Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-07-21 16:38:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Лекции по истории Шиллера и Гоголя. Изданы, можно читать. Масштабная картина, показывающая: художественный талант не способен заменить таланта историка, у историка собственный дар - не сводимый к фактографии, конечно, не источниковедческий, но темперамент и воображение вместе с даром слова дают историку слишком мало.
Сакс и Бёме - сапожники, конечно. Вдохновение способно превозмочь поэзию и философию, но не историю.
Как же обозначить необходимое историку. Говорить о Ливии, Таците или Геродоте в этой связи крайне трудно, совсем иная культура, это историки до истории. Бродель, Гуревич, Хёйзинга дают совсем иной и более понятный ряд примеров. И как же вот это называть, что позволяет историку быть незаурядным историком. Сравнивать с малоталантливыми скучновато, и тут уместно вспомнить этих вот гениев - чего-чего, а таланта у них с преизбытком, но до чего слабые историки. Кстати - и Пушкин (втягивая голову в плечи)


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 02:36 (ссылка)
а, за что деньги получали и какую имели корочку... Да, это не слишком важно.

Да, селективность всегда по отношению к чему-то, нельзя же быть "просто" селективным. Конечно, селективность по отношению к тому, на что настроен фильтр - уж как это назвать, дело другое. Наверное, могут быть великие историки без основной идеи. То есть их идеей является качественное понимание некого времени или эпохи, события, а не отдельная какая-то идея.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ptitza@lj
2010-07-22 03:06 (ссылка)
>>>> Наверное, могут быть великие историки без основной идеи

Я не знаю. Интуитивно кажется, что не могут. У тех немногих, с которыми я знакома, всегда была идея, которая всё себе подчиняла. Через эту идею они демонстрируют свою способность (ну или хотя бы надежду) проникнуть в суть, углядеть сущность. Иначе получается набор тематически связанных материалов, хронология. Я тут, видимо, упускаю что-то.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 03:33 (ссылка)
Я попробую сказать иначе. Дело, конечно, не в хронологии, не в том, что рядом Райнальдо назвал - иметь список событий на каждый год истории, объективно обоснованный, это говорится от непонимания. Дело в ином. История - если смотреть всерьез, глубоко - является суперсложным взаимодействием биографий. Личности, те самые, с которыми ломают голову психологи, крайне сложные сцепления судеб, множество разнонаправленных усилий создают каждую клеточку истории, каждое событие - каким бы простым оно ни казалось. В этом смысле у истории нет "элементарного" уровня, к которому ее можно свести - ведь ясно, что если назвать индивидуальное поведение элементарным, это будет всего лишь пустое слово, проявление того, что говорящий не понимает, что произносит. И вот отсюда видно, что никакая единая идея - прогресса техники или нравов, баланса социального устройства, легкости торговых сношений, власти или нации - никакая идея не обнимает историю, не способна нормальным образом описать никакое происходящее событие. Историку приходится действовать иначе. Я приведу аналогию: когда биолог чем-то занимается (предметно), он не может исходить из идеи - эволюции, красоты, простоты и пр. , он должен любить (интересоваться) данный объект - смотреть на чудесный конус хищной инфузории Дидиниум с двумя кольцами ресничек, восхищаться устройством ствола пальмы или манерами пальмового краба. Потом можно строить теории, но нет идеи, с которой следует подходить к предмету - сам предмет (животное) будет решать, какую идею лучше всего наблюдать на пальме, крабе или инфузории. Так и в истории - она не позволит работать с идеей 9на этом ломаются почти все, оттого и говорят, что история состоит из мнений и пристрастна - потому что сейчас люди думают, что идеи находятся у них в головах, и в своей простоте так и лепят наружу эту чушь, которой набиты их головы - достаточно ЖЖ почитать). Все наоборот - интересуясь самой историей, как она была, как она запомнена, пытаясь понять, что же там происходило - без какой-либо привнесенной идеи - можно постепенно докопаться, какие идеи сплетались наиболее очевидным образом, чтобы возникло такое-то событие. Помните историю 1993 года? Пьяный мужик заснул с вечера в подземном переходе в Москве. Проснулся наутро, с косой рожей полез наверх - и обнаружил вокруг танки, стрельбу, дым, пожар... Пьяный растерянно улыбался, никуда не бежал, а только как-то неловко поворачивался в разные стороны и бормотал - мужики, вы чего, а, мужики...
Это, допустим, было событие. И его можно описать множеством идей, которые его устроили. Это и вся та замятня, связанная с "разгоном парламента", и истории Руцкого-Хазбулатова, и политика Ельцина, и несколько десятков фоновых идей, которые в совокупности составляли повседневность 1980-х, перешедших в 90-е, т.н. мирную жизнь - в которой было уместно пить допьяна, не заботясь о последствиях, это был образ жизни множества людей - сейчас это много реже встречается, так что само существование этого пьяного - тоже совокупность идей о жизни.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ptitza@lj
2010-07-23 01:44 (ссылка)
>>> есть, есть... У живых всё есть.
>>> конечно. это ж целый настоящий мир, мы не в нарисованном живем. Но в нашем представлении основное место занимают придуманные нами сюжеты о людях и придуманные картинки из мира техники.

Спасибо за подробное... напоминание. В каждом посте об одном и том же, но всё-таки нужно напоминать. Выдающийся историк обязательно, грубо говоря, Парацельс в своем деле, если я правильно поняла.

Я немножко всё-таки поясню, что имела в виду. Пока историк разглядывает, записывает и обдумывает то, что видит, это ещё не история в том смысле, в каком мы о ней говорим -- законченное письменное произведение. Изучаемый объект бесконечно сложен, его составные части неразрывны, их множество. Письменное свидетельство, которое его описывает -- конечно. И связи, и части, описанные в нём, тоже вынуждено конечны. И вот этот переход -- от бесконечного объекта к конечному рассказу о нём -- может быть удачным и неудачным. Здесь важно взять с собой нужное и оставить ненужное, как бы занимательно или полезно оно ни было. А как отбирать? Хорошо, пусть в какой-то момент "оно само подскажет". Но как-то "это" нужно назвать. Я назвала "идеей", возможно, неудачно.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -