Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2004-09-27 08:08:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Шагнуть с кочки…
Интернет – это культура меньшинств. Тут шахматисты и аквариумисты, сказочники и стихотворцы, гомосексуалисты, ролевики, анархисты, буддисты, цветоводы, коммунисты… Все очень разные, всех – мало, и эти «малые» в сумме составляют всех.
Недаром исчезло общественное мнение - как мнение какого-то сомкнутого сообщества, как выработанный комплекс идей, разделяемый определенными слоями. Осталось только общественное мнение в качестве статистического среднего индивидуальных мнений. Многие уже и не верят, что когда-то общественное мнение было не статистической фикцией, а реальной силой – за ним стояли люди.
В прежние века Новой истории повсюду наблюдались общественные движения, когда большие массы людей обладали общими идеями и умонастроениями. Сейчас популярна точка зрения, что даже нации – плод работы немногих идеологов, которые своими статьями в медиа «конструируют» нации. Короче, раньше, еще 150 лет назад, ситуация была иной – а сейчас повсюду лишь огромное многообразие индивидуальных мнений.
В отличие от общества, человек – существо целостное. Его так запросто не продробишь в пыль мнений. Многие люди пытаются упорядочить совокупность своих бессознательно возникающих мнений и выработать мировоззрение – нечто целое, что объединяет мнение и изменяет некоторые из них для соответствия целому. Не то чтобы мировоззрением обладает каждый, но это и не редкость.
Мировоззрение полезно своей целостностью, оно, если угодно, экономит ресурсы. Вместо хаоса мнений по каждому поводу, которые люди быстро забывают (это доказано – мнения по случайным для данного человека вопросам неустойчивы, он за неделю-другую забывает их и придумывает для следующего случая новые, иногда – противоположные), выгодно иметь мировоззрение. Выгода – в устойчивости сознания, в большей целостности психической жизни, личности.
Мировоззрение, картина мира, позволяет создать «общий взгляд», из которого можно объяснить даже то, с чем человек сталкивается впервые, что ему не известно. Особенно впечатляюще выглядит мировоззрение крупных ученых – даже совершенно новые факты могут очень быстро получить стройное и последовательное объяснение (часто – «правильное»).
Однако мировоззрение может быть ошибочным – необходимо уточнять картину мира, ведь мир богаче любого представления о нем. А как это делать? Мировоззрение – это поиск экстремума, например – представим себе – наибольшей высоты. Человек находится на холмистой равнине, у горизонта – горная цепь. Человек хочет забраться повыше и обозреть мир. Если у него имеется простой алгоритм – «идти вверх» - он шагнет на первую же кочку и останется там навсегда: вокруг – ниже.
Любое мировоззрение роет вокруг себя ров: это – проявление его целостности. Каждое мировоззрение собирается на «возвышенной» точке, в области максимальной устойчивости, и вокруг него лежат земли темные, смутные. Каждому его мировоззрение подсказывает: правда – здесь, у тебя, и чем дальше ты отходишь от центра картины мира, тем меньше света вокруг, тем глупее и низменнее мир вокруг. Нелегко покинуть свое мировоззрение. А противники, «чужие» мировоззрения, видятся только с высоты своего: заранее известно, в чем они должны ошибаться – они могли бы и молчать, с ними все ясно. Что они говорят на самом деле – разобрать невозможно, все проходит фильтр собственного мировоззрения, подсказывающего противнику «правильные» реплики, ожидаемо-глупые.
Но люди все-таки иногда меняют свои мировоззрения. Надо надеяться, не случайным образом: шагают с прежней кочки до ближнего холма, спускаются с холма и идут к горе. Как же это происходит?
Несколько раз мне приходилось видеть смену мировоззрения. Что-то об этом можно прочесть, что-то услышать. У меня сложилось впечатление, что чаще всего встречаются два варианта смены. Во-первых, с человеком может произойти внутренний, жизненный кризис, который разносит вдребезги его прежнюю жизнь, человек рассыпается – а потом, собравшись в новой жизненной позиции, человек вдруг видит, что у него уже новое мировоззрение. Конечно, «разнос и взрыв» могут быть разных масштабов – от этого во многом и зависит, насколько сильно удастся изменить прежнее мировоззрение.
Во-вторых, изредка встречаются люди, которые пытаются изменить мировоззрение сознательными усилиями. Они насильно, «за шкирку», вытаскивают себя на точку зрения противника, стараются ее усвоить, ей сочувствовать, подавить собственную критику. Если в мировоззрении «противника» находится истина, такой человек меняет свое мировоззрение – далеко не всегда на то, «противничье» - ведь в его прежнем взгляде тоже была истина, и он теперь может выстроить большое мировоззрение, объединяющее взгляд уже с двух горушек.
Во всех случаях такое изменение мировоззрения происходит изнутри. Внешний мир может спровоцировать смену, создать условия для кризиса, подбросить примеры и «удобные дорожки» для перехода. Но сам переход делает человек изнутри – неважно, сознательно или бессознательно. В этом смысле никого нельзя «переубедить» и «доказать» - каждый может лишь убедить себя и доказать себе.
Такая картина смены мировоззрений (ну, на самом деле – более детальная, но и более трудная для изложения) сложилась у меня, при виде того, что мне пришлось наблюдать. Но – думаю я – эта картина сложилась в моем мировоззрении, так выглядит это в моей картине мира. Может быть, другие видят пути перехода совсем иначе?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Re: это хорошо, что хорошо
[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-06 03:17 (ссылка)
>Как раз вот тут и начинается прикол: с памятью ваше объяснение метафоры кажется более-менее убедительным, потому что любой программист подтвердит - память вовсе не обязательно предполагает мыслящего субъекта. Причем в этом контексте о памяти можно говорить без всяких метафор и это никого не смущает. Поэтому память - пример и атрибут неудачный для разъяснения интересующего меня вопроса.

Не хотелось бы Вас попусту раздражать, но лучше ведь откровенность, чем склизское умалчивание, верно? Так вот, я бы назвал памятью без кавычек и метафор только то, что сопровождается самоосознанием. Без этого – для меня – это всегда метафора. А то и петля гистерезиса память имеет, и компьютер, и след на песке… Для меня это метафоры, разной степени удачности. Иные самопонятны и не требуют расшифровки (про песок), иные обманывают даже людей понаторевших. С другой стороны – не настаиваю. Я пришел к таким выводам, а Вы можете и слово иначе употреблять, и понятие иначе мыслить.

>Воля гораздо интереснее. Воля - это не "инерция", это всегда преодоление инерции или, во всяком случае, попытка такого преодоления. И воли вне мыслящего субъекта уж точно не бывает.

Мне просто неловко – опять придется Вам противоречить. Я думаю, что у животных воля бывает, а вот мыслей у них нет. Если придется говорить строже,я буду уточнять: ну, не совсем воля, так ведь и эмоции у животных не совсем человеческие. И все же мы можем спокойно говорить об эмоциях высших животных, и почти с такой же уверенностью – об их упрямстве, целеустремленности и даже воле. Хоть и в меньшей степени – воля в строгом смысле, конечно, тоже требует самоосознания. Чтобы было меньше непонимания – я считаю, что социум самоосознанием не обладает, оттого у него нет воли, нет памяти и проч.

Дальше нюанс появляется. Когда речь идет о повердении сложных систем, удаленных от термодинамического равновесия (ну, диссипативных, иль еще как), так появляются очень трудно разделимые ситуации. Например, мой знакомый утверждает, что если всерьез давать граничное определение жизни, то придется признать, что вода и огонь – живые. Те же проблемы и здесь: сталкиваясь с поведением толпы, или хорошо структурированной организации с крепко расписанными ролями, или еще с некоторрыми социальными объектами, мы попадаем в ситуацию теста Тьюринга. Вы, конечно, помните, что он был пройден – оказалось не так трудно построить болталку, которую испытуемый не отличал от человека. Так и тут: у этих социальных вещей гнаблюдается то. что очень хочется назвать волей, планом и проч. Но мы же не стали компьютер считать человеком, даже если он прошел тест Тьюринга? Ну, ошибся великий, ну, не годится тест – и все. Так и тут. Прилично разработанной теории на этот счет, как мне кажется, нет. То есть сто разных великих социологов создали каждый по системе, где худо-бедно такие вещи как-то называются, но четкого ответа на вопрос еще не найдено.
Наверное, потому и кажется, что они все уицраора (что он Вам так запал? Гадкая скотина) подразумевают. На самом деле, насколько мне удалось вчитаться в тексты классиков социологии, почти все они были колючими материалистами и жене своей не верили, не то что духу. Может быть, конечно, иногда они по интеллигентной привычке играли опасными смыслами – игра такая, мол, я не верю, но знаю, что многие верят, так смотрите, как я между этих огней пройду. Я бы это всерьез не воспринимал – если речь о профессионалах.
Опять другое дело – современные публикации в российской прессе. Здесь, действительно, каких только тварей нету. Боюсь, тут редко кого можно воспринимать всерьез – балуются ребята, интеллектом бренчат, деньги зарабатывают, а думать времени не остается. Во что они там верят – в уицраора или еще кого, мне кажется, просто не интересно. Их личное дело.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: это хорошо, что хорошо
[info]pargentum@lj
2004-10-06 22:45 (ссылка)
Животные - вопрос отдельный и, действительно, тоже интересный. Но фишка вот в чем - воля не только не складывается, насколько я понимаю, она обладает еще одним интересным свойством. Или, может быть, это я не понимаю - на мой непросвещенный взгляд, два существа или вещества, связанные друг с другом отношением часть-целое, одновременно обладать волей не могут. Потому, что если это воли, то между ними возможен конфликт; если в таком конфликте всегда преобладает воля кого-то одного, то воля второго какая-то "не настоящая". Если же правил арбитража таких конфликтов не предусмотрено, то вряд ли такая целостность долго проживет в качестве целостности.

Поэтому или свободная воля человека - но тогда социум волей обладать не может, или уицраор (коллективная воля при отсутствии личной). Как совместить индивидуальную свободу воли с коллективной волей, пусть даже в кавычках - я не понимаю.

Насчет же матерьялизма - Маркс вон себя тоже матерьялистом называл, а мистиком был не в пример круче своего невольного учителя Гегеля. Неотрефлексированный мистицизм - это, знаете ли, страшное дело.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: это хорошо, что хорошо
[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-08 01:57 (ссылка)
фу, написал большой пост, а он стерся. База сбоит лжовая.

По второму разу - коротко. Человек не часть общества. Они оба целые - и общество и человек, но с разным уровнем целостности. Частично взаимопроникающие, но ни в одном случае нет отношения часть-целое. Человек более целостный (=устойчивый), своей устойчивостью поддерживает общество, оно в опред. смысле паразитирует на устойчивости индивида. Но общество обладает и собственной целостностью, у него есть части, структура их, функции. строение и проч. Части общества - не люди. Это институты и проч.

Поэтому согласен - социум волей не обладает, своей волей над человеком не господствует. Поэтому же и не согласен кое с чем другим у Вас - социум существует как сложная иерархическая система, имеет сложные связи. институты есть и они действуют и проч. Только человеку как существу свободному это не грозит - в высшем смысле. а в бытовом - ну, сами понимаете. Пьяная морда может врезать, и унизит свободную волю - что ж от этого, онтологию мира менять?

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -