Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2009-10-26 11:15:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Black Grain
Анатомический символизм - штука поглубже памяти человеческой и скрывает столько всего. что я даже и указывать туда боюсь. То есть люди спокон веков лечили людей, думали по этому поводу, находили соответствия и изображали строение человека, обогащенное этими знаниями. Сейчас весь этот род не в чести, и сведения нарываются лишь случайно - хотя есть грибные места.

сердце

1 - начало 13 века, 2 - конец 14 в., и сердце 1420 г.


Это из того же кодекса примерно 1200 г., и два светлых сердца из рукописи 13 в.
Это изображения сердца. С одной стороны, вроде бы так изображали atrium, артериальный вход. С другой стороны - это же самое изображает тот дух, который работает в пульсировании сердца и создаёт возможность жизни, запускает в движение тело. Как это обычно бывает в Европе, корень мистического взгляда лежит на Востоке, в исламе - откуда всё это потырено несколько ранее.

The Secret Rose Garden of Sa'd Ud Din Mahmud Shabistari by Florence Lederer
http://63.249.123.11/isl/srg/index.htm

Тема: роза-в-крови
http://www.poetry-chaikhana.com/Themes/Rose.htm
http://www.islamset.com/heritage/tracing.html

Сей восточный образ процвёл в западной культуре.

Обозначает он "зерно сердца", соединение обоих миров: там, глубоко в сердце, рядом находятся ангел и сатана, и с каждым биением кровь протекает через центр, совершая выбор, толкая к выбору. И каждая сила видит в центре сердца черную точку - сатана видит там ангела, ангел - сатану. В каждом биении человек может пройти в какую-то сторону, вывернув мир через эту точку.

Говорят даже, что это и есть то горчичное зерно, о котором рассказывал Марк 4:31 и которого достаточно - для всего достаточно.

Точку эту ставили очень давно - вроде бы даже и до рассказов Марка эта точка уже стояла. Многие даже забыли, что это значит - и средневековые рисовальщики решили, что это сердечная кость, и так её и изображали.

Первые рисунки 1292 года, третий - XV век, четвертый - 17 век из Китая.

Кое-что об этом есть у The shape of the heart, P. J. Vinken, Elsevier Health Sciences, 2000

Можете вспомнить ещё примеры такой телесной эмблематики, не вполне очевидной - с рисунками загадочных органов тела?


(Добавить комментарий)


[info]deadkittten@lj
2009-10-26 05:43 (ссылка)
Этинген "Мифологическая анатомия" вам в руки не попадала ещё?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-26 05:55 (ссылка)
книги у меня не было. но многие главы я читал в журнале Человек

я понимаю, что это интересно - но всё же мне видится некая стилистическая разница
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/ETINGEN.HTM

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]deadkittten@lj
2009-10-26 07:38 (ссылка)
Да, но в бумажном варианте есть довольно много иллюстраций, типа такой:
Image

(Ответить) (Уровень выше)


[info]drandrandr@lj
2009-10-26 06:53 (ссылка)
Извините, понимаю, что не совсем по теме, но все же, думаю, в более обширной коллекции и вот такое сердце-насос может пригодиться (анимированная версия известной Вам картинки): http://vimeo.com/6505158

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-26 07:00 (ссылка)
Шикарная штука. Скачал. Это же знаменитая человек-фабрика 1926 года... Спасибо. Немецикий идеал тех лет

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]drandrandr@lj
2009-11-11 19:13 (ссылка)
Возможно, еще и вот такой, совершенно другой, японский, символизм позабавит, если еще не видели. Там, правда, не анатомия, а средневековая микробиология:
http://community.livejournal.com/ru_history/1685180.html?style=mine#cutid1

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-11-12 03:58 (ссылка)
очень признателен, шикарная штука

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lut_yak@lj
2009-10-26 11:51 (ссылка)
От читателя этого жжжурнала: спасибо.
Отлично.

:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albiel@lj
2009-10-26 08:02 (ссылка)
Точка в сердце это духовный орган. Это есть и у индусов и в по крайней мере одной школе каббалы. Правда, грамотные люди знают, что она не в сердце - а посередине груди, внутри "сердечной" чакры (которая на уровне сердца, посередине, и с физиологическим органом не связана). Просто в древности не отделяли физиологию от психоэнергетики и духовности, и рисовали вместе. Но среднедневековые деятели могли ничего и не знать уже толков, и малевать ерунду.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-26 09:03 (ссылка)
анахата?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2009-10-26 09:14 (ссылка)
Да, сердечная чакра - это анахата. Но эта "точка в сердце" - это не анахата, хотя проецируется на её центр. Это более глубокий духовный слой. Анахата - орган более поверхностный и энергомеханистичный. О "точке в сердце" говорят не в энергетических и не в психических терминах, а в сугубо духовных.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2009-10-26 09:16 (ссылка)
Если "психе" понимать в европейском, а не греческом смысле. Опять же, смещение обозначений.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-26 09:49 (ссылка)
А что это за теория более глубоких центров, чем чакры? Как сия точка называется и нет ли ссылки про эти центры?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2009-10-26 12:01 (ссылка)
А вроде никак не называется. Нет термина. Это уровень реальности, где термины неуместны. Термины помогают там, где возможен манипулятивно-рациональный подход. (Чакры, скажем, можно эффективно возбуждать с помощью звуков, записанных на цифровой носитель. Можно энергетикой рук, и т. п. Т. е. техническими приёмами.) А об этой выделенной особой точке говорят редко и образно-описательно. Скажем, могут назвать "сердцевиной сердечного лотоса", "точкой безымянной пустоты". Разбросано в разных местах. В кундалини-йоге и тантре говорят о грантхах http://ezoezo.ru/granthi-1374.html, но понимая под этим разные смыслы. Один из смыслов: базовая основа для чакр. В других местах описывают как наоборот, более поверхностный уровень, чем чакры. Или как этапы восхождения кундалини, или даже препятствия. Но в общем в кундалини-йоге даётся описание разворота первичной сущности от центрального канала (сушумна) к уровню чакр и далее к материальному.

Сейчас могу вспомнить "правильное" описание смысла только у Сидерского в "Третьем открытии силы" - но это "попса", хотя и правильная.
"- Тоже - не совсем. Это были сердцевины правого и левого каналов. Ида и пингала как целостные формирования, принадлежат следующему по плотности слою - тому, в котором обнаруживаются чакры.
- Чакры? А разве серебристые петельки, образованные синусоидами вокруг прямого центрального ствола, не были чакрами?
- Нет. Это были так называемые узлы - грантхи - энергетические каркасы чакр. Грантхи являются структурами, в которых концентрируются проявления сил стихий и источников трех уровней воли в человеческом существе. Снизу-вверх: земля, вода, огонь, воздух, эфир или личная сила, планетарное пространство или индивидуальная сущность, пространство интегральной Вселенной или Дух. "Обрастая" энергией следующего по плотности слоя, они превращаются в чакры. А уже чакры отвечают за распределение и взаимодействие соответствующих сил. Именно поэтому каждая чакра энергетически и, так сказать, концептуально, представлена во всех остальных. "Чакра" в переводе с санскрита значит "колесо". Неужели петельки, которые ты видел, были похожи на колеса?
- Ну, разве что отдаленно...
- А вот то, во что они превратились потом, уже было круглым, верно?
- Да. Вихри, похожие на вращающиеся цветы... И там еще были каналы - довольно толстые и прямые - один справа, другой - слева от центрального."

"Едва он сказал это, как я перестал видеть окружающий свет. Меня поглотила тьма и все мое внимание втянулось в середину грудной клетки. Там была крохотная черная точка, которая пульсировала, точно отслеживая ритм сердечных сокращений.
- Теперь иди внутрь точки.
Сначала я не понял, чего он от меня добивается, но потом что-то случилось с моим вниманием, и оно, словно прорвав некую невидимую оболочку, провалилось в пустоту. Пульсации сердца остались далеко позади, а я, словно вывернувшись наизнанку внутрь самого себя, стал растекаться в пустом и холодном пространстве Вселенной."
"Словно гигантский пузырь, мое восприятие раздулось еще больше, поверхность его выскользнула куда-то в запредельность, где не было ничего вообще, и там свернулась в черную точку пустоты в самой середине моей грудной клетки."
"- Видишь, - сказал Мастер Чу .... Это и есть исходное место, где всем на все наплевать."

"Точка в сердце" каббалы. (В каббале нет чакр.)
http://www.kabbalah.info/rus/blog/category/topics/point-in-the-heart/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Точка_в_сердце
Но тоже, это не вполне традиционно вроде бы. Кроме Лайтмана из каббалистов об этой штуковине вроде никто и не говорит, по крайней мере широкой публике.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-26 12:23 (ссылка)
Понятно. Спасибо. Этакая эзотерика для эзотериков.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2009-10-26 12:26 (ссылка)
Как бы да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albiel@lj
2009-10-26 12:19 (ссылка)
Вот ещё по теме, но с привязкой всё-таки к чакре, без разделения http://www.universalinternetlibrary.ru/book/pranayma/Part6.shtml
"Чакра Анахата

Активизация сердечной чакры достигается при концентрации на сердцебиении. Сердце считается центром
пребывания "Дживатмана". индивидуальной души. Чтобы указать на себя, человек тычет указательным пальцем в сторону своего сердца, а не мозга. Именно туда йоги помещают центр личности, хотя это не следует воспринимать буквально. Совершенно очевидно, что наша личность, наша индивидуальная душа расположена не в самом органе. Речь идет об энергии, которая заставляет биться сердце, а энергия как раз и связана с нашей индивидуальностью. Возможно, из-за того, что сердце мгновенно откликается на эмоции изменением характера своих ударов, мы связываем его деятельность с побуждениями души. Вот почему при медитациях на "том, что заставляет биться сердце", а не на кусочке плоти под названием "сердце", йогам удается осознать свое глубинное "Я". Концентрация на "мистическом сердце" играет большую роль в христианских мистических техниках западного мира.
На изображениях Христа его сердце излучает свет. Понятно, что христианские мистики имели в виду не физическое сердце, а его психического двойника."


И вот, совсем без чакр:
"Огонь в сердце
Веды отождествляют с огнем не только Самость, но и сердце как местопребывания Самости. Считается, что Самость существует в виде огня, величиной с большой палец, в сердце. Это малое пламя в сердце и есть настоящая личность, сила и присутствие которой позволяет телу и уму функционировать. Оно подобно маленькой постоянно включенной горелке, от которой зажигаются все горелки на плите. Свет Самости освещает все остальные огни тела, праны, чувств и ума. Даже пищеварительный огонь действует только при его поддержке.

Пламя Самости поддерживает нас во всех состояниях бодрствования, сновидения и глубокого сна, а также на протяжении процессов рождения и умирания. Даже прана, или жизненная сила, есть всего лишь его проявление, или отблеск. Это пламя оставляет тело при смерти и переносит самскары, побуждающие к деятельности, в новое рождение. И только самореализованным личностям, которые полностью поглощены внутренним огнем, удается избежать этого процесса.

Самость в сердце ясно объясняется в «Нараяна-сукте», где утверждается: «В середине сердца есть великое пламя (Махан Агни), которое содержит весь свет и сияет повсюду. Это первый едок и жилец, устанавливающий норму нашей пищи, не уничтожимый провидец. // Он согревает все тело от стоп до головы. Посреди этого огня есть тонкое острие пламени, направленное вверх, сияющее подобно вспышке молнии из темно-синей грозовой тучи. // Внутри острия пламени пребывает Параматман. Он Брахман (Творец), Шива (Разрушитель), Вишну (Хранитель), Индра (правитель), Ом и всевышний Господь».

Великий огонь (Махан Агни) в сердце – это тонкое тело (линга), а вспыхивающее из него существо, подобное молнии, – это индивидуальная душа, или Дживатман. В его центре есть атомарная точка Высшей Самости, которая служит вратами в бесконечный свет, Солнце солнц, Бог богов. В действительности, можно сказать, что хридая (сердце), которому уделяет особое внимание Рамана, и есть пребывающее там пламя. Сердце, Агни и Атман – в пределе, суть три способа рассмотрения одной и той же высшей истины."

Только нужно понимать, что "серце" - это образно, это не мышечный мешок в левой части грудной полости.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-26 12:27 (ссылка)
да, понятно

(Ответить) (Уровень выше)

Вот ещё про сердечный центр из Упанишад, т. е. классики
[info]albiel@lj
2009-10-26 13:23 (ссылка)
ШВЕТАШВАТАРА-УПАНИШАДЫ http://psylib.org.ua/books/brodo01/txt17.htm
"Внутренний атман есть пуруша величиной с перст, он всегда пребывает в сердце людей. Он создан сердцем, разумом, мыслью. Те, кто знает это, становятся бессмертными."

БРАХМА-УПАНИШАДА http://sss.vn.ua/upanishads/brahma.htm
"В тайнике сердца пребывает Акаша (пространство) сознания со многими открытиями, цель знания, сердечное пространство, в котором вся эта (внешняя вселенная) развивается и вращается, в котором все это появляется и исчезает. (Кто знает это), полностью знает все мироздание. Там не имеют власти ни боги, ни Риши, ни Питы, ибо полностью пробужденный познает Истину в полном объеме."
"21. Сердце (т.е. внутренняя камера сердца) походит на чашечку лотоса, повернутую вниз и полную пустот. Знайте это, чтобы быть великими вместилищами всей вселенной."

КАТХА УПАНИШАДА http://www.aquarium.ru/misc/pdf/katha_upanishad.txt
То, из чего восходит солнце и то, куда оно заходит; основа всех богов, Непревзойдённое:
Это и есть Подлинная Сущность.
Что там - то и здесь; что здесь, то и там. Видящий не единство, а различие, бредёт от смерти к смерти.
Эту истину нужно постичь умом: нет многого, есть только Одно. Видящий не единство, а различие, бредёт от смерти к смерти.
Сущий, размером с большой палец, находится в центре лотоса сердца. Знающий Его - властителя прошлого и будущего - больше не боится за себя;Это и есть Подлинная Сущность. Сущий, как бездымное пламя размером с большой палец - властвует прошлым и будущим, сегодня такой же как и завтра - он воистину Атман. Выше Его ничего нет!

http://www.youryoga.org/article/upanishads/katha.htm
В сердце - сто и одна артерия, из них одна ведет к голове.
Идущий по ней вверх достигает бессмертия, во все (стороны) служат выходами другие (артерии).
Пуруша величиной с большой палец, (находящийся) внутри тела, всегда пребывает в сердце людей.
Пусть с твердостью извлекут его из своей плоти, как сердцевину из тростника;

МУНДАКА-УПАНИШАДА http://upanishads.ru/mundaka.htm
10. Пуруша – все это; действие, подвижничество, Брахман; [он] – за пределами смерти,
Кто знает это, скрытое в тайнике [сердца], тот, о дорогой, разрубает здесь узел незнания.
Вторая глава
1. Явное, утвержденное, пребывающее в тайнике [сердца]; истинно великое место, где сосредоточено [все] это;
Движущееся, дышащее и мигающее – знайте, что оно – сущее, не-сущее, желанное, высшее;
Что [оно – ] превосходящее [всякое] распознавание существ.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanstor@lj
2009-10-26 09:13 (ссылка)
Интересно, насколько наши представления о том же сердце зависят от архетипов, особенно не осознанных. И как будут комментировать наши картинки через 1000 лет.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-26 09:39 (ссылка)
Пример. Можно посмотреть на рисунки, изображающие грудную клетку - рёбра, то есть. Они в разное время рисовались по-разному. однако заблуждения доисторических художников волнуют мало - мы же умные. Так вот - на подавляющем большинстве современных рисунков ребра изображены совершенно не натурально, они сделаны именно в виде клетки, коробки - вызывают машинные ассоциации гладких поручней, защищающих и ограничивающих пространство.
Это наш миф. И большинство людей верит, что мифов у нас нет - они остались в прошлом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanstor@lj
2009-10-26 10:29 (ссылка)
Про ребра хороший пример, он мне не пришел в голову. И вот интересно. Я-то знаю устройство грудной клетки "в натуре", руками щупал. Но современные картинки протеста не вызывают, т.к. воспринимаются просто как знак. Ну как условный человечек на дорожном знаке тоже не вызывает протеста в плане анатомической достоверности.
Но интереснее другой уровень. Вот "зерно сердца" с ангелом и сатаной, упомянутое в Вашем посте. Это ведь часть мировозрения вообще, взгляд на всё. Не вызывающий вопросов.
Не конкретный миф, который может быть отвергнут и искажен, а некое ядро мышления, из которого мифы растут как нечто вторичное.
И вот вопрос, можно ли осознать этот ядерный уровень?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-26 12:21 (ссылка)
Так и бывает. Знающие видят невинную схематизацию. незнающие видят - что так и есть на самом деле. Когда прошлое отчуждается. невинная схематизацуия кажется зловещим замалчиванием правды. Как и человечек на дорожном знаке. Схематизация может быть очень разной.

Что значит - осознать ядерный уровень. Я нечто сказал. Вы нечто поняли. Что Вы называете дополнительным к этому осознанием?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jack_of_hearts_@lj
2009-10-26 12:04 (ссылка)
А как правильно? Нет ли картинки верной?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-26 12:24 (ссылка)
Надо искать. Даже фотографии скелетов не помогут - как Вы понимаете. их монтируют, скелет ведь редко прямо так лежит и дожидается, косточки-то подлатать надо - в музеях стоят селеты, скрепленные проволокой или стальными спицами. Картинки найти можно - чай, не секрет, есть и натуральные. Но я не очень предсталяю, где бы я их нашел за 5 минут

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shergina@lj
2009-10-26 10:44 (ссылка)
ну надо ж как похоже на Image

(Ответить)