Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2009-12-30 12:15:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Онтогенетическая систематика
А.В. Мартынов. От онтогенеза к эволюции: систематика в ожидании смены парадигмы // Эволюция и систематика, 2009
Не статья, а целая повесть про возможное развитие современной систематики. Начинается с обширного анализа концепций и примеров гетерохронии, когда разные части организма развиваются в онтогенезе с разной скоростью, из-за чего некий план строения различным образом искажается.

Потом рассмотрен подробно пример - систематика голожаберных моллюсков. Противопоставляются обычные и молекулярно-кдладистические методы. Показаны регулярные сбои кладистики. Если коротко, общая причина: там идет педоморфоз (у голожаберников), причем он возникает независимо в нескольких линиях и давет разные результаты с разной результирующей редукцией и последующим доразвитием. Кладистика валит в кучу все педоморные группы, утверждая парафилетичность таксона. По мнению автора, голожаберники в самом деле полифилетичны, но выясняется это в результате иной линии рассуждений.



По сути, тут обвиняется не кладистика - она лишь метод, машина, вполне слепая, а плохое кодирование морфологии. Та же кладистика будет давать "правильный" результат, если разобраться с тонкой морфологией и признаками скрытой редукции. То есть критикуется поспешное объявление результата вслед за поверхностной обработкой кладистическим методом. Кладистика становится не последним словом, а рутинным методом - с помощью которого можно получать сколь угодно дурацкие результаты. Это же можно сказать и о молекулярной филогенетике.

Тут, конечно, вопрос - что взамен? Приятно, что автор не останавливается на критике. Он переходит к макросистеме животных, обсуждает наболевшую группу Ecdysozoa (линяющих). Связывает это с обсуждением вопроса о цефалоринхах. Там интересные примеры, скажем, о классе Concentricycloidea, тоже после неотении образовались - видимо, потомки морских звезд, но были восприняты как самостоятельных класс иглокожих.
Общий смысл: морфологическая система и система по генам постепенно расходятся, с накоплением данных это все менее связанные области - хотя по смыслу они просто обязаны быть связанными.

И тут говорится об "онтогенетической схеме вида", этим понятием увязываются в единую теорию все разговоры о педоморфозе, гетерохрониях, редукциях и разнице таксономических процедур. Мысль такая: имеется небольшое, счетное количество циклов развития, они очень консервативны, все появилитсь не позже кембрия. Эти циклы могут изменяться лишь весьма закономерным образом, и основной способ развития - это разнообразные редукции (часто путем неотении) и наращивание "новой морфологии" у прошедшей редукцию твари. И тем самым дело сводится не к боданию между фрагментами "полной морфологии" - классической и генетической, а к тщательному отыскиванию симптомов, по которым тварь можно отнести к тому или иному онтогенетическому циклу.

Это подразумевает повышенное внимание к было совсем потерянному способу мышления - эволюционным сценариям. Только они придают осмысленность прочим данным. Экдисозои были не более чем "классом почтовых марок", пока основывались на каких-то непонятно откуда взявшихся генетических сходствах, а после появления наметок на эволюционный сценарий эта группа может обрести (как считает автор) большую осмысленность.

------------
тут изложение статьи Мартынова заканчивается. Там множество подробностей, но пересказать их для неспециалистов я не умею.
Как понятно, вся эта идейная направленность заключается в давней работе Беклемишева - о типах строения и переходах между ними. Прошло около ста лет, и теперь идея возвращается - усыпанная ссылками на англоязычные работы 2007-2009 гг. по молекулярной филогенетике, описанных таксонах ранга отряда, класса и типа... Словом, в блеске эрудиции всплывает та самая "Методология систематики", которую Беклемишев писал в 20-х годах.

А там же были довольно слабые места. Книга была издана в 1994 г., и она не обсуждалась профессиональным сообществом - слишком долго лежала неопубликованной. И вот теперь обсуждать придется - может быть, вне связи с фамилией "Беклемишев". Но этот круг идей придется продумывать и проговаривать - хотя он очень далек от молекулярно-генетических соображений. Но вот же - выволакивает логика туда, и всё тут.

В статье Мартынова не упомянут В.Н. Беклемишев и не осознано, куда ведут высказанные автором идеи. Он пробивался через огромные завалы, нагроможденные кладистикой и молсистематикой - новая терминология, множество различным образом обоснованных новых таксонов, и, разбираясь со всем этим хозяйством, вышел к этой идее устойчивых онтогенетических схем, порождающих разнообразие макротаксонов.

Этот мыслительный этап был достигнут еще в начале ХХ века. Беклемишев пытался разработать некую "алгебру", формальный аппарат для работы с этими амыми планами строения в их динамике - правила преобразования строения, пытался построить аксиомы, теоремы.

Но там довольно много собственных теоретических проблем, уже нового уровня. Говорить об этом надо отдельно, потому что долго, и потому что это - целина, там еще почти никто не ходил. До уровня продуманного в начале ХХ века пока еще не добрались, и это отдельная жалость... Только одно, пожалуй, можно сказать, чтобы хотя бы как-то начать такой разговор.

Кладистика выступала в последней трети Хх века как новая методология систематики. Она победила... своего противника, а сейчас она побеждена и вырождается - отступая перед генофенетикой. Но соль не в этом. Кладистика считалась содержательной методологией - и много битв гремело вокруг основных ее понятий. Между тем очень мало обсуждалось самое, может быть, важное в ней - очень специфическая редукция морфологии, производимая кладистикой. Кто не в курсе - я не возьмусь объяснять с нуля, кто в курсе - знают. И в результате кладистика выродилась в совершенно формальную процедуру. Вот один автор недорассмотрел морфологию и по сходству синдрома неотении загнал несколько семейств в паратаксон, а Мартынов рассмотрел морфологию лучше и тою же кладистикой показал, что ничего подобного, это единая по происхождению группа. Просто один автор в силу меньшего изучения признаков ввел такие-то постулаты "экономного онтогенеза", а Мартынов, расмотрев глубже, нашел, что там "на самом деле" было не так экономно - редукций было несколько, независимых. Некоторым образом провралась бритва Оккама - как она всегда лажает: она же просто прилегает поближе к фактам, если факты меняются - бритву сдувает легким пёрышком.

Но ведь точно то же самое может случиться с онтогенетической систематикой. Пока она не продумана хорошенько, просто упование на схематику циклов дает не так уж много - в "плохих" руках эта схематика будет лажать ничуть не реже, чем другая. Будут всё непонятное объяснять гетерохрониями и неотенией - что в этом хорошего?

Боюсь, там самое главное - вовсе не в выборе той или иной "систематики", метода систематизирования, а понимание главенствующей роли морфологических исследований во всей этой штуке. Там затянуты все узелки. Но чтобы туда залезать - нужны теории, а теории морфологии от веку отличаются страшенным идеализмом. Сколько раз в ту сторону смотрели, столько раз отшатывались. Недаром называли идейное течение 20-30-х годов "идеалистической морфологией".

В общем, там очень много придется внутренних барьеров снимать - а ведь подавляющее число исследователей вообще в ту сторону смотреть не хочет.







(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Напоследок
[info]olnud@lj
2010-03-07 04:29 (ссылка)
Наконец заполучил и прочел означенную статью. Нельзя не отметить хороший стиль и эрудированность автора, которые, тем не менее (любимое словосочетание автора), уязвимы для критики. Прежде всего, статья не столь большая, как это может показаться, поскольку значительную ее часть составляют иллюстрация (многие – довольно бесполезные для широкого круга русскоязычных читателей, среди которых едва ли найдется кто-то, кто знает отличия триаулической и диаулической половых систем дорид). Большая часть текста посвящена разбору филогенетики дорид, и автор оправдывает это тем, что именно опистобранхии являются наиболее удобным объектом для изучения эволюции. На мой взгляд, эта группа как раз неудобна тем, что палеонтологическая летопись для их анализа ничего не дает, а онтогенез многих ключевых групп неизвестен. "Удобство" группы только в одном – в ней великолепно разбирается автор. И именно это обстоятельство усложняет чтение статьи: красивые схемы завораживают, но остается для читателя этакими пиктограммами смысла. Чтобы оценить оригинальность и неординарность гипотез автора нужно как минимум разбираться в морфологии дорид. Иногда автор поясняет, что, например, офиуры – это класс иглокожих. Понимаю, что не все читатели могут знать данный факт, но если на такой круг рассчитана статья, то зачем усложнять ее громоздкими и мало поясненными схемами из "жизни дорид"? Собственно эволюционных схем – визуально наиболее понятных – в статье крайне мало (точнее – она одна). Офиурам повезло меньше – для них схем, видимо, не предполагалось.

Переходя от частностей к более общим вопросам, не могу согласиться с мнением автора, что "онтогенезы достаточно консервативны", а "морфогенетическая программа достаточно устойчива". Все зависит от примеров. Если, скажем, попытаться проиллюстрировать концепцию А.В.Иванова об эквифинальности развития, то мы обнаружим, что у полихет (в любом их понимании) разнообразие личиночного и неличиночного развития зашкаливает за все мыслимые рамки даже в пределах семейств (вроде Polygordiidae), в то время как у брюхоногих моллюсков оно выглядит действительно довольно консервативным. Позиция автора, фактически, перекликается с идеями П.П. Иванова (ох уж эти Ивановы, и Петровы с ними!) о первичной гетерономности: П.П. полагал, что консервативность числа ларвальных сегментов в некоторых группах (например, у ракообразных) должна что-то означать. Как и автор, он счел, что эти "знаки" указывают на параллелизмы – так родилась сугубо отечественная концепция полифилии членистоногих. Как выяснилось, совершенно ошибочная (увы!).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Продолжение
[info]olnud@lj
2010-03-07 04:31 (ссылка)
Еще одна "проблема", с которой автор "не справился" – это критерии педоморфоза. Создается впечатление, что педоморфоз лежит в основе любой редукции. Скажем, у корнеголовых раков он (педоморфоз) дошел до своего теоретического максимума: взрослое животное в своем внешнем облике докатилось до стадии амебоидной зиготы. Бескишечные турбеллярии лишились кишечника и нефридиев также в связи педоморфозом, чего никак не хотели признавать Ивановы, а теперь – еще и молекулярщики. С одной стороны, автор приводит очень хорошие примеры подоморфоза, доказывая их своими собственными наблюдениями. Скажем, если у ювенильных непедоморфных офиур мы видим некое состояние А, которое присутствует у взрослых особей другой группы – последняя является педоморфной. Значит, если брать такую безусловно неподоморфную группу, как асцидии, личинка которых имеет хорду, то выходит, что аппендикулярии – это педоморфная группа. Логично? Безусловно! Но если бы не было в природе ланцетников, у которых наличие хорды во взрослом состоянии едва ли следствие педоморфоза. Значит, дело в чем-то другом – вероятно, в комплексе признаков (в размерах или еще в чем-то). Но именно об этом автор молчит, не открывая секреты своего ремесла. Еще один момент меня очень насторожил: педоморфоз в "миниатюрных" группах – таких, как лорициферы и циклиофоры. И те, и другие рассматриваются автором как безусловно педоморфные группы. Но вопрос в другом – от кого они произошли? Достаточно ли поверхностного сходства, чтобы выводить циклиофор от коловраток или камтозой, если ни у тех, ни у других НЕТ столь сложного онтогенеза? Как-то проходит мимо тот вариант, что даже при педоморфозе предковая группа может оказаться за пределами наших знаний (как это имеет место у тихоходок или ногохвосток).
В конце статьи автор много пишет о злосчастных цефалоринхах, которые почему-то не нравятся иностранцам. И вроде бы концепция Cephalorhyncha очень хороша. Тогда возникает вопрос: почему ее автор, В.В.Малахов, УЖЕ не защищает ее? А дело как раз в ОНТОГЕНЕЗЕ, на который призывает обращать внимание автор. Концепция цефалоринх разваливается БЕЗ волосатиков. Развитие последних детально изучено Schmidt-Raesa – главным критиком концепции Cephalorhyncha. И его критика базировалась на сравнении развития наиболее примитивных волосатиков и типичных Scalodophora. Вывод был таки: интроверт личинок волосатиков не гомологичен интроверту скалидофор. Если кто не согласен – опровергайте этот классический случай воплощения идей автора статьи в реальную таксономическую практику!

Может показаться, что статья мне не понравилась. Отнюдь: она интересна хотя бы тем, что индуцирует поиски педоморфоза в других группах, для которых ранее его значение сильно умолялось. Проблема в том, чтобы не ошибиться и не найти педоморфоз там, где его нет. Однако ожидания прочитать нечто более значимое не оправдались: призывы к новой "онтогенетической революции" уже звучали из уст творцов эпигенетической концепции эволюции. Увы, простыми призывами и примерами из области морфологии уже не обойтись – нужна поддержка на генетическом уровне. Если "ген педоморфоза" будет найден, это решит все проблемы и прославит первооткрывателя. Более чем уверен, что наша отечественная наука при этом опять окажется в стороне.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Продолжение
[info]ivanov_petrov@lj
2010-03-07 04:38 (ссылка)
Спасибо. Про педоморфоз у бескишечных турбеллярий не знал. Мне всегда ссылки на педоморфоз подозрительны - как мусорная яма... убежище незнание. Вроде как указание на сексуальную роль неизвестных морфоструктур. Другое дело, что много чего доказано и не попляшешь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Продолжение
[info]olnud@lj
2010-03-07 05:02 (ссылка)
У Acoela многие предполагали педаморфоз, но если он и имел место, то неизвестно от кого - сейчас популярна концепция первичного отсутствия у них нефридиев. Однако Малахов не согласен с этим, предпочитая видеть во всем лишь упрощение сегментированных предков. Как трактует ацёль Мартынов - не знаю.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -