Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-08-31 08:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Миф о войне
http://www.kinoart.ru/magazine/04-2010/now/drag1004/
Денис Драгунский. Война за любовь к войне
"С 1947-го по 1964-й год Отечественную войну замалчивали. С 1965-го и по сей день — ее празднуют. Формально считается, что празднуют победу в самой грандиозной войне истории человечества. Но получается, что Великая Победа озарила страшную войну своим праздничным сиянием.

...Вот еще одна подлость войны, последняя, послепобедная — все ее жертвы становятся героями. Их не оплакивают, а прославляют. А значит, самое войну не проклинают, а возвеличивают. Память о войне не наполняют скорбью, а украшают монументами, парадами, юбилейными медалями, фильмами, песнями, стихами, романами-эпопеями.

...Вся художественная машина заставляет гражданина полюбить войну.

Конечно, умные люди скажут, что война и любовь неразрывны в нашей душе, как Эрос и Танатос. Наверное, они правы. В общем и целом правы, согласно законам высокой науки. Но я о другом. О простом и понятном.

Есть три точки зрения на войну.

Точка зрения простого, маленького человека, который погиб неизвестно (ему в тот момент неизвестно!) зачем и почему. Потому что владыки мира не договорились. Потому что так стасовалось и так выпало в исторической игре, недоступной взору и пониманию маленького человека. Вот он сидит в своем домике, и вдруг вой сирен, и падают бомбы, а уцелевших потом везут на сборный пункт и бросают в бой.

Точка зрения владык и их приближенных. Они ведут эту игру. Там бывают красивые стратегические комбинации — обмануть, заманить, а потом взять в клещи и начать перемалывать. Не забывая при этом усовершенствовать военную форму — погоны, петлицы, звездочки и крестики. Красота мобилизует, поэтому все должно быть красиво: и выправка, и форма, и парад, и историческая концепция.

Наконец, точка зрения простого человека во втором-третьем поколении. Он живет в победившей стране. Он уважает подвиги своих отцов и дедов. Но он ни в коем случае не желает считать их жертвами войны. Героями — да. Жертвами — ни в какую. Даже если они были мирными жителями и погибли от бомб врага в первый час войны. Даже если они умерли от голода и болезней в эвакуации. И уж конечно он не считает их жертвами, если они попали в окружение из-за неумелости, разгильдяйства или преступной гордыни руководства (не отвели войска от Киева и сгубили более полумиллиона человек из-за сталинских понтов, выражаясь по-нынешнему). Все равно он будет считать, что погибшие внесли свою лепту в победу. Вернее, ему будут это объяснять. А он радостно согласится.

И его можно понять. Во-первых, трудно принять душой, что твои отцы и деды погибли просто так, по нечаянности судьбы и глупости начальства. Наша культура глубоко телеологична. В ней заложено представление о некоей конечной цели, которая наполняет смыслом все происходящее. Это может скромная личная цель: свой дом, благополучные дети; может быть глобальная, всеобщая: царствие Божие на земле, мировая революция или победа в войне. Во-вторых, в таких размышлениях простой человек волей-неволей, постепенно и неощутимо становится на точку зрения владыки мира. И с этой точки его уже не сбить. Почти все разговоры о войне — особенно разговоры патриотические — ведутся как бы с позиции маршала, не ниже. Потому что генерал еще может различить отдельного человека, пусть хоть командира полка, с его личными болями и драмами. А маршал мыслит армиями и фронтами, у него задача — продлить стрелку на карте. Попробуйте скажите маленькому человеку, которому в жизни не приходилось командовать никем — ни пионерским звеном, ни двумя лаборантами, — попробуйте скажите ему что-нибудь о страшных и зряшных жертвах войны. В ответ он по-главковерховски наморщит свой неширокий лоб и изречет: «Такова была обстановка! Такова была стратегическая задача, и ее надо было выполнить любой ценой!»

Патриотические разговоры о войне ведутся с точки зрения руководства Генштаба. А разговоры о войне с точки зрения маленького, простого, рядового человека и солдата (так называемая «окопная правда») сами собой становятся антипатриотическими. Чуть ли не предательскими.

Маленький человек не хочет быть предателем. Он хочет быть патриотом.

Поэтому он искренне сочувствует владыкам мира, вершителям истории. Он изо всех сил презирает таких же, как он, маленьких людей. Особенно тех, которые бесславно погибли. Потому что он не умеет жалеть. Его не научили, ему не подали пример: ни государство, ни литература, ни церковь.

Но вдруг получается незадача по типу когнитивного диссонанса. Маленький человек презирает жертв, но его отцы и деды, как ни крути, в половине случаев именно что жертвы. Те, которых на войне убило. Что делать?

А вот что: зарубить себе на носу, что они на самом деле не жертвы, а герои. Ковали победу. Внесли свою лепту. Поэтому их надо не жалеть, не оплакивать, а прославлять.

Жалость индивидуальна. Хочется сходить на могилку к дедушке. Слава безлична: можно возложить цветы к подножию монумента. Подразумевая, что эти цветы — и дедушке тоже. Который лежит где-то непохороненный. Или под покосившимся обелиском, с которого украли медную табличку.

Такой вот печальный нравственный итог. Красивая и возвышенная война кинокартин и парадов заслонила некрасивую печальную жизнь. Что говорить о кино — я не помню ни одной книги, в которой война была бы представлена как величайшая народная беда: не борьба, не эпопея, не подвиг фронта и тыла, а именно как беда, несчастье, горе. Разве что Виктор Астафьев — но Боже правый, как его за это били и сживали со свету! А зря. Скорбь и сострадание — лучшие учителя. Они заставляют внимательно и трезво слушать, что нам в очередной раз обещают владыки мира и вершители истории. Заставляют прикидывать на своих, домашних весах, во что обойдется очередная военная затея власти.

Но вот недоверчивая трезвость народа меньше всего нужна владыкам и вершителям. Вот они и соблазняют маленького человека величием и красотой войны.

Идет война за любовь к войне. Из всех пропагандистских орудий людям внушают, что война — это красиво и возвышенно, даже когда больно и грязно. Маленький человек любит красоту и пафос. Поэтому данная война обречена на победу, к сожалению."


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]levyi_botinok@lj
2010-08-31 17:02 (ссылка)
Оппонент такого не писал. Он спросил про ущемление евреев при приеме в некоторые вузы, а Вы потребовали сбегать в закрытые архивы за статистикой.
В матшколах (ленинградская школа 239 с углубленным преподаванием физики и математики, если Вы к словам придираетесь) конкурсы были, собеседования. Позже (но все еще в 70-х), мой бывший классный мне доверительно рассказывал, что при собеседовании нужно было смотреть на номер анкеты. Если он начинался с 9 - нужно было стараться взять. Если с 0 - ни брать ни в коем случае. Ну и промежуточные значения "пропрционально". Как он хохмил, корреляция просматривалась жесткая: ученика с 0 засыпать было практически невозможно - что ни спроси, все знает. С 9 - наоборот: нужно было придумать вопрос, на который тот бы хоть что-то ответил. По каким критериям ставили цифирь, он не поведал, а я и не поинтересовался. Может, русских отсеивали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zavsn@lj
2010-09-01 01:23 (ссылка)
"Оппонент такого не писал. Он спросил про ущемление евреев при приеме в некоторые вузы"
Читайте сначала. Автор писал о "государственном антисемитизме" и "квотах в ВУЗы". Это потом он начал обосновывать выдвинутые тезисы тем, что не принимали в некоторые ВУЗы по его личным наблюдениям.

" Если он начинался с 9 - нужно было стараться взять. Если с 0 - ни брать ни в коем случае. Ну и промежуточные значения "пропрционально". Как он хохмил, корреляция просматривалась жесткая: ученика с 0 засыпать было практически невозможно - что ни спроси, все знает. С 9 - наоборот: нужно было придумать вопрос, на который тот бы хоть что-то ответил. По каким критериям ставили цифирь, он не поведал"
Ну, последняя фраза ключевая. Возможно, здесь банальное кумовство и отсев неугодных (по разным причинам).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levyi_botinok@lj
2010-09-01 07:22 (ссылка)
Я не понимаю, Вы хотите ситуацию прояснить (которую не знаете), или свою правоту доказать (кому?).
Матшколы в те годы были под очень пристальным вниманием и давлением (директор позже мне лично по дружбе жаловался). Кумовство, конечно, неистребимо, но в серьезных масштабах этого быть не могло. Условия там были нетепличные, всех бывших отличников в момент делали двоечниками. Из матшкол набирали (приглашали после отбора по личным делам) абитуриентов в высшую школу кгб. Я не говорю про призеров международных олимпиад.
Таки два еврея на 300 физиков-студентов у Вас возражений не вызвали?
Оговорюсь, в Ленинграде, как стали говорить позже, антиеврейское давление было больше из-за личного давления Григория Васильевича Романова.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zavsn@lj
2010-09-02 00:16 (ссылка)
"Вы хотите ситуацию прояснить (которую не знаете), или свою правоту доказать (кому?)"
Я хочу доказательств. Причём личный опыт именно государственного антисемитизма не доказывает.

"Таки два еврея на 300 физиков-студентов у Вас возражений не вызвали?"
Тут я ставлю знак вопроса и проезжаю эту тему. Может да, а может им нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levyi_botinok@lj
2010-09-02 04:39 (ссылка)
Я не знаю определения "государственного антисемитизма". Мы обсуждали конкретно ограничение для евреев при поступлении в ведущие вузы.
Понимаете, есть правда, а есть решение суда. У меня нет никакого интереса искать факты, чтобы доказывать неизвестному Вам какой-то государственный антисемитизм. Я знаю, что ограничения для евреев были. Был ли вызван отъезд евреев с ограничениями, или ограничения с массовым отъездом - это диалектика.
Если Вас действительно интересуют архивные доказательства - ищите. Дайте знать потом, нам тоже интересно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zavsn@lj
2010-09-02 06:59 (ссылка)
"Я не знаю определения "государственного антисемитизма""
А гражданин, видимо, знает. И утверждал, что он был.

"Понимаете, есть правда, а есть решение суда."
Понимаете, есть факт. Есть его толкования. Есть выводы из этих толкований. Вы назвали два фактаЖ
1) Вы знали только о двух евреях на физфаке не помню уже чего. И
2) Один из преподавателей объяснил Вам хитрую схему с 0-ми и 9-ми.

То, что их специально не принимало руководство ВУЗа - уже некое толкование этих фактов. Как из 0-й и 9-к можно сделать вывод о зажимании евреев, мне вообще непонятно.

А госантисемитизм - это вообще уже вывод из толкований.

"Если Вас действительно интересуют архивные доказательства - ищите."
Не буду. Я сомневаюсь, что архивы ныне напрочь закрыты. Что всё руководство ВУЗа сплошь валило евреев и до сих пор никто не прокололся. Пусть евреи доказывают, а я послушаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levyi_botinok@lj
2010-09-02 09:04 (ссылка)
Про толкования фактов - это у кого какая мозаика фактов имеется, тот так и толкует, чтобы хоть какая-то связь появилась.
В мою мозаику не укладывается, что руководство вуза проявляло личную заинтересованность в ограничении приема евреев хотя бы потому, что "неофициально" их там было немало, и видно невооруженным глазом. А вот "для отчетности" их было только двое (я говорю про физфак ЛГУ прием 73 года года).
Вы, совершенно очевидно, проявляете интерес не к фактам и доказательствам, а к отработке точки зрения, что евреев не ущемляли. Ну, может, профессия у Вас такая. Некоторые изучают историю, чтобы понять и выводы сделать, а некоторые, чтобы аргументировать какие-то свои заранее определенные интересы.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -