Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-07-21 09:36:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Хватит убивать кошек!
Вышла книжка с таким вот завлекательным названием. Это Н. Копосов, «Критика социальных наук. Хватит убивать кошек!». В одном месте проводится там занятная мысль.

Я её в своей трактовке изложу – у автора свои терминологические навороты, для цитаты длинно, я этак коротенько и с искажениями. Но, надеюсь, близко к тому, что он хотел сказать.

Существует базисный словарь социальных наук (это от филологии с историей до социологии). Этот базисный словарь состоит из имен классов – социальных групп. Дворяне, буржуа, священники, крестьяне и т.п. Вне этого языка не удается выговорить путного.

Разработка этой «социальной классификации» началась в 1970-х годах – т.е. тогда ее стали рефлектировать, критиковать и проч. (Элеанор Рош и Дж. Лакофф). До того использовали эти имена в рамках неосознаваемой «обычной» языковой классификации. При этом референт – сама группа – неотделима от наросших значений. Эти имена (дворяне и т.д.) – содержательны, т.е. их понимают, легко выстроить разговор с использованием этих слов, они семантически богаты – и наполнены, разумеется, черт-те чем. Мифы, придумки, ошибки вместе с кучей прочих ассоциаций.

Приходят новые люди и стремятся вместо этой ушедшей в прошлое классификации сделать современную. Потом что эти «понятные» группы мало того, что некритично выстроены, так еще и ушли в прошлое, сейчас их нет, надо строить новый базовый словарь.

Новую классификацию строят снизу, эмпирически. Набирают признаков, суют в машинку статистики, на выходе получают классы. Это научно и правильно, только беда – классы эти семантически пусты. У них нет имен, нет слов, об этом нельзя говорить – можно только мычать. Получаются этакие синтетические образы, и в то же время – семантические пустоты. Отключается языковая интуиция.

Как только удается к такому семантически пустому классу пришпандорить хоть немного пригодное имя – ну, скажем, «средний класс» - как тут же вокруг начинаются языковые пляски и – не успеешь оглянуться – строгое понятие уже утонуло в бесконтрольных ассоциациях. Это – плата за понятность, вот в чем горе. А строго обоснованный «кластер номер 1128» - нем, и все, что можно сделать – это рассказать другому профессионалу, как ты эту чучу получил и какой статистикой вывел. Ничего больше о нем не сказывается.

Разумеется, эта сказка о неудачных классификациях – без конца, то есть нету здесь никакого грядущего оптимизма. Пока не получается. И книгу автор написал, чтобы подвергнуть критике «старый» метод социальных наук и предложить новый, но это уже совсем другие дела. А по поводу этих классификаций я только то могу сказать, что – как мне кажется – эта беда была предсказуема. Ничего другого и не могло произойти. А надежда – опять же, с моей точки зрения – только в том. что пробовали «социологи» (разумеется, в кавычках – там работали лингвисты-структуралисты, психологи, социологи и еще куча людей) далеко не все методы, а только те, которые им казались на данный момент (70-80-е годы) «научными».


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]bvi@lj
2005-07-21 16:52 (ссылка)
Думаю, Вы правы. Я - старый любитель всех и всяческих классификаций, даже сам пытаюсь чего-то смонстрячить. Очень и очень трудно выделить признаки, которые вообще можно подвергнуть классификации, а уж выбрать из них по-настоящему важные и действительно образующие систему, - трудно в кубе. (Думаю, именно механистичность, искусственность выделения признаков при составлении кладограмм вызывает чуть ли не подсознательное отторжение этого, несомненно прогрессивного метода, у консервативно настроенных системщиков. И у меня в том числе.)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-07-22 02:49 (ссылка)
По поводу кладограмм... Выделение признаков относится к морфологии, а составление кладограмм - в кладистике, современному виду филогенетики. Кладистика вообще не вбирает в себя морфологию. То есть дело можно описать так: когда-то была такая общая область, соединявшая знания морфологии, систематики и мысли о филогенетики. Затем - ну, скажем, Хенниг, - захотел придать филогенетике формальный метод. Ясно, что формализм можно получить, только избавившись от содержания. и морфология была выброшена из этой науки - начисто. Поэтому кладисты не выделяют признаки механически - они их вообще не выделяют, когда кладист выделяет признаки, он дествует как не-кладист, собственного метода у него нет. Дальше идет поворот: поскольку кладистика (и филогенетика) стали по определенным причинам считаться модными и важными, ими занялись многие, невнимание к морфологии дало следствие: признаки стали выделяться неумело и необдуманно, это делают люди. которые "совсем не морфологи" (не все, но в массе). Поэтому у кладистов есть формальный метод, но признаки, которые в него затягивают, берутся "с потолка", они просто "есть".

Эта история забавна тем, что позволяет увидеть - как именно исчезает умение. Кладисты не нападали на морфологию, более того - весь метод стоит на составлении матрицы признаков. Они просто думали, что это такая штука, которая "есть" - ее кто-то, какие-то добрые люди, за так делают. При массовом внимании добрых (и умелых) людей осталось очень мало, и пришлось методу работать с теми огрызками, которые моогут накопать непрофессионалы (в морфологии).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bvi@lj
2005-07-22 14:15 (ссылка)
Примерно это я и хотел сказать. Спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -