Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-07-24 07:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
История без идеи
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1470855.html?thread=72094599#t72094599
[info]ivanov_petrov@lj
а, за что деньги получали и какую имели корочку... Да, это не слишком важно.

Да, селективность всегда по отношению к чему-то, нельзя же быть "просто" селективным. Конечно, селективность по отношению к тому, на что настроен фильтр - уж как это назвать, дело другое. Наверное, могут быть великие историки без основной идеи. То есть их идеей является качественное понимание некого времени или эпохи, события, а не отдельная какая-то идея.

[info]ptitza@lj
>>>> Наверное, могут быть великие историки без основной идеи

Я не знаю. Интуитивно кажется, что не могут. У тех немногих, с которыми я знакома, всегда была идея, которая всё себе подчиняла. Через эту идею они демонстрируют свою способность (ну или хотя бы надежду) проникнуть в суть, углядеть сущность. Иначе получается набор тематически связанных материалов, хронология. Я тут, видимо, упускаю что-то.

[info]ivanov_petrov@lj
Я попробую сказать иначе. Дело, конечно, не в хронологии, не в том, что рядом Райнальдо назвал - иметь список событий на каждый год истории, объективно обоснованный, это говорится от непонимания. Дело в ином. История - если смотреть всерьез, глубоко - является суперсложным взаимодействием биографий. Личности, те самые, с которыми ломают голову психологи, крайне сложные сцепления судеб, множество разнонаправленных усилий создают каждую клеточку истории, каждое событие - каким бы простым оно ни казалось. В этом смысле у истории нет "элементарного" уровня, к которому ее можно свести - ведь ясно, что если назвать индивидуальное поведение элементарным, это будет всего лишь пустое слово, проявление того, что говорящий не понимает, что произносит. И вот отсюда видно, что никакая единая идея - прогресса техники или нравов, баланса социального устройства, легкости торговых сношений, власти или нации - никакая идея не обнимает историю, не способна нормальным образом описать никакое происходящее событие. Историку приходится действовать иначе. Я приведу аналогию: когда биолог чем-то занимается (предметно), он не может исходить из идеи - эволюции, красоты, простоты и пр. , он должен любить (интересоваться) данный объект - смотреть на чудесный конус хищной инфузории Дидиниум с двумя кольцами ресничек, восхищаться устройством ствола пальмы или манерами пальмового краба. Потом можно строить теории, но нет идеи, с которой следует подходить к предмету - сам предмет (животное) будет решать, какую идею лучше всего наблюдать на пальме, крабе или инфузории. Так и в истории - она не позволит работать с идеей 9на этом ломаются почти все, оттого и говорят, что история состоит из мнений и пристрастна - потому что сейчас люди думают, что идеи находятся у них в головах, и в своей простоте так и лепят наружу эту чушь, которой набиты их головы - достаточно ЖЖ почитать). Все наоборот - интересуясь самой историей, как она была, как она запомнена, пытаясь понять, что же там происходило - без какой-либо привнесенной идеи - можно постепенно докопаться, какие идеи сплетались наиболее очевидным образом, чтобы возникло такое-то событие.

Помните историю 1993 года? Пьяный мужик заснул с вечера в подземном переходе в Москве. Проснулся наутро, с косой рожей полез наверх - и обнаружил вокруг танки, стрельбу, дым, пожар... Пьяный растерянно улыбался, никуда не бежал, а только как-то неловко поворачивался в разные стороны и бормотал - мужики, вы чего, а, мужики...

Это, допустим, было событие. И его можно описать множеством идей, которые его устроили. Это и вся та замятня, связанная с "разгоном парламента", и истории Руцкого-Хазбулатова, и политика Ельцина, и несколько десятков фоновых идей, которые в совокупности составляли повседневность 1980-х, перешедших в 90-е, т.н. мирную жизнь - в которой было уместно пить допьяна, не заботясь о последствиях, это был образ жизни множества людей - сейчас это много реже встречается, так что само существование этого пьяного - тоже совокупность идей о жизни.

[info]ptitza@lj
>>> есть, есть... У живых всё есть.
>>> конечно. это ж целый настоящий мир, мы не в нарисованном живем. Но в нашем представлении основное место занимают придуманные нами сюжеты о людях и придуманные картинки из мира техники.

Спасибо за подробное... напоминание. В каждом посте об одном и том же, но всё-таки нужно напоминать. Выдающийся историк обязательно, грубо говоря, Парацельс в своем деле, если я правильно поняла.

Я немножко всё-таки поясню, что имела в виду. Пока историк разглядывает, записывает и обдумывает то, что видит, это ещё не история в том смысле, в каком мы о ней говорим -- законченное письменное произведение. Изучаемый объект бесконечно сложен, его составные части неразрывны, их множество. Письменное свидетельство, которое его описывает -- конечно. И связи, и части, описанные в нём, тоже вынуждено конечны. И вот этот переход -- от бесконечного объекта к конечному рассказу о нём -- может быть удачным и неудачным. Здесь важно взять с собой нужное и оставить ненужное, как бы занимательно или полезно оно ни было. А как отбирать? Хорошо, пусть в какой-то момент "оно само подскажет". Но как-то "это" нужно назвать. Я назвала "идеей", возможно, неудачно.

[info]coolpartyworm@lj
Чтобы быть хорошим историком, нужно уметь объективно отвечать на вопросы об исторических фактах.
Интерпретации и книги от историков не требуются, это как раз скорее дело писателей.

[info]ivanov_petrov@lj
То есть талант историка - это вот такое умение. Умение отвечать объективно. Верно ли будет понять - требование беспристрастности, взвешивание аргументов, составление сбалантсированного суждения? что всегда считалось обязанностью любого ученого? То есть у историка нет никакого особенного таланта, от него требуется ровно то, что от физика, химика и биолога.

[info]sergius_v_k@lj
Шиллер - историк сильный (понял и доступно рассказал смысл Тридцатилетней войны).
Гоголя не помню, надо освежить. Пушкин историк хороший, но определенного жанра и охвата. Не говоря уже о его исторических символах и афоризмах ("книгопечатание - та же артиллерия"), хотя иногда он брал их у других (что делают сплошь и рядом).
Хёйзинга? А что особенного? Полезная коллекция сведений. Эрудиция.
Гуревич открывал новые миры сознания и изобретал методы проверки того, что было, а чего не было. Он маэстро, тут другая шкала.
Геродот историю просто создал, он не историк (летописец, исследователь), а что-то другое.
Исходный вопрос надо бы уточнишь, т. к. ремесло историка почти всегда путают с ремеслом следователя.

[info]ivanov_petrov@lj
а как следует определить эти два разных ремесла? Что за ремесло следователя - в качестве историка? Имеется в виду, что историк должен узнать, как было нечто в прошлом - это называется следователем? а на самом деле историк - ?

[info]sergius_v_k@lj
Как в фильме "Ворота Расёмон": много рассказов, надо сконструировать то, что гипотетически было. Сходство в том, что история мыслится подобно следствию: деньги пропали, пять кандидатов , кто украл?
Историк определяется так же как любой другой ученый, философ или религиозный мыслитель: физик понимает то, что происходит в данном процессе, ботаник тоже (факты, по Вавилову "Монбланы фактов" понимания не дают), историк понимает то, что, почему и зачем происходит в истории. Как мне представляется, специфика заключается в специфике объекта.
Про Пушкина не понял: в чем он слаб?

[info]ivanov_petrov@lj
Не уверен, что могу ответить, в чем слаб. Разные подходы. Мне кажется очевидным, что Шиллер - плохой историк, но навстречу мнение - нормальный, ничуть не плох. Так и здесь. Мне кажется, что Пушкин - почти совсем не историк, как - не плотник, даже и не понятно, как объяснять, что - не плотник. Да, замечательные исторические романы. да, как собирал материал для этих романов, так же, тем же умением пытался представить и работу историка. Мне казалось, требуется нечто иное.

[info]sergius_v_k@lj
Шиллера нормальным, пожалуй, не назовешь. Нормальные собирали факты и псевдофакты, строили города из шкафов для этих материалов и инструментов их обработки. Шиллер создавал душу для истории, которая могла бы сформироваться на почве этих материалов. Он творец идеала, идеалист.
У Пушкина я вижу поразительно глубокое и ясное историческое чутье. Хотя он конечно не похож на Карамзина или Полевого. Долго думая, он мог создать очень содержательный исторический образ. Имею в виду не романы. Это видно в набросках, в письме к Чаадаеву, в маленьких трагедиях, в "Джоне Тернере", в его отношению к декабризму и революции.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]mike67@lj
2010-07-24 03:57 (ссылка)
Мне кажется важным от делить вовсе фактологическую часть от умения понимать процессы. Не "правильно" понимать, а просто понимать. И то и другое важно, причем как для профессионалов, так и для писателей. Л.Н.Толстой - не историк, его концепция неправильна, но он умел переворачивать целые пласты, в отличие от многих профессионалов. Кроме того, должна быть культура верификации. Ну это для всех ученых, но для историка особенно, портому что он, увы, работает с общедоступными фактами, а факт всегда вводит человека в соблазн. Люди склонны не замечать ту оценочную часть, которой они всегда нагружают факты, поэтому и существует культ объективного факта.
Здесь надо на примере. Чем плох Суворов? Тем, что приведенное им количество фактов, одтверждающих его теорию, может быть перекрыто фактами противоположного значения? Формально так и есть. И весь интернет забит ссылками на архивы, технико-тактические характеристики всякой железной хрени и т.п. Но на самом деле такое сопоставление не нужно. Историк, даже не имея на руках ни одного факта "против", по первым картам Резуна должен понимать, что его теория бита. То есть он должен представлять допустимые границы изменчивости реальности. Царевич Дмитрий мог быть убит, а мог и не быть. Любой вариант не будет насилием над реальностью, поэтому мне (кажется, и Вам тоже) был бы скучен долгий разбор версий на этот счет. Если б у нас был устный разговор, я бы сказал, что готов даже допустить, что его сглазили или убили лучом из будущего - настолько это не принципиально, но я так не скажу, потому что поклонники "объективных фактов" начнут цитировать и извратят. Если же кто-то скажет, что аграрное развитие Франции в 19 веке замедлялось не наличием мелких крестьянских наделов, а, наоборот, тем, что их было мало - это уже значимая вещь. То же, что пишет Суворов - очень значимо, но звучит как если бы в 40-41 кто-то дал мне пару армий из ЗапВО и приказал за месяц взять Берлин. То есть можно прикинуть цифры, но ненужно это.

Резюмируя: есть какая-то изменчивая карта реальности, но для нее есть и недопустимые изменения. А уж игры с этими допусками - вообще великая вещь, но об этом не хочется говорить, потому что многие примут это за апологию альтернативной истории.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]old_radist@lj
2010-07-24 04:56 (ссылка)
Принцип "допустимых границ изменчивости" вызывает у меня сомнения.
А теория относительности лежала в границах тогдашней границы изменчивости? А Коперник etc.?
С другой стороны, не является ли принципиальной допустимой границей изменчивости недоказуемость Бога?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mike67@lj
2010-07-25 07:49 (ссылка)
Ну раз в сто лет принцип нарушат, конечно. Но не потому, что его разрешено нарушать, а потому что раз в сто лет у кого-нибудь хватает сил придумать что-то такое, что нарушает старые границы и задает новые.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]old_radist@lj
2010-07-25 10:59 (ссылка)
Тоже верно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-24 10:15 (ссылка)
да, кажется, понимаю

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -