Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-05-15 12:22:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Чего не хватает для накопления?
Н.С. Розов. ВОЗМОЖНО ЛИ НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В ФИЛОСОФИИ? Рассуждение по поводу одного тезиса книги Р. Коллинза “Социология философий”

///"Закон философии": они не могут помнить более шести позиций
"Один из ключевых тезисов в фундаментального труда Р. Коллинза состоит в следующем: в философии всегда действовал и будет действовать закон малых чисел, согласно которому в каждом поколении аргументативного (ведущего споры) сообщества в соответствующем пространстве интеллектуального внимания число отчетливых позиций тяготеет к количеству от трех до шести...

Однако если оно становится больше шести, то возникает напряжение, связанное с неспособностью новых поколений удержать различия между некоторыми позициями. Поэтому наиболее слабые позиции либо не находят сторонников и исчезают, либо синкретически соединяются с ближайшими слабыми позициями. Если в силу интеллектуальных или внешних социальных причин начинает господствовать только одна позиция, то в следующих поколениях она с необходимостью раскалывается на две и более."

///Наука не способна считать до шести, её преимущество - что она вообще не может считать позиции
"Во всех ли аргументативных сообществах действует закон малых чисел? Две европейские интеллектуальные традиции — математика с XVI в. и экспериментальное естествознание с конца XVI — начала XVII вв. “выскользнули” из сферы действия этого закона.

...Математики и естественники, вместо того, чтобы цепляться за старые споры, соглашаются с выигравшей — господствующей позицией (если угодно, парадигмой) в надежде, опираясь на соответствующее ставшее общепринятым знание, получить новые открытия. Это не означает, что в каждой области математики и естествознания может существовать только одна позиция. На переднем фронте исследований, когда открывшиеся проблемы еще не решены, всегда есть альтернативные взгляды. Однако сосредоточение внимания на таких проблемах приводит к группе открытий и соответствующих теоретических интерпретаций, относительно которых научное сообщество приходит к согласию. Результат получает статус “знания” и добавляется к уже имеющемуся багажу ранее полученных знаний.

...Итак, знание получает согласие профессионального сообщества, надежно воспроизводимо, согласуется с ранее накопленным знанием, добавляется к этому багажу, используется для получения новых открытий, а иногда и для практики. Так называемые философские знания даже близко не подходят к такому стандарту. Вместо общего согласия всегда порождается как раз несогласие и разделение позиций, воспроизводимости нет хотя бы потому, что философы вообще не озадачиваются проделывать тот же ход рассуждений, а всегда стараются идти “своим путем”; никакого согласования с предшествующим идейным багажом нет, в лучшем случае указывается пунктирная линия предшественников.

...Требования к философскому результату: 1) воспроизводимость при заданных предпосылках, т.е. любой другой исследователь, которому предоставлены те же предпосылки и тот же метод рассуждения, придет к тому же выводу; 2) способность результата быть встроенным в философский инструментарий; 3) явное преимущество в эффективности использования такого инструментария в сравнении с прежним — лишенным этого результата; 4) надежное и эффективное применение философских результатов в научных исследованиях и практике, что делает абстрактные концепты частью повседневной реальности; 5) престиж получения новых результатов с помощью такого инструментария (опирающегося на накопления прежних результатов) более высок, чем простое противостояние (сравните: сделать новое географическое открытие более почетно, чем утверждать, что Земля плоская).

...Что может в философии сыграть роль математической машинерии (воспроизводимого манипулирования знаками и выражениями) и естественнонаучной машинерии (воспроизводимого манипулирования лабораторным оборудованием)? Возможно, это будет некая смесь стандартных логических правил с графическими и формальными средствами. Главный принцип — систематическое встраивание новых философских результатов в некий логико-графический аппарат, с тем чтобы длинные и сложные ходы мысли превращались в простые операции над символами или графемами, благодаря чему можно надежно приходить к новым результатам.

1. Несмотря на невозможность появления единого здания опирающихся друг на друга и общепринятых философских знаний (из-за самой природы философии, систематически подвергающей критике любые основания), философия, если она претендует быть областью действительного познания, а не просто собранием причудливых мнений, должна в контакте с науками стремиться к получению воспроизводимых результатов, сохраняющих свое значение при смене поколений.
2. Если удастся использовать в качестве опоры проверенные положения и базовые понятия из разных научных областей, построить эффективную “машинерию”, позволяющую пользоваться свертками ранее полученных философских решений, получить ряд воспроизводимых философских результатов, которые могли бы использоваться на практике (например, в концептуальном анализе), то можно будет рассчитывать на использования последующими поколениями философов данных результатов в качестве мыслительной опоры и утверждать, соответственно, что философия совершила прорыв из сферы мнений в сферу знаний.

-------------------------
Вот только что все смеялись над человеком, который говорил: надо в гуманитарии строго рассуждать. Ему: гуманитарии имеют дело со ЗНАЧЕНИЕМ, дурья голова, это в руку не возьмешь.
А вот текст профессионального философа - и он примерно то же говорит. То есть у него ничего не получается, но говорит-то он то же самое.

А в чем проблема? "Машинерии" выше крыши. Кажется, антропология подводит - философствующий гуманитарный субъект понятия не имеет о своем устройстве. Какие уж тут "свертки". Значение же соотносит знак с человеком, а когда для знака машинерия есть, а для человека ничего не понятно, - одна вода получается. Не хватает обобщенного и означенного антропологического опыта, со структурой которого можно было бы соотносить находимые значения. Почти всё, что в действительности существует, большинством читателей полагается "брехнёй" - у читателей нет опыта пребывания в дальних странах, но они верят в картографию. Что до антропологии, то тут веры нет.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

А автор сам математик?
[info]buksartis@lj
2010-05-16 03:36 (ссылка)
Я, конечно, в этом ничего не смыслю, но почему то кажется, что любые теории, которые вышли из уровня алгебры и стараются описать самы основы строения материи, включая и структуру пространства и времени, это не только математические абстракции высокого уровня, но и - во всяком случае пока, - не предлагают возможность экспериментального доказательства. Естественные науки так переполнены смыслами философии, что если тех убрать, то от остатков уже не возможно строить приличное описание мироздания. Так что по моему любой создатель теории в фундаментальной физике или в космологии не только формально но и по существу философ, потому что вынужден искать и предлогать ответы на череду вопросов именно философии.

Так что может быть вопрос не о переориентировку философии в математику (как я может быть ошибочно понял из цитированного фрагмента), а в поднятии основной массы математиков из прикладной сферы обратно на уровень философии? Это, конечно не анулирует мысль Галилея (в письме Кеплеру (http://moro.imss.fi.it/lettura/LetturaWEB.DLL?AZIONE=UNITA&TESTO=Ea3&PARAM=380-311617-24978&VOL=10)), что если хочешь описать мир, то надобно и в телескоп заглянуть.

Но может бфть ошибаюсь, потому что ничего не смыслю не в философии, не в математике.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: А автор сам математик?
[info]ivanov_petrov@lj
2010-05-16 03:39 (ссылка)
поднятии на уровень философии... как я понимаю, это бы хорошо, но там проблема - низкого уровня философии. Розов пытается сказать, как можно поднять уровень философии из той низины, где он сейчас. То есть что сейчас может предложить философия математикам? Весьма мало и жидко.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

что сейчас может предложить философия математикам?
[info]alexlotov@lj
2010-05-16 05:17 (ссылка)
Свои первые идеи в свое личное мировоззрение я взял из лекций математико-механического факультета Уральского университета))

Была у меня идея перевестись на философский, но познакомившись с некоторыми студентами с философского, я предпочел не иметь товарищей, которые лечились до этого в натуральном дурдоме, но так и не заметили в себе никаких перемен ни тогда, когда их лечили, ни сейчас, когда они уже учились на философском))

(Ответить) (Уровень выше)

Re: А автор сам математик?
[info]annamain_r@lj
2010-05-16 10:09 (ссылка)
Философия ничего не может предложить поскольку не знает математики. Математикам проще - после разных извращений с символами понять философ нетрудно, а потом начинаешь удивляться - до чего несуразный и громоздкий они используют аппарат, плодится немеряно терминов, все в слова х - и непонятно, как это можно соединить.
У меня сложилось впечатление, что вполне можно перевести философию в прикладную и прозрачную науку, да и практическую науку тоже - если избавить ее от громоздкости и любви философов накидать побольше длинных слов, желательно сильно своих, вместо моделирования набора универсальных инструментов.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -