Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-09-03 12:27:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
История о непокорном узнике Невзорове
Лонгинов рассказывает о появлении московских мартинистов, о славном двенадцатилетии, когда Новиков мог работать - заниматься благотворительностью, печатать книги. Голодающим он раздавал хлеб, а деньги были, к примеру, от купца, который вышел в миллионщики, да вдруг услышал Новикова, и понял, как следует жить. И начал деньги жертвовать для помощи голодающим, да так, что расстроил свое состояние. При этом - согласно правилам - о своей благотворительности никому не говорил, и окружающие думали, что купец мотает деньги, или потратил их все на красавицу-жену - разные были сплетни, а потом, через многие годы, неумеренной жертвенностью купец довел себя до нищеты и скончался очень бедным человеком, глядя на портрет Новикова, который укрепил против своего ложа...

Однако двенадцать лет работы Новикова и московских мартинистов прошли, и начались иные годы, когда их заподозрили в революционной деятельности, что они заговорщики и агенты каких-то иностранных властей - ну, масоны, ясное дело. Новиков был арестован в своем имении отрядом из двенадцати гусар во главе с маиором к полному изумлению крестьян деревни Авдотьино, в жизни своей гусар не видывавших, сам же Новиков отправлен в Шлиссельбург. Пока везли - приказано не говорить никому, кто таков, и в крепость заточить, не сообщая никому имени - безымянный узник. Ну, Новиков в крепости... посидел.

А потом окончание - разгром московских мартинистов по страхам Екатерины - мол, революционеры. Там много чего было, а мне запала история двух студентов, Невзорова и Колокольникова. Они были отправлены (Московским университетом и властью) за границу для продолжения образования и четыре года учились в Германии, стали докторами медицины и - по окончании курса - направились через Ригу в любезное отечество. Как раз тогда арестовали Новикова и власти были уверены, что вот они, злодеи, с опасными умыслами - едут шпиёны от заграничных резидентов. Докторов медицины взяли в Риге и привезли в Петропавловку.

Устроили допрос Невзорову. Тот отказался отвечать. Допросчики прифигели - как это отказывается? А тот: а вы кто такие вообще? Ему - как же, тут Тайная канцелярия. Невзоров: я слышал о таком учреждении, но откуда я знаю, что вы не врете? Мало ли какие воры меня схватили и увезли, и прикрываются именем учреждения какого-то. Знать не ведаю, кто вы такие. Следователь Шешковский закричал на него - тебя государыня велела бить, коли не будешь отвечать! Невзоров: Такого не могла приказать монархиня, написавшая Наказ. Вот и выходит, что вы - воры, а не государевы люди, разве ж русская императрица такое может сказать? Стыдно и подумать. Тогда следователь показал Невзорову письменное распоряжение Екатерины его, Невзорова, допрашивать. Невзоров: а я почерка государыни не знаю, откуда мне ведать - может, это твоя, вор, жена накарябала да и подписала. Нет моей веры этой бумаге. Короче, так и сяк - а Невзоров свое твердит: я-де принадлежу к университету и судить меня имеют право исключительно по уставу Московского университета, в присутствии депутата университета. Таковы университетские вольности.

Делать нечего - был привезен к И.И. Шувалову, который был куратором университета. Тот своих студентов выгораживал и уверял - не виноваты, не шпионы они, медицине были посланы учиться. Перевели студентов в больницу из Петропавловки, и там Колокольников умер. А Невзорову предложили - мол, ты как бы и не виноват, но схвачен - значит, виновен, так что - почетная ссылка, поедешь "по распределению" врачом в Сибирь. Невзоров отказался, сказался больным и был помещен по такому случаю в дом умалишенных, где и сидел до смерти царицы Екатерины, несколько лет. Выпустили его с воцарением Павла 1, уже несколько повредившегося, потому что в доме том скорбном были у него припадки умопомрачения, доказывавшие расстройство умственных способностей.

Упомянутый ранее Семен Иваныч Гамалея тоже проходил по этому делу - как же, видный масон, друг Новикова, участник всех затей с благотворительностью и вообще. Тут же полицейский чиновник явился на квартиру к Гамалее и приказал немедленно на допрос к полицмейстеру. И пока тот собирался, добрый чиновник стал ему советы давать - как половчее отвечать, чтобы вопросы как бы мимо скользили, чтобы вина не так остро выступала.

И Семен Иваныч укорил полицейского, и стал ему объяснять, - как же можно кривить душой и говорить неправду, даже если это лишь небольшое от чистой правды уклонение, и как это вредит христианину, и как следует всю жизнь поступать иначе, следуя неизменным путем правды. Полицейский был столь поражен этой проповедью, что потом до конца жизни вспоминал своего арестанта и весьма переменился как человек. - А Гамалея был сведен на допрос, рассказал следователю всю правду, как она есть - что ни в чем не виноват, а дело было так и так... И был оставлен в покое. Человек был настолько тишайший, честнейший, бедный и чистый, что оставили его проживать-нищенствовать как и ранее, без особенных последствий, кроме разве полицейского надзора за жизнью его.


(Добавить комментарий)


[info]sergius_v_k@lj
2010-09-03 06:15 (ссылка)
Не встречал документированного обоснования разгрома мартинистов. Насколько помню, пострадал в основном один Новиков. Предположительное объяснение известно - связь с Павлом, но это гадания. Что касается масонской линии, то масонов в России было столько, что проще перечислить, кто ими не был. Не пострадал никто.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-09-03 06:28 (ссылка)
видимо, так. я твердо не помню всех историй, но в Крепость сел только он, прочие - высылка в имение и прочие такие гуманные наказания

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sergius_v_k@lj
2010-09-03 06:56 (ссылка)
Причем это затронуло только членов его кружка. Было же многочисленное и очень влиятельное елагинское франкмасонство (английского толка), шведское и т. д.
Тут что-то неизвестное сыграло свою роль. Например, связи Екатерины с иезуитами только начинают изучать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]philtrius@lj
2010-09-03 14:48 (ссылка)
А и не нужно. Хераскову было достаточно для отреченiя не производить его въ слѣдующiй чинъ.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sergius_v_k@lj
2010-09-03 14:55 (ссылка)
Простите, не понял Вашу мысль. Не нужно что? Достаточно что?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]philtrius@lj
2010-09-03 15:04 (ссылка)
Крѣпости не нужно, каторги и всѣхъ прочихъ прелестей. Люди приходили въ отчаянiе отъ одной мысли о потерѣ монаршей милости.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gloomov@lj
2010-09-03 06:31 (ссылка)
Павел + государственный проект, кот. шел вразрез с проектом Екатерины.
"Вольнодумство" французское сыграло, конечно, но тут скорее была работа на публику. Екатерина прекрасно знала, что к чему. В том числе и об уважении к монархии.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sergius_v_k@lj
2010-09-03 06:58 (ссылка)
Ну и что? Почему Новиков? (См. реплику выше).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gloomov@lj
2010-09-03 07:12 (ссылка)
Ограничения на книгоиздание, например, касались всех.
Почему пострадал именно новиковский кружок? Потому что "высовывались".
Политическая активность, громадная издательская и масонско-просветительская деятельность, частная благотворительность вразрез с государственной.
Все это видится вполне логичным с точки зрения престола, конспирология излишня.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sergius_v_k@lj
2010-09-03 07:38 (ссылка)
Конспирологии я не предлагал.
То, что Вы говорите не документировано. Как версия - возможно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gloomov@lj
2010-09-03 07:51 (ссылка)
А какие документы Вы хотели бы видеть? Декрет императрицы с объяснением "гонений моих на Новикова со товарищи"? Запись доверительной беседы со светлейшим? Так их и не будет.
Этот комплекс причин лично мне видится наиболее разумным объяснением, остальное - умножением сущностей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sergius_v_k@lj
2010-09-03 07:57 (ссылка)
Хоть какие-нибудь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gloomov@lj
2010-09-03 08:08 (ссылка)
Ну, в части Павла, например, имеются вопросные пункты и показания Новикова, Трубецкого и Лопухина, а также мнение Карамзина.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sergius_v_k@lj
2010-09-03 08:11 (ссылка)
Об этом я сказал, но это о другом.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]idvik@lj
2010-09-03 07:02 (ссылка)
Спасибо, какие-то трогательные истории.
Все время думаешь, а вот я бы так смог как Невзоров, как Новиков, как Гамалей.

Вчера вот был разговор, ну про духовность,развитие- и один человек сказал я тысячу раз читал, эти слова-Говори правду, не поддавайся гневу; если тебя просят, - пусть о немногом, - дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам.
Но никогда не делал, этого, и только когда стал вот именно-это делать тут и отрылся другой мир.
Но многие годы прошли в поисках, очень сложных,истин, а потом Ух ты все так просто,и сколько же лет мне надо что-бы понять, хотя бы одно это предложение.


(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-09-03 07:07 (ссылка)
Вспомнил, как один очень гневливый человек объяснял мне, как важно не поддаваться гневу и как сам он всегда успешно ему противостоит. С некоторою робостию я прислушивался к его поучительным речам.

(Ответить) (Уровень выше)

а потом Ух ты все так просто...
[info]shehk@lj
2010-09-03 07:29 (ссылка)
Да, это и правда как подарок богов.
Именно так: впечатление - "открылся другой мир", а переживание - "Ух ты!".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а потом Ух ты все так просто...
[info]idvik@lj
2010-09-03 07:48 (ссылка)
Да вот путь такой бьешься годами, а потом-но все-же так просто, вроде открыл банальность, которая, всем давно известна и тысячу раз написана.
А когда внутри это расцветает, то понимаешь, что каждым словом-новый мир, открывается.
Та простота-которая сложней, тысечестраничных трактатов.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]philtrius@lj
2010-09-03 14:47 (ссылка)
О Невзоровѣ я писалъ въ свое время статью — о его журналѣ «Другъ юношества». Забавная фигура. Мнѣ чрезвычайно не понравилось, что онъ ни словомъ не откликнулся на смерть своего благодѣтеля М. Н. Муравьева.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-09-03 14:50 (ссылка)
я о Н. почти ничего не знаю, но странноватый человек. Да, "забавный" - но не уверен. что... Впрочем, не важно.
А в сети есть Ваша статья?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]philtrius@lj
2010-09-03 15:00 (ссылка)
Да, слово «забавный» для меня одно изъ ключевыхъ и значитъ больше, чѣмъ забавный. Скорѣе замѣчательный. Статья есть, вотъ здѣсь (http://iling.spb.ru/comparativ/mater/tronsky2009/tronsky2009.pdf).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-09-03 15:18 (ссылка)
спасибо. я бегло прочитал, оставил внимательное чтение на потом. Много интересных мне оттенков.

(Ответить) (Уровень выше)