Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-08-28 13:57:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мечты, мечты...
"Научный дискурс считает себя высшим кодом - письмо же стремится быть всеобъемлющим кодом, включающим в себя даже саморазрушительные силы. Поэтому только письмо способно сокрушить утверждаемые наукой теологические представления, отвергнуть террор отеческого авторитета, что несут в себе сомнительные истины содержательных посылок и умозаключений, открыть для исследования все пространство языка, со всеми его нарушениями логики, смешениями кодов, их взаимопереходами, диалогом, взаимным пародированием; только письмо способно противопоставить самоуверенности ученого - в той мере, в какой его устами вещает наука, то, что Лотреамон называл скромностью писателя.
...Изменить самосознание, структуру и цели научного дискурса - такова, возможно, задача современности, притом что на первый взгляд гуманитарные науки сейчас прочно стоят на ногах, процветают и все более теснят литературу, упрекать которую в недостатке реализма и человечности стало общим местом. На самом деле именно литература и должна активно представлять перед глазами науки как социального института отвергаемую этим нститутом суверенность языка.
...Действительно, все нынешние открытия гуманитарных наук, будь то социология, психология, психиатрия, лингвистика и т. д., были известны литературе всегда; разница лишь в том, что они в ней не говорились, а писались. Перед лицом этой целостной истины письма гуманитарные науки, поздно сложившиеся в русле буржуазного позитивизма, предстают как средства самооправдания, с помощью которых наше общество поддерживает в себе иллюзию божественной истины, величественно - и безосновательно - возвышающейся над языком. "
Р.Барт. От науки к литературе


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]clevernewt@lj
2010-08-28 09:32 (ссылка)
В чем состоит суверенность языка и почему наука (какая?) ее отвергает?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimirpotapov@lj
2010-08-28 10:01 (ссылка)
Говорят, особенно лютует кристаллография.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clevernewt@lj
2010-08-28 10:10 (ссылка)
Понятное дело.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_kosilova@lj
2010-08-28 13:52 (ссылка)
"Суверенность языка" означает, что язык говорит сам по себе, сам решает, что говорит. Человек только этому следует. По мнению Барта, писатели так пишут, как им язык велит.
Любая наука рассматривает язык как инструмент, посредством которого она выражает нечто отличное от законов языка, нечто вне-языковое.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chur72@lj
2010-08-29 01:18 (ссылка)
Здесь очень много контекста и всякой контекстуальной семантики в словах "наука", "язык", "письмо", "литература" и т.д.

У Барта речь идёт не столько о науке, сколько о Науке - о буржуазном мифе научности).
Основная функция мифа - делать социальный порядок устойчивым, создавая иллюзию неизменности. Это достигается путём "порабощения" языка - его смысловое многообразие ограничивается внешними по отношению к языку идеологическими скрепами, превращает язык в т.н. "дискурс" - языковой аналог политического и социального порядка.

"Письмо" с т.з. направления, которому принадлежал Барт, - освобождает язык от этих скреп, смещает устойчивые коды, "деконструирует дискурс", делает его предметом игры и показывает его историческую и прочую относительность. Авангардистскую литературу Барт рассматривал в этом контексте. А поскольку с т.з. Барта основная задача семиотики - критика дискурса, он закономерно пришёл к выводу, что литература справляется с этой задачей лучше чем ориентированная на научность семиотика. Отсюда его проект переориентировать семиотику с науки на литературу (письмо).

Эти идеи были популярны во Франции в 70-80-е. По большей части там и остались (в 70-80-х)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clevernewt@lj
2010-08-29 08:48 (ссылка)
А сейчас какие популярны?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chur72@lj
2010-08-29 09:06 (ссылка)
А Бог их знает.
По-моему, сейчас теория литературы не столь популярна, чтобы интересоваться, какие литературоведческие концепции сегодня популярнее...
старики (Женетт, Тодоров, Бремон) ушли в серьёзную науку - в нарратологию, в социологию литературы, в историю культуры.
но там (в серьёзной науке) не так шумно
эстрадный период теории литературы, кажется, в очередной раз завершился.

В России всё это было оооочень популярно в 90-е годы - с опозданием лет на двадцать. Подорога, Ямпольский, Рыклин... Все читали Бахтина, о котором услышали от француженки Кристевой - потом всё это сошло на нет.
Постмодернизма стало слишком много вокруг, чтобы постмодернистская теория сохранила свою популярность (улыбка)

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -