Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-12-31 19:15:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Ого-го! Науки подрастают. Скоро жать
http://strf.livejournal.com/41579.html

<<<С какими результатами отечественная наука вступает в 2011 год? Ответ на этот вопрос пытается найти Иван Стерлигов
Три года назад я написал репортаж об отчётной коллегии Минобрнауки России, предложив заголовок «Итоги убоги». Тогда бдительные редакторы заменили его на «Успехи очевидны». Сейчас у нас разногласий нет: для российской науки 2010 год был благоприятным.

Именно в этом году стало окончательно понятно, что выживание сменяется развитием и что мрачные прогнозы старения, вымирания и тотального отъезда оказались ложными. Вспомним 2005 год: тогда большинство учёных считало, что будет только хуже и через пять лет всё неминуемо развалится. Не развалилось. Сейчас главные наши учёные констатируют: «Ситуация всё ещё далека от нормальной, но улучшения за десять лет очевидны».

Главное улучшение заключается в том, что молодые талантливые учёные, занимаясь только наукой, могут жить и даже кормить небольшую семью. Конечно, при соблюдении условий, то есть при наличии жилья и вменяемого начальства с грантами и проектами.

Кажется, именно в этом году большинство осознало, что грантов у нас в стране огромное количество. В основном их выдают в РФФИ, а также в Минобрнауки через ФЦП «Исследования и разработки...» и «Научные и научно-педагогические кадры...». Эти программы принято ругать за бюрократию и коррупцию (и я сам ругал), но конкурсы по ним зачастую в несколько раз выше, чем в РФФИ. Ещё есть масса ведомственных программ – от медицины до атомной энергетики. Параллельно развиваются негосударственные грантовые фонды, главный из которых – «Династия» Дмитрия Зимина – постоянно наращивает бюджет.

Новые министерские программы, стартовавшие непосредственно в 2010 году, нравятся учёным гораздо больше, чем ФЦП. Одна из них, направленная на привлечение ведущих мировых учёных в российские вузы, стала важной темой для обсуждения не только в исследовательской среде, но и в СМИ, социальных сетях, речах чиновников. Несмотря на все сложности и неоднозначность процедуры отбора, гранты получили достойные.

Конкурс стал для России трижды прецедентным: во-первых, победителей отбирали международные эксперты, во-вторых, сам невиданный размер грантов (до 150 миллионов рублей на проект), в-третьих, министерство сподобилось организовать более адекватный механизм финансирования и даже согласилось перенести часть выигранных денег с 2010 на 2011 год, чтобы они не «сгорели». Оказалось, наши чиновники готовы идти навстречу учёным – пусть пока только самым выдающимся.

...Именно это подводит нас к разговору о том, что сделать до сих пор не удалось. В частности, 2010 год показал, что никакого стремления реформировать систему НИИ у Минобрнауки нет. По сравнению с прошлыми годами, когда вводились приснопамятный ПРНД и пилотный проект повышения зарплат, в этом году вокруг Академии всё на удивление тихо: сравните, например, с 2004 годом. Диспуты, ТВ-шоу про РАН с Ксюшей Собчак, разоблачения – во всём этом представители министерства участия не принимают.

Проект создания «параллельной академии» из 5–6 Национальных исследовательских центров тоже заморожен – статус присвоили только Курчатовскому институту. Про существующую с 1990-х систему внеакадемических государственных научных центров, казалось, опять забыли.

Одна из традиционных неудач года, прошедшая незамечено, связана не столько с остановкой реформы РАН, сколько с отсутствием подвижек в реформе отраслевой науки. Типовой проект оценки всех государственных научно-исследовательских организаций, который Минобрнауки продвигает с 2004 года, приняли только в конце 2009-го, сама оценка перенесена на 2011 год, а когда можно ждать реорганизации, и вовсе неизвестно. Вдобавок обязательной оценки избежал «Росатом» – за счёт того, что де-юре является корпорацией, а не ведомством.

В фундаментальной науке с её мегагрантами для научной диаспоры критерии эффективности понятны – повсеместный разворот в сторону библиометрии сам служит неким итогом последних лет. С прикладными НИИ всё гораздо сложнее: ни индекс Хирша, ни даже международные эксперты здесь не помогут. К сожалению, несмотря на огромные потери, отраслевая неэффективная система, в которой заняты 2\3 всех исследователей РФ, продолжает работать в непрозрачном режиме.

Вузовская часть научного ландшафта, за которую и принялись в министерстве, также сложна для реформирования. Неслучайно за последние пару лет сразу четыре высокопоставленных соратника Андрея Фурсенко пересели в кресла ректоров ведущих университетов. Далеко не все главы вузов-получателей госсредств смогут вывести их в мировые рейтинги. Многое будет зависеть от решительности Минобрнауки.>>>


Написал я тут что-то и стёр по обыкновению. Что тут говорить. Себя я с государственных плеч снял и гранты у государства не ворую, облегчаю ношу. Про индекс Хирша читать смешно. Ладно, Большая наука, у всех своя дорога. Удачи тебе. Грантов побольше.

И вообще - вот http://elementy.ru/news?newsid=431489

<<<Итоги десятилетия
1) «Темная материя» генома: расшифровка геномов человека, мыши и многих других организмов показала, что некодирующие последовательности занимают в геномах намного больше места, чем можно было ожидать. Основная функция этой «темной материи» состоит, судя по всему, в регуляции работы генов. Эта регуляция осуществляется с помощью белков и РНК, роль которой в работе клеток оказалась далеко не ограничена обеспечением механизмов синтеза белка. При этом на РНК, как выяснилось, считывается информация не только с генов, но и с большинства некодирующих последовательностей нуклеотидов в ДНК. Функции значительной части такой РНК ученым еще предстоит выяснить.

2) Новые методы космологии, позволившие как никогда точно рассчитать соотношение обычной материи, темной энергии и темной материи во Вселенной. Это удалось сделать во многом благодаря регистрации микроволнового фонового излучения, оставшегося от Большого взрыва и по-прежнему долетающего до Земли из отдаленных краев нашей стремительно расширяющейся Вселенной. Благодаря новым методам и новым теоретическим построениям, основанным на полученных с их помощью результатах, космология превратилась из области гипотез и догадок в довольно точную науку.

3) Новые методы палеонтологии, такие как рентгеноскопия пород, содержащих ископаемые остатки, в сочетании с компьютерным моделированием трехмерной структуры этих остатков, а также, и в особенности, анализ сохранившихся молекул ДНК и белков ископаемых организмов. Одним из самых громких достижений, сделанных с помощью анализа ДНК ископаемых остатков, стало открытие нового вида (или расы) древних людей, останки представителей которого сохранились в Денисовой пещере на Алтае.

4) Вода на Марсе: исследования последних лет показали, что на Марсе имеется вода в виде льда, которая сравнительно недавно (по геологическим меркам) могла находиться в жидком состоянии. Там, где есть жидкая вода, возможна и жизнь, поэтому, хотя науке по-прежнему неизвестно, есть ли (и была ли) жизнь на Марсе, теперь принципиальную возможность ее существования можно считать доказанной. Не исключено, что живые организмы могли некогда попасть с Марса на Землю с метеоритами, образовавшимися в результате столкновений с Марсом ряда астероидов.

5) Перепрограммирование клеток: методы молекулярной генетики позволили превращать дифференцированные клетки, извлеченные из многоклеточного организма, в плюрипотентные (из которых могут развиться клетки разных типов). Эти искусственные аналоги эмбриональных стволовых клеток уже широко используются в биологических и медицинских исследованиях. На их основе могут быть разработаны новые способы лечения множества болезней, в том числе таких, в борьбе с которыми медицина пока бессильна.

6) Микробиом человека: совокупность микроорганизмов (преимущественно бактерий), населяющих человеческое тело: пищеварительный тракт, кожу, половую систему. О существовании этих организмов было известно давно, но лишь в последние годы их совокупность стала предметом пристального изучения. Исследования показывают, что влияние микробиома на жизнь и здоровье организма намного больше, чем считалось ранее. То же относится к вирому — совокупности присутствующих в организме вирусов.

7) Экзопланеты (внесолнечные планеты, то есть планеты, вращающиеся не вокруг Солнца, а вокруг других звезд) были впервые открыты в конце XX века, хотя их существование предполагал еще Джордано Бруно. Новые методы, разработанные в начале XXI века, позволили поставить поиск таких планет на поток. Теперь их известно уже более пятисот, и их изучение дает богатый материал для выводов об устройстве планетных систем, а также об их происхождении и развитии.

8) Роль воспалений в хронических болезнях: до недавнего времени в воспалениях видели, прежде всего, защитную реакцию организма на заражение или повреждение. За последнее десятилетие открылась другая, темная сторона воспалений: их участие в развитии рака, сахарного диабета, болезни Альцгеймера и ряда других хронических заболеваний.

9) Метаматериалы — разработанные в течение последнего десятилетия оптические системы, обладающие отрицательным коэффициентом преломления и позволившие преодолеть пределы разрешения оптических линз, а также исследовать ряд ранее недоступных оптических эффектов.

10) Антропогенное потепление климата: за последнее десятилетие климатологи получили убедительные свидетельства того, что на нашей планете происходит глобальное потепление климата, а также того, что на этот раз оно вызвано хозяйственной деятельностью человечества. Последствия этого процесса могут быть катастрофическими, поэтому борьба с ним — одна из важнейших практических задач, стоящих как перед политиками, так и перед учеными. К сожалению, прогресс в этом направлении пока невелик.>>>

Можно сравнить успехи мировой науки и нашей.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]manpupunera@lj
2011-01-02 20:45 (ссылка)
Ага, разница как у них новый телескоп на орбиту запустили, а у нас космонавтам новые шапки-ушанки выдали, чтобы при выходе в открытый космос уши не мёрзли и бинокли не запотевали. Бюджет всей академии наук на 2011 год по всем наукам, от астрономии до гастрономии и от Калининграда до Анадыря составляет 50 млрд рублей. Примерно таким бюджетом располагает один единственный научный отдел одного единственного Техасского университета, ну или если так понятнее, то примерно столько же выделяет Испания из госбюджета только на медико-биологические и сельскохозяйственные науки. Может обсудим, почему достижения испанских медиков и селекционеров не попали в важнейшие научные достижения человечества за год? Это то же самое, что инвестировать бомжу вокзальному чебурек и бутылку пива, а потом требовать от него сравняться в прибыли с IBM или BP.

Мегагранты получили пока 40 человек на 2 года, через 2 года этот "проект" благополучно закончится, будет написано и сдано 40 отчётов, и всё. И больше ничего. Совсем ничего от этих сорока 150 млн мегагрантов не останется.

Та же абсолютно история с пилотным проектом. Проект был расчитан на 3 года, количество ставок сократили в нашем НИИ с 85 до 49, перешли на тарифную систему с 10 тыс руб/мес лаборант до 27 тыс руб/мес директор, полностью прекратили финансирование командировок, экспедиций, приборов и реактивов, недостаточно финансируются коммунальные платежи. И чего ждать? Что наука расцветёт буйным цветом, оттого что мы будем горды за тех 40 счастливчиков, кто получит по 150 млн на нос на 2 года? При условии что бюджеты единственных государственных научных фондов РФФИ и РГНФ урезаются?

Это реформы? Теперь всё будет замечательно?

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -