Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-06-14 11:08:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Г>З, или О<Д. Переписка Олега Генисаретского и Давида Зильбермана
«Г. Что можно делать с текстом, произносимым с дидактической интонацией? Дано: ситуация учитель-ученик, т.е. тип коммуникации и корпус текстов. Требуется: назначить систему действий с текстами, концентрированную вокруг актуализированной цели того и другого. Чтобы адекватно назначать действия, надо их иметь в виде множества освоенных единичных действий. Где их брать? – вот мой вопрос.

З. Что можно делать с текстом – и ни с чем более? Очевидно, читать и писать. … Ни культура, ни мироздание, ни поведение, ни деятельность для меня не текст. … Чтение – особый род деятельности, связывающий субъекта с текстом. …
Я полагаю, что философский ХХ век, век анализа, не совпадает с хронологическими рамками: он уже кончился. Нечего анализировать. … Видимо, теперь нужно заняться созданием не систем, а сумм, и тогда философская деятельность воссуществует вновь на скатах таких сумм. … Подумай об основах «суммарного», а не «системного» анализа.

Г. Под текстурой я понимаю любой устойчиво расчлененный предмет.. В частном случае предмет может оказаться структурой, и тогда значимыми будут ее элементы, связи и целостность. …
Мы можем говорить о текстуре в родительном падеже, тогда как текст – именителен: ведь можно сказать «текстура чего-то», но нельзя – «текст чего-то» (но: чей-то и кому-то). … Текстура – это качественная определенность предметности. … Свобода сознания от текстурности достигается в меру его отождествления с самим текстурным целым: это свобода целого от частей, достигаемая в осмыслении. … Чтобы в теле мира циркулировала кровь (смысл), нужна кровеносная система (текстура) и, продолжая метафору, чтобы выйти из мира бессмертно, нужно кровоизлияние Самадхи.

З. Понимаешь ли, в канве модальной методологии одна из остевых нитей ведется ради предположения, что в ней (методологии) должна сохраняться «запланированная непонятность» для любого, в том числе и для меня самого («методолога»). …
Ты своим суждением, как ножом, режешь на куски не-знаковую действительность, и ты же называешь объекты своих действий знаками, сводимыми в смысл. Я же будто сижу (на корточках) и устраиваю в себе разного рода изготовленности к видению картин, как бы исторгая из каждого, отдельно взятого на изготовку смысла значение видимого.
Представь-ка, будто ты уже понял, что я намереваюсь тебе сказать, и попробуй изобрази свои действия, с этим представлением связанные. Или, в переложении для сознания: как оно манипулирует с проблемой, о которой ему известно, что она для него – решенная?
Язык, как ты знаешь, вообще не возник. Нужно лишь правильно пользоваться языком и не осаждать на вещах смыслы, а снимать их с вещей. Вот когда язык до капельки исчерпается, все слова будут названы по вещам, останется Реальность неотличия человека от Бога.»


Всего несколько страниц, а – цепляет.
Написание сумм, которые принципиально отличаются от систем…
Запланированная невнятность – в том числе для автора. Эк оно…
Что делает сознание с решенной проблемой?
Да, хорошие вопросы ставят.

Например, я решаю проблему: где взять ложку к обеду? Решил. И потом я только припоминаю решение: я знаю, где взять ложку. Или я решаю – Бог есть (или нет). А дальше – как с ложкой? Припоминать: это я знаю? Или решения меняют того, кто решает, и потом – после решения – возникает иная ситуация, когда нельзя сказать, что есть (прежнее) сознание и есть решенная проблема? Но тогда можно повернуться: чего стоит знание, которое оставляет субъекта прежним? А если результат познания – изменение познающего субъекта, то это решение будет плохо совмещаться с тем, что называется научным познанием. Оно привыкло фиксировать субъект. Возможно ли научное познание, допускающее знание?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-17 11:13 (ссылка)
Что-то отозвалось на слова... Что это значит: "Жизнь задает неразговорный формат, а наша жизнь - вообще анти-разговорный"? В чем такая особенность нашей жизни?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]turbik@lj
2005-06-19 16:49 (ссылка)
Тут вроде столько вариантов ответа, и каждый по-своему верный...
Ну, можно так, вполне очевидно: двое (больше) беседуют - идут по дороге, прокладывая ее каждым шагом. А жизнь - это вся "поляна", как минимум большей на единицу размерности понятие. Вы, разумеется, правы в том, что разговор - одно, и ведется, если грамотно, о чем-то одном, в каких-то "рамках". А жизнь, вроде, другое... Тут уже мои тараканы...
Просто с некоторых пор для меня любой разговор (а я их веду редко) сводится к: готов, не готов - говори, что за душой. Это из Вашей рецензии на книгу Гефтера.
И те "сроки", которые Вы нам всем отвели - лет 20 (о, я понимаю всю условность, но и принимаю ее),- они с моими совпадают. Но у меня нет второго варианта: все может быть еще хуже и ничего подобного не случится. Для меня уже случилось... А именно: жизнь антиразговорна потому, что не с кем говорить. Потому что не толька эта книга, относительно "новая", не будет прочитана , но и оттого, что не были прочитаны книги давным давно написанные.
Возвращаясь к нашим героям. Пятигорский говорит: "Гегель не прожит. Он оказался источником не только философского непонимания, но и крайне неприятных последствий уже не для философии, а для культуры, для страны, для каких-то пытавшихся мыслить людей..."
Или Мамардашвили: "Сейчас идеальный философский семинар будет состоять из 5-6ти людей, понимающих Гуссерля как единственную продуктивную линию развития европейской, т.е. декартовско-кантовской философии..."
Или Зильберман: "...я твердо знал ("с детства"): придумать ничего нельзя, уже все придумано. Не запрещено, а нельзя, естественно невозможно, и стыдно пытаться." "Если твоя "Феноменология духа" уже написана - участвуй в создании традиции."
И, как итог: Эту же ситуацию можно описать как идейный вакуум: к окончанию войны в России не осталось серьезных идей - тех, за которыми могла бы стоять реальность.

Вакуум - весьма антиразговорен, на мой взгляд. Ни идей, ни 5-6ти людей - нет, не имеющих идеи, допускаю, что таковые люди имеются - но желающих озвучивать идеи и делающих это... Нет предмета для разговора - того самого поиска иных "плоскостей"...

Не уверен, что Вы об этом спрашивали, в любом случае извините за простыню.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-20 04:52 (ссылка)
Спасибо Вам.

Время, конечно, тяжелое, но не последнее. Старая культура уходит - и нечему встать на ее место, если искать "такое же". Должно прийти новое - но трудно узнать, да и редко встречается, не сомкнулось еще в культурный свод, не построены еще новые небеса.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -