Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-06-05 09:13:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Читал книгу В.А. Тряпицына "Судьба энтомолога",
воспоминания о Евгении Михайловиче Степанове. 2010.

Энтомолог это сейчас совсем забытый, но - учитель Тряпицына, и тот вспоминает встречи с ним в 1950-х-1960-х годах. Энтомологическая школа ЗИН, Гуссаковский, Тобиас, - и Степанов, которого в ЗИН не взяли и работал он в Сухуме, Батуме, Краснодаре. Специалист по щелкунам, заведующий Батумской лабораторией защиты растений. Очень молчаливый и почти не публиковавшийся провинциальный энтомолог без степени. Видимо, достаточно понимавший об окружающей власти - и не говорящий об этом ничего, никому. Время такое. Человек не делится важнейшими переживаниями ни с женой, ни с друзьями. Учил китайский и выучил достаточно, чтобы самостоятельно понимать, писал каллиграфически дацзыбао, рисовал в "китайском" стиле. Колорит времени, уже забытый. Всепроникающий тон бедности - о котором теперь трудно говорить. Это не отражалось в речах, а подразумевалось как основа жизни. Герой воспоминаний чуть не всю жизнь несколько приголадывал и, конечно, покушать чего-то съедобного было праздником. Особенности отношения к слабости, к женщинам... Всю жизнь не любил женщин самостоятельных и имеющих свое мнение - баба должна знать место и помалкивать. Бабы слабее умом и силой, а потому должны не высовываться и сидеть дома. Баба без мужика не в счёт.

И сквозь всё проходящие воспоминания о прежней жизни - не своей, предков - в дореволюционной России. Тогда было образование, а потом одно хамство и неграмотность. Себя этот человек и его друзья ощущали недовыученными и малограмотными по сравнению с поколениями предшественников, дореволюционными энтомологами калибра Г.Г. Якобсона, Андрея Петровича Семенова-Тян-Шанского, Мордвилко и пр. И вот, себя они чувствуют малограмотными, а окружает их поросль молодежи предвоенного рождения, которым в 1950-1960-х лет по двадцать. И вот эти молодые, сами о себе полагающие, что они вполне самодостаточные - они воспринимаются как совсем дикари. Они ничего не знают, они не знают даже, чего стыдно не знать. Это основное настроение между поколениями тогда - одни еще помнят учителей дореволюционной выучки и преклоняются перед иной складкой культуры, другие настолько дики, что даже не знают, что им надо преклоняться - и знания их уже малы несопоставимо. И (некоторые) молодые признают это различие - хотя бы потому, что стараются соревноваться в рамках признанных старшими правил. Там характернейший эпизод, совершенно типичный - такое бывало между разными людьми тысячи раз, хотя для каждого это было редким воспоминанием. Это когда учитель-Степанов говорил ученику- Тряпицыну, что его, Степанова, дочка - и то выучена лучше и культурнее, чем жена Тряпицына, ленинградская студентка. "Да что сейчас, разве учить умеют, да вы и не знаете". И они соревнуются - какая из женщин напишет без ошибок список русских царей начиная с Грозного. (Очень характерно - не сами спорящие мужчины соревнуются в знаниях, а их бабы - дочь одного и жена другого, то есть женщины представляют "народ" для личностей-мужчин). Женщины пишут свой список 2 дня, причем дело происходит на юге России и там - оговорено - негде подсмотреть, даже если б и хотелось. Нет такого источника на расстоянии суточной поездки, где бы можно было узнать список русских царей. Победила ленинградка... То есть молодые тянутся быть культурными по образцу культуры, представленной старшим поколением, которое их мало ценит - и считает свои победы по их шкале.

Рассказ при этом ведется, конечно, от лица одного из тех молодых дикарей, сейчас пожилого и почтенного доктора наук, признанного специалиста. Ему, кстати, в голодные 90-е пришлось уехать и почитать лекции в Мексике, он член Академии наук Мексики. В России заработать не удалось. Там, в Мексике, он уважаемый ученый, освоил язык и читает лекции - а в Питере 90-х и двухтысячных не заработал бы на жизнь.

А я думаю, что есть эпохи мемуарные, о которых судить сравнительно легко, и молчащие. Мемуарные - это когда в моде воспоминания и есть возможности частного книгоиздания. Так было до революции и с 90-х годов. если читать дореволюционные книги - можно составить представление, насколько необозрима была литература, к примеру, девятисотых и 1910-х годов, или 1880-х. Множество выходило самых разных книг, и многие люди описаны современниками - их привычки, образ жизни. Ну и сейчас выходит много мемуарной литературы. а в советский период - этого почти не было, мемуары, конечно, были, но утвержденные и в небольшом количестве, сейчас не в пример больше.

Но мемуары уж такой жанр, они говорят в основном о прошлом. То есть мемуарная эпоха 2000-х рассказывает о послевоенном СССР. Пишут почти всегда о молодости, вот в чем дело. Так уж устроено, что о взрослой жизни и о годах старости люди ничего и сказать не могут. Ну да, жил, добился того и сего, купил, развелся, родил, выкормил, воспитал, заболел, выкарабкался и опять... Что тут писать. А пишут о себе лет в 20, молодом и глупом, который удивительным образом тогда видел замечательных людей и их запомнил. А потом как память отшибает - люди могут имена-отчества произносить, кого видели, а что-то связное сказать о них - нет. И вот сейчас старики пишут о 50-х и 60-х, о голодной и веселой юности, своих влюбленностях в тех девушек, что сейчас глубокие бабушки, своих уже умерших учителях. А в 1910-х писали о 1860-1870-х. Глухой эпохой остался довоенный СССР, о котором уже не напишет никто.

И еще интересно сравнить эти говорящие мемуарные эпохи. По состоянию цензуры различия невелики - старая цензура отношении этих незадачливых и мало кому нужных мемуарных книжонок не свирепствовала и сдерживал в основном общественный вкус и представления о приличиях, а не внешняя цензура. старики пишут, чтобы прочли молодые, внуки. И знают, что их прочтут оставшиеся старики. И потому пишут так, чтобы не было неудобно. Вот это состояние "парадной правды старости", которое презрительно именуют "раньше небо было выше, а трава зеленее", когда старики пытаются редактировать воспоминания, представляя молодость свою и молодое время достойным с их точки зрения образом - интересно сравнить. Трава, конечно, была зеленее, но в разные времена зелень имела разные оттенки.

Это легко видеть, сравнивая мемуарную литературу, не так уж далеко друг от друга отстоящую - всего на век, конца ХХ-начала ХХI и конца XIX-начала ХХ. Насколько я понимаю, тогда всё же в больше степени приглаживали быт. Было более выраженное, видимо, понятие о частной жизни, которое не предаётся публичному осмотру. Воспоминания редактировались так, что многие черты быта не проговаривались. Потому жизнь была описана как-то возвышенней, более идеально и чуть более официально, по нынешнему-то вкусу. А наша эпоха - даже в стариках своих - более раскована, спокойней говорит о частной жизни, уж сколько ее там было. Конечно, редактирование и тут - конечно, в книге воспоминаний о своем учителе не место описанию любовных историй или ещё чего, но всё же находится место очень многим бытовым разговорам, каким-то бытовым чертам - кажется, можно иногда подсмотреть через полвека, как была свернута лежавшая на столе газета, как стояла солонка, что черкал сидящий на скучном собрании специалист, как разговаривали с женщинами.

Интересно, сколько продлится мемуарная эпоха. И что напишут потом о наших временах. Что там будет? Конечно, небо было выше, а трава зеленее, но не это интересно. Какого оттенка будет то небо? Будут ли молодые измерять себя шкалой предшествующего поколения или все уйдут в "смешных стариканов" (так воспринимались учителя учителей многими из поколения Тряпицына). как будут видеть частную жизнь и о ней говорить, что им будет казаться интересным.

(C)[info]zh3l@lj


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-06-05 05:28 (ссылка)
вот на что можно обратить внимание - что блоги и мемуары принципиально отличаются. Мемуарист составляет связное повествование о самом важном - по его выбору. Это не повседневные впечатления, а нечто даже и сюжетное (тут вот - воспоминания об учителе). Блоги как аналог мемуаров в чем-то неполноценны - придется делать выбор из огромного количества записей. Как если бы мемуарист предоставил читателям дневник и письма вместо мемуаров - стопиццот томов, да кто же их читал

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nullplex@lj
2010-06-05 05:32 (ссылка)
это правда. дневник не мемуары. вообще мемуаризм был зарожден сотни лет назад, в настоящее время тоже популярен (всякие бывшие руководители надиктовали что-то). мемуаризм - потребность души конкретных людей. полагаю, в будущем тоже останется (в популяции найдутся такие особи :), просто в онлайне больше будет публиковаться, не будет "листал я том мемуаров г-на Н.., и обнаружил".. =))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-06-05 05:52 (ссылка)
ну почему не будет... Да, в онлайне, но разговорная форма может остаться прежней. Страницы есть, почему же не "листать", и у меня сказано не "том", а "книгу" - как можно сказать и про онлайновое издание. Да, вероятно, немногие мемуаристы будут публиковать свои труды в интернете, что ничуть не плохо, а даже и хорошо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eldhenn@lj
2010-06-05 05:50 (ссылка)
Да, но не будет ли "я ведь уже всё записал"? Если я всё записал - зачем мне писать мемуары, откуда у меня возникнет потребность?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-06-05 05:53 (ссылка)
не будет. Сам мемуарист это прекрасно отличает. укажу на еще одно очень важное отличие. мемуарист не только излагает факты - он раздает оценки, делает выводы. За многие десятилетия. Это принципиально редчайший для блогов жанр - в блоге подводят итог дню, а не жизни, а мемуары обобщают максимально возможный для индивида опыт. Это как сравнить афоризм и эпопею - очень разные жанры

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eldhenn@lj
2010-06-05 05:57 (ссылка)
Хорошо. Но у старых мемуаристов вся память - внутри. Ну не вся, но большая часть. И оценки - тоже внутри. И естественный процесс сглаживания углов, забывания плохого... А когда у тебя под рукой дневник, в котором расписан чуть ли не каждый день? Можно ли приукрасить, изменить память, когда настоящая - вот она, рядом совсем?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-06-05 06:01 (ссылка)
не надо недооценивать возможности человека. тем более возможность врать. ну какие пустяки - дневник... и дни не расписаны. посмотрите же на ЖЖ - ну где вы видите правдивые истории о произошледшем за день7 истории рабочие, повседневные, адюльтеры, воровство и пр. нету этого. к тому же никто не заставляет ссылаться на дневник, кто хочет - пусть читает тысячи записей и думает

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eldhenn@lj
2010-06-05 06:05 (ссылка)
Ну дни-то не расписаны, но в мемуарах тоже ведь не каждый день отражается, а только важные.

Нет, я не про ссылки на дневник, а про внутреннее ощущение. Хочешь записать - был у меня друг Вася, хороший человек, смотришь - а Вася-то оказывается хорошим человеком два раза в жизни был. Приходишь к нему, говоришь "давай выпьем по маленькой", а он тебе - "а я уже выпил". И так каждый день. Неуважение. А думал, что хороший человек был...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-06-05 06:15 (ссылка)
нет, не верите Вы в человека. и знакомства у вас редкие. я вот без всякого давнего дневника встречал людей, которые через час могли рассказывать, что только что хвалимый друг или любовник - последняя мразь, подтверждать это фактами, а еще через полчаса опять объяснять, какой же это хороший и душевный человек

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eldhenn@lj
2010-06-05 06:54 (ссылка)
Да. Это сильно. Я просто так не умею, а когда сталкиваюсь с чем-то похожим, очень удивляюсь.
Сталкивался конечно. "Мне одиноко" - через несколько часов превращается в "у меня масса друзей". Но - удивительно. Не понимаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nigdeja@lj
2010-06-05 06:00 (ссылка)
Здесь согласна, даже если не учитывать, самый подробный блог - не живая жизнь. Ценен взгляд сквозь призму опыта (а не просто назад) и обозначение главного, жизнеопределяющего. Сиюминутность блогов и дневников, писем больше говорят об эпохе и окружении, чем о пишущем.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-06-05 06:02 (ссылка)
да, вот об этом же http://ivanov-petrov.livejournal.com/1431816.html?thread=70316040#t70316040

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -