Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2004-09-27 08:08:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Шагнуть с кочки…
Интернет – это культура меньшинств. Тут шахматисты и аквариумисты, сказочники и стихотворцы, гомосексуалисты, ролевики, анархисты, буддисты, цветоводы, коммунисты… Все очень разные, всех – мало, и эти «малые» в сумме составляют всех.
Недаром исчезло общественное мнение - как мнение какого-то сомкнутого сообщества, как выработанный комплекс идей, разделяемый определенными слоями. Осталось только общественное мнение в качестве статистического среднего индивидуальных мнений. Многие уже и не верят, что когда-то общественное мнение было не статистической фикцией, а реальной силой – за ним стояли люди.
В прежние века Новой истории повсюду наблюдались общественные движения, когда большие массы людей обладали общими идеями и умонастроениями. Сейчас популярна точка зрения, что даже нации – плод работы немногих идеологов, которые своими статьями в медиа «конструируют» нации. Короче, раньше, еще 150 лет назад, ситуация была иной – а сейчас повсюду лишь огромное многообразие индивидуальных мнений.
В отличие от общества, человек – существо целостное. Его так запросто не продробишь в пыль мнений. Многие люди пытаются упорядочить совокупность своих бессознательно возникающих мнений и выработать мировоззрение – нечто целое, что объединяет мнение и изменяет некоторые из них для соответствия целому. Не то чтобы мировоззрением обладает каждый, но это и не редкость.
Мировоззрение полезно своей целостностью, оно, если угодно, экономит ресурсы. Вместо хаоса мнений по каждому поводу, которые люди быстро забывают (это доказано – мнения по случайным для данного человека вопросам неустойчивы, он за неделю-другую забывает их и придумывает для следующего случая новые, иногда – противоположные), выгодно иметь мировоззрение. Выгода – в устойчивости сознания, в большей целостности психической жизни, личности.
Мировоззрение, картина мира, позволяет создать «общий взгляд», из которого можно объяснить даже то, с чем человек сталкивается впервые, что ему не известно. Особенно впечатляюще выглядит мировоззрение крупных ученых – даже совершенно новые факты могут очень быстро получить стройное и последовательное объяснение (часто – «правильное»).
Однако мировоззрение может быть ошибочным – необходимо уточнять картину мира, ведь мир богаче любого представления о нем. А как это делать? Мировоззрение – это поиск экстремума, например – представим себе – наибольшей высоты. Человек находится на холмистой равнине, у горизонта – горная цепь. Человек хочет забраться повыше и обозреть мир. Если у него имеется простой алгоритм – «идти вверх» - он шагнет на первую же кочку и останется там навсегда: вокруг – ниже.
Любое мировоззрение роет вокруг себя ров: это – проявление его целостности. Каждое мировоззрение собирается на «возвышенной» точке, в области максимальной устойчивости, и вокруг него лежат земли темные, смутные. Каждому его мировоззрение подсказывает: правда – здесь, у тебя, и чем дальше ты отходишь от центра картины мира, тем меньше света вокруг, тем глупее и низменнее мир вокруг. Нелегко покинуть свое мировоззрение. А противники, «чужие» мировоззрения, видятся только с высоты своего: заранее известно, в чем они должны ошибаться – они могли бы и молчать, с ними все ясно. Что они говорят на самом деле – разобрать невозможно, все проходит фильтр собственного мировоззрения, подсказывающего противнику «правильные» реплики, ожидаемо-глупые.
Но люди все-таки иногда меняют свои мировоззрения. Надо надеяться, не случайным образом: шагают с прежней кочки до ближнего холма, спускаются с холма и идут к горе. Как же это происходит?
Несколько раз мне приходилось видеть смену мировоззрения. Что-то об этом можно прочесть, что-то услышать. У меня сложилось впечатление, что чаще всего встречаются два варианта смены. Во-первых, с человеком может произойти внутренний, жизненный кризис, который разносит вдребезги его прежнюю жизнь, человек рассыпается – а потом, собравшись в новой жизненной позиции, человек вдруг видит, что у него уже новое мировоззрение. Конечно, «разнос и взрыв» могут быть разных масштабов – от этого во многом и зависит, насколько сильно удастся изменить прежнее мировоззрение.
Во-вторых, изредка встречаются люди, которые пытаются изменить мировоззрение сознательными усилиями. Они насильно, «за шкирку», вытаскивают себя на точку зрения противника, стараются ее усвоить, ей сочувствовать, подавить собственную критику. Если в мировоззрении «противника» находится истина, такой человек меняет свое мировоззрение – далеко не всегда на то, «противничье» - ведь в его прежнем взгляде тоже была истина, и он теперь может выстроить большое мировоззрение, объединяющее взгляд уже с двух горушек.
Во всех случаях такое изменение мировоззрения происходит изнутри. Внешний мир может спровоцировать смену, создать условия для кризиса, подбросить примеры и «удобные дорожки» для перехода. Но сам переход делает человек изнутри – неважно, сознательно или бессознательно. В этом смысле никого нельзя «переубедить» и «доказать» - каждый может лишь убедить себя и доказать себе.
Такая картина смены мировоззрений (ну, на самом деле – более детальная, но и более трудная для изложения) сложилась у меня, при виде того, что мне пришлось наблюдать. Но – думаю я – эта картина сложилась в моем мировоззрении, так выглядит это в моей картине мира. Может быть, другие видят пути перехода совсем иначе?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Re: Насчет Гоббса
[info]pargentum@lj
2004-10-11 00:25 (ссылка)
>Критерий разделения наук - воспроизводимость опыта?

Неверно.

Критерий разделения наук и ненаук - наличие или, соответственно, отсутствие эпистемологической базы.

Критериев разделения наук между собой довольно много, деление на науки эмпирические (физику, химию, биологию) и априорные (математику, праксиологию) - на мой взгляд вполне разумное, хотя, разумеется, и не единственно разумное.

Из чего состоит воспроизводимость опыта в физике - я знаю. Плывущее при разборах я наблюдал, если имеется в виду Фейрабенд и т.д. - это все без изъятия из самого Фейрабенда плывет, а не из принципа воспроизводимости опыта. :) Ужас, собственно, не в том, что Фейрабенд эту чушь написал, а в том, что ее на полном серьезе преподают как этап философской мысли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Насчет Гоббса
[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-11 01:54 (ссылка)
Насчет базы - красиво. Сразу отрицать не готов. Может, не понимаю, что это такое. Для проверки: как думаете, она есть у литературоведения? у живописи? у стихосложения? у стиховеления?

Насчет Фейерабенда согласен. Мне он всегда был противен. Я на него и не пытался ссылаться как на достойного человека - если помните, полуслучайно помянул. что высунулся такой хулинган... Пойа, Лакатош лучше. Но сделлаи мало. В целом после 80-х, как кажется. эту область затопил постмодернизм и увяли все цветы. Жаль.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Насчет Гоббса
[info]pargentum@lj
2004-10-11 02:01 (ссылка)
>Насчет базы - красиво. Сразу отрицать не готов. Может, не понимаю, что это такое. Для проверки: как думаете, она есть у литературоведения? у живописи? у стихосложения? у стиховеления?

У всего перечисленного нету. Эрго, все перечисленное наукой не является. Т.е. "ненаучность" - это, в моем понимании, еще не приговор. :)

Пойя - я у него с большим удовольствием читал "Математику и правдоподобные рассуждения" и вторая книга, забыл название. Он пишет офигительно интересные вещи, но, к сожалению, не про физику, а как раз про другую ветвь наук, которая повторяющегося опыта не использует.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Насчет Гоббса
[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-11 04:28 (ссылка)
Я традиционнее, чем Вы, и полагаю, что если некая область считается наукой, то надо прежде исчерпать аргументы, почему она - не, чем выдумать критерий и ее из науки убрать (пусть это и не приговор). И действительно, почитав Гаспарова, легко поверить, что стиховедение и литературоведение - науки.

Впрочем, на самом деле важно, кем считают себя люди, работающие в этих областях, каких критериев придерживаются, а не то, кем их считают другие. Хм... Но Ваш физикализм меня огорчает. Следовало из Ваших высказываний ожидать, и все ж как-то неловко - и то не наука, и се не наука...

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -