в некоторых случаях даже выходящих на поверхность, и была сосредоточена или тесно связана с зонами вулканической и субвулканической активности, обычно в магматических дугах.

Основные типы месторождений золота - в порядке убывания экономической важности:
орогенические;
порфировые;
древне-аллювиальные, залегающие в осадочных породах /карлинского типа/;
высоко-сульфидные эпитермальные;
средне- и низкосульфидные эпитермальные;
некоторые другие типы, связанные с интрузиями - плутоногенные, скарновые и железооксидные-медно-золотые месторождения;
массивные сульфиды вулканического происхождения, сформировавшиеся на месте бывших "черных курильщиков" на дне океана.

Некоторые порфировые медные месторождения, являющиеся основным источником меди в мире, также содержат значительное количество попутного золота, а некоторые из них, например, в Чили, Колумбии и Турции, представляют собой чисто золотые месторождения.

Несмотря на широкую географию месторождений золота, явно выделяется тенденция к высокой их концентрации в относительно небольшом количестве регионов, в которых золото обычно содержится в месторождениях различных типов, сформированных в некотором ограниченном количестве эпох.

Классическим примером таких регионов являются Архейские - Высокая и Восточная золотоносные провинции Онтарио-Квебека и Западной Австралии, а также Кайнозойские - Большой бассейн в Неваде и Анды северных Колумбии, Перу и Чили.

Такое неравномерное распределение предполагает, что эти месторождения могут быть унаследованы от предшествующих, возможно древних, концентраций золота в литосфере.

Интересно, что некоторые реконструкции плит дают продолжение богатой золотом Архейской литосферы от Высокой золотоносной провинции к западу, под Кайнозойским Большим бассейном Невады.

Куда идут ГРР-бюджеты

Согласно данным Metals Economics Group в 2009 г на золото пришлось 48 проц из 7,7 млрд долл, потраченных на разведку цветных металлов, большая часть из них была направлена на Южную Америку, в основном в Андийских Кордильерах.

Как и на протяжении обрамления Тихого океана, пояса Тете /Tethyan/ в Евразии и Алтайского /Altaid/ пояса юга России, Монголии и северного Китая, богатые золотом порфировые и эпитермальные месторождения являются основными целями геологоразведки, хотя плутоногенные месторождения тоже являются объектом поиска в Алтайском поясе и в других регионах.

На месторождения в осадочных породах по-прежнему нацелена геологоразведка в Неваде, хотя поиск эпитермальных месторождений также популярен.

Еще 3-4 года назад золотодобывающие компании во всем мире избегали даже богатых золотом порфировых месторождений из-за того, что содержащаяся в них медь могла лишить акции "золотой" премии.

Однако сейчас большинство мейджеров и средних компаний, не говоря уже о многочисленных юниорах, сосредоточились на порфировых месторождениях, в надежде значительно увеличить запасы.

Выдающиеся примеры богатых золотом порфировых месторождений:
проект Пеббл компаний Northern Dynasty Minerals и Anglo American на Аляске - 67 млн унций;
Оую-Толгой компаний Ivanhoe Mines и Rio Tinto в Монголии - почти 27 млн унций;
Каспиче компании Exeter Resources в Чили - более 24 млн унций;
Реко Дик компаний Antofagasta и Barrick Gold в Пакистане - около 21 млн унций.

Высоко-сульфидные эпитермальные месторождения, на самом деле являющиеся поверхностной частью золотомедных порфировых структур, также становятся объектом поисков в регионе обрамления Тихого океана и других, благодаря внушительным размерам известных месторождений этого типа, таких как Янакоча - 43 млн унций в Перу, принадлежащая Buenaventura и Newmont Mining, а также Паскуа Лама на границе Чили и Аргентины - 18 млн унций компании Barrick Gold.

Есть и относительно недавно открытые эпитермальные месторождения: Алто Чикама компании Barrick - 14 млн унций и проект Каньяуйре компаний Gold Fields и Buenaventura - потенциально 6 млн унций, соответственно высоко- и средне-сульфидные системы на севере и юге Перу.

В то же время средне- и низкосульфидные эпитермальные месторождения - любимые объекты компаний-юниоров, благодаря тому, что они часто встречаются в виде отдельных жильных систем, потенциально с очень высокими содержаниями золота и серебра и при этом относительно дешевы и в разведке, и в строительстве.

Известные примеры месторождений такого рода: Хишикари в Японии, принадлежащий компании Sumitomo - 11 млн унций и район Вайхи в Новой Зеландии, осваиваемый Newmont - 7 млн унций.

Несколько объединенных жил могут формировать более крупные и богатые по содержанию золота месторождения, такие как Комсток Лод в Неваде - 8 млн унций, большая часть отработана в XIX веке, и принадлежащее Kinross Gold - Фрута дель Норте с почти 14 млн унций, обнаруженное в малоизученном районе Эквадора в 2006 г. Оба месторождения средне-сульфидные.

Тем не менее, крупнообъемные, с низкими содержаниями, рассеянные месторождения также известны – например месторождение Round Mountain - более 12 млн унций, которое принадлежит СП Kinross и Barrick. Или недавно оконтуренное - Кроуфут-Льюис - 8 млн унций компании Allied Nevada. Оба расположенные в Неваде.

Из плутоногенных месторождений можно привести пример недавно объявленного месторождения Мани Ноб компании International Tower Hill Mines на Аляске - около 11 млн унций.

Орогенические месторождения ищут не так активно, как это было в первые десятилетия ХХ века, однако до сих пор из них добываются значительные объемы золота, и их поиски активно ведутся в Архейских и ранних Докембрийских зонах Канады, Западной Австралии, Ганы, Танзании и в других регионах.

Однако, в этих регионах месторождения типов более типичных для Мезозоя и Кайнозоя получают все большее и большее признание, например порфировое Малартик - 11 млн унций в Канаде, принадлежащее компании Osisko Mining.

Совокупная добыча золота из Архейских палео-аллювиальных месторождений Виватерсранда снижается по мере того как шахты становятся более глубокими, содержания золота меньше, а себестоимость производства выше. ЮАР, ранее мировой лидер по добыче, откатилась на четвертое место.

Палео-аллювиальные месторождения нетипичны в мире, единственное еще одно крупное месторождение – более молодое Тарква в Гане. Много внимания таким месторождениям не уделяют.

Подходы и инструменты

Разведка на золото, как и на многие другие металлы, по большей части ведется либо в районах, где уже осуществляется добыча, либо, а районах ранее отработанных и заброшенных.

Greenfield-разведка, особенно на границах или на новых поясах, непопулярна и среди компаний-мейджеров, и юниоров, из-за того, что на разведку и начало производства уходит много времени, а также высоких существующих и кажущихся рисков.

Кроме того, большая часть юниоров избегает greenfield-проектов из-за того, что время, необходимое на разведку, не соответствует ожиданиям инвесторов.

Том МакКейт с коллегами по бюллетеню Общества экономических геологов /2010/ проанализировал тенденции открытия месторождений золота за последние 60 лет и отмечает очевидное снижение количества открытий за последние пару десятилетий, несмотря на одновременный рост инвестиций в геологоразведку.

Предположенные причины снижения многочисленны и включают растущее нежелание мейджеров вести greenfield-проекты и требование быстрого результата, что несовместимо с бизнес-моделью юниоров.

Текущие низкие уровни greenfield-геологоразведки, зафиксированные Metals Economic Group продолжат негативно сказываться на количестве открытий, так как исторически именно в результате такой геологоразведки были обнаружены новые золотоносные районы - Карлинский и связанные с ним участки в Неваде, Эль Индио и Марикунга в северном Чили.

Немногие недавние greenfield-исследования привлекли внимание к потенциалу ряда новых поясов, включая Анды в северной Колумбии - проект AngloGold Ashanti Ла Колоса с 13 млн унций, и на юге Перу - Чукапака, а также у восточной границы кратона Йилгарн в западной Австралии - проект AngloGold Ashanti Тропикана с 5 млн унций.

Успех современной геологоразведки во всех геологических структурах и для всех типов месторождений подкреплен, как это было на протяжении по крайней мере последних двух десятилетий, хорошим пониманием как эмпирических, так и генетических моделей разных типов месторождений золота, а также геологии конкретного разведываемого участка.

Трехмерная реконструкция района, геологические связи на уровне месторождения, включающие распределение типов пород, структурное строение, зоны минерализации и изменений, являются фундаментально необходимыми. Все большее распространение получает изотропное датирование, позволяющее определить, сформировалось ли изучаемое потенциальное месторождение в плодотворную эпоху и, следовательно, является ли его потенциал максимальным.

Другие инструменты, такие как спутниковые фотографии, геохимические и геофизические исследования дают дополнительную информацию, которая, будучи интегрирована в геологическую картину, помогает лучше направлять геологоразведку как на уровне региона, так и района.

Знание свойств поверхностных и периферических участков месторождений различных типов становится особенно важным, так как многие будущие месторождения золота будут обнаружены под покровом пре- или пост- минерализации. Так как золото по большей части невидимо невооруженному взгляду, и даже вооруженному лупой, геологические исследования должны быть тесно связаны с геохимическими.

На самом деле, обычный дренаж и опробование столь же эффективны сейчас, как и 20 лет назад. Но и получение проб методом RAB или бурением с воздушным сердечником становится все важнее для геологоразведки на золото.

Геофизические методы могут помочь геологическому пониманию как на уровне региона, так и уровне отдельного участка, но не способны напрямую обнаружить золото. В то же время они могут выявить залежи золотоносной руды богатой пиритами, магнетитами или кварцем.

Несмотря на развитие геофизических методов и их вклада в геологоразведку на протяжении последних нескольких десятилетий, Кен Визерли заявил в одном из выпусков бюллетеня Общества экономических геологов этого года, что геофизические методы приблизились к своим естественным пределам и геологам не стоит ждать апокрифической серебряной пули.

Скорее, усиление интеграции данных доступных из разных источников и коммуникации между специалистами из разных областей способно обеспечить прогресс в ближайшие годы.

Как и во многих областях, разведка на золото сводится к конкретным людям, которые ей занимаются. В сообществе геологов могут быть выделены следующие группы: энергичные начинающие, исполнители и вдохновители, и каждая из этих групп необходима для долгосрочной успешной разведки. Тех, кто находит месторождения – меньшинство, их надо поддерживать и освобождать от бюрократии, которая может легко задушить инновации готовность нести просчитанные риски.

В то же время, геологоразведочная индустрия сталкивается с противоречием - необходимы самые опытные люди, но экономический кризис привел к оптимизации бюджетов и сокращению штатов, которые в свою очередь приводят к потере корпоративных возможностей и преемственности.

Сущность геологоразведочных программ, максимизирующих шансы на открытие месторождения, по-прежнему заключается в творческой, практической геологической работе в поле, предпочтительно осуществляемой сезонными специалистами, которые в буквальном смысле ценятся на вес золота.

Авторский перевод: Вестник Золотопромышленника
http://gold.prime-tass.ru/bulletin/analytics/show.asp?id=19549
http://community.livejournal.com/au_ru/552808.html