Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-12-26 13:01:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Знаки кодируют слова, а не предметы?
'Автор обнаружил, что идея "значков" оказалась поразительно чуждой для детей. Пытаясь понять цель педагога, дети предлагали свои, "более простые" с их точки зрения значки. Все их предложения носили "комплексный" характер; это означает, что один их значок совмещал в себе несколько предложенных педагогом и фактически служил для обозначения одного конкретного предмета, а вовсе не класса предметов, обладающего заданным признаком. Так, это могло быть красное пятно с прилепленными к нему с разных сторон буквой Б, квадратиком и знаком для дырки. На вопрос автора, что все это означает, дети показывали ему большой красный квадрат с дыркой.

Для вообще "красных предметов" дети не могли предложить какого-либо обобщающего их "значка". Собственно, это и соответствует наблюдениям психологов о том, как сложно научить ребенка понятиям 'класс' и 'признак', оторвав признак от предмета. Для ребенка долгое время любой признак, например, 'красный' существует как неотъемлемый атрибут красных предметов - яблока, карандаша, мячика. Хотя ребенок шести-семи лет без труда разложит по разным кучкам красные, синие, зеленые предметы, сама цепочка <предмет - признак - класс> представляет для него непреодолимую трудность. Он до поры не в силах освоить подобную операцию абстракции, если в процессе обучения не создать для абстракции "языковую поддержку" - например, в виде слова красный.

Знакомое слово для ребенка - это не признак, не понятие, не имя класса, а почти вещь; тот уровень абстракции, который заключен в возможности говорить о разных предметах, что все они красные, здоровым ребенком достигается в возрасте до полутора лет, в процессе освоения родного языка.

А.К.Звонкин занимался со здоровыми детьми, и, тем не менее, обнаружил, что "значки" обретают для детей осмысленность тогда, когда они интерпретируются ими как значки для слов. Как только дети поняли, что их цель - "придумать значки для слов", задача приобрела естественность и оказалась нетрудной. Описанный в работе Звонкина пример еще раз подтверждает, что именно ЕЯ служит мощной поддержкой для формирования абстрактных понятий. Поэтому задержки и нарушения развития ЕЯ независимо от их генезиса неизбежно ведут к нарушениям развития интеллекта. '
О знаковых системах, замещающих естественный язык. Как общаться с “проблемными” детьми?
Р.М. Фрумкина, Т.Е. Браудо http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/DEFECT.HTM

Звонкин А.К. Абстpакции с языковой поддеpжкой. // Язык и стpуктуpа знания. - М., Ин-т языкознания АН СССP, 1990. С.86-95.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]kirill_lunjov@lj
2010-12-27 07:12 (ссылка)
Даже Эллочка-людоедка вполне способна к абстрактному мышлению.
Абстракция - это не "высокие" материи, а умение выделять (за счет подавления остального восприятия объектов или собственных воспоминаний - тоже объектов, но хранящихся внутри сознания) объект, свойство и пользоваться этим с одной стороны, а с другой стороны выстраивать структуры отношений - скажем, как в базах данных по любому принципу, скажем, или релятивистских или иерархических.

При этом, способность к абстракции - это не некоторое интеллектуальное соглашение - что именно абстракция, а конкретный динамический процесс, структура, которая нарабатывается в результате взаимодействия, а потом определяет направление нашего внимания, и обработку воспринимаемой информации.
Вот для лягушки нет неподвижнах объектов.
Японцы - за счет описания считают и зеленый и синий одним цветом, потому что есть одно слово - "аой", есть какое-то племя в Сев. Америке, что объединяет в одну категорию оттенки от коричневого до оранжевого.
Но сам категорийный подход восприятия есть у всех людей выросших в социуме и закладывается на стадии, что есть мама - не как слово, а как некий отдельный объект в мире и так далее.
или иной пример.
Вот есть межвидовый язык дельфинов (http://www.pravda.ru/science/planet/environment/17-10-2010/1052324-jazicdelfinov-0/?mode=print) - человек считает, что там около (лень искать вторую ссылку) 100-300 слов.
При этом передается достаточно сложная информация - скажем описание навыков в дельфинариев - была как-то такая информация.
Дельфин в принципе понимает человека, даже предложения - то есть, способен к построению абстракций.
Мы до сих пор не поняли ни одного слова.
А теперь предположим, что описание мира дельфина - некая, скажем, голограмма, где сочетания "слов" нечто параметров, координат точки.
Мы воспринять такое описание просто не может, так оно по сути многомерное, многопараметрическое, мы же по сути мыслим на принципах зрения даже не 3D, а 2,5D.
И получается, что наше неумение понимать дельфинов - это результат нашей ограниченности.
К слову сказать, в плане понимания - многие животные нас понимают много лучше, чем мы их)))

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -