Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-09-06 13:10:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Об Чернышевского
Вот я если так смотрю, попросту, то культура кажется разнообразной. А если вот так, чуть привстать и из-под руки вон туда - несколько ниже... да, и теперь на два пальца левее - вот, удивительное дело, всё это хозяйство очень напоминает разные изводы Чернышевского.

Конечно, провинциализм. Там должен быть не Чернышевский, а кто там должен быть? Ну и не важно, какое-нибудь имя можно поставить, а главное - чтобы поняли. Непонятно, наверное, в каком же смысле, мол, изводы. Так вот, мне очень скучно читать писателя Сорокина и писателя Пелевина. И когда я поговорил - мол, а что, это придурь такая или как? Ко мне пришли знатоки литературоведы и сказали - нет, братец, не придурь. Понимаешь, существует логика развития литературы. Как бы это тебе проще... Понимаешь, что от Пушкина к Гоголю или потом Толстому с Достоевским ведет некая логика? Да, говорю я, чтобы не затягивать разговор, понимаю. И вот, продолжают они, чуешь ту логику дальше? Она ведет ко всякому Чехову и потом Набокову. Я знакомое имя услышал и обрадовался, закивал. Да-да, говорю, к Набокову, конечно, я знаю, он - классик. Литературоведы посмотрели на меня как-то профессионально, и с затихающим энтузиазмом закончили продолжать: "Ну вот, а если продолжить эту линию традиции, эту логику - это будет Сорокин". То есть вот так движется Титаник классической литературы, и курс его не изменить в веках, хоть ты Пушкину другую няню подкладывай.

Так я же и не спорю, они профессионалы, их формуляр передний. Но с тою же прямо-таки неопровержимостью чувствую - вот всё то, что сейчас подвсплыло - это прямо Чернышевский, дети, племянники и двоюродные какие-то свекры, если вы меня понимаете. В 60-х еще что-то бывало иное, в 70-х, а потом оно куда-то делось и остались одни родственники демократического писателя Чернышевского. Со всей его - извините, что я не курю - социологией, индивидуализмом, номинализмом и прочей умственной фауной переходного периода.

Отсюда вроде бы следует, что вскоре должно прорвать канализацию и пойдет очередной ... скажем, романтизм. Но это заключение очень скучное. Тут важно вовсе не колебание среднебольничной температуры вокруг 45.7, а - напротив - это вот отставание. Умы людей заклинило на примерно 1870-х годах, и вот как заклинило - так наружу уже ничего другого не пробивается.

Да, я помню, что это видно только вот отсюда, если чуть привстать, потом ниже и на два пальца влево. Да, я слышал, что другие не видят. Нет, передать точку зрения не могу, она всегда со мной.

Вы думаете, что я все-таки зря припутал Чернышевского. Что это все же провинциализм, и если даже на печатных просторах отечества это имеет хоть какой-то смысл, то высшие достижения мысли в Америке и Европе, конечно, давно переросли забытого публициста 19 века. Ну так посмотрите сюда http://www.inliberty.ru/blog/transatlantic/2559/ Если совсем плохо с чтением - только в последние три абзаца.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Настоящая жизнь.
[info]idvik@lj
2010-09-06 10:07 (ссылка)
Настоящая жизнь, в конце концов открытая и проясненная, следовательно, единственно реально прожитая жизнь - это литература.
В определенном смысле, эта жизнь постоянна, она присуща всем людям, равно художнику.
Однако она не видна им, потому что они не пытаются ее прояснить. И их прошлое завалено бесчисленными повторами, по-прежнему бесполезными, потому что их не «разъяснил» разум. Это наша жизнь - но также и жизнь других; ибо стиль для писателя, подобно цвету для живописца, дело не столько писателя, подобно цвету для живописца, дело не столько техники, сколь видения . Стиль - это откровение (оно невозможно прямыми и осознанными средствами) о качественной разнице в том, как проявляется мир, и она осталась бы вечным секретом каждого человека, если бы не существовало искусства. Только благодаря искусству мы можем выйти за свои границы, узнать, что видели в мире другие люди, - в мире несхожем, картины которого так и остались бы для нас неведомы, как лунные пейзажи. Благодаря искусству вместо одного мира мы видим множество, и сколько было самобытных художников, столько в нашем распоряжении миров, разнящихся между собой еще сильней, чем миры, летящие по вселенной, и много веков спустя после того, как затух источник, откуда они изошли, будь то Рембрандт или Вермеер, они еще светят нам своими неповторимыми лучами.
Работа художника, то есть попытка усмотреть за материей, за опытом, за словами нечто иное, противоположна тому труду, который ежесекундно на протяжении жизни, стоит отвлечься от себя, проделывает себялюбие, страсть, интеллект и привычка, накапливая поверх подлинных впечатлений, тем самым полностью перекрывая их, номенклатуру и практические устремления, ошибочно сочтенные нами жизнью.М. Пруст.

(Ответить)


(Читать комментарии) -