Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2011-01-22 09:09:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Бегство из сёл в университеты
http://strf.livejournal.com/43653.html
<<<Большинство сельских школьников России хотят учиться в вузах, но не знают – на кого

Для изучения авторы выбрали три региона: один в непосредственной близости от мегаполиса (Московская область, Коломенский район), второй – с ярко выраженной этнокультурной спецификой (Республика Саха – 94 процента опрошенных говорят дома на якутском языке) и третий – с развитым аграрным сектором экономики (Алтайский край). На последнем этапе к исследованию присоединилась Ульяновская область.

В каждом населённом пункте социологи провели опрос всех учащихся 9–11 классов и их родителей. В общей сложности в нём приняли участие 2166 человек.

На вопрос, что ребята планируют делать после окончания школы, большинство опрошенных (свыше 80 процентов) из всех регионов ответили, что продолжат обучение либо в колледжах и техникумах, либо в вузах. Интересно, что на высшие учебные заведения больше всего ориентированы жители Республики Саха (81 процент). В остальных регионах такие же устремления разделяют от 61 до 67 процентов учеников.

Хотя многие выпускники сельских школ мечтают стать студентами вузов, о своей будущей профессии у них смутные представления.

«В рейтинге профессий самыми популярными оказались врачи и учителя»

Ещё один интересный вывод: профессиональные ожидания сельских школьников никак не зависят от карьерных достижений их родителей. Порой их притязания значительно выше. В этом плане очень показательна диаграмма, демонстрирующая зависимость стремлений учеников и уровня образования их родителей. Например, в семьях Алтайского края, где ни один из родителей не имеет высшего образования, 63 процента детей хотели бы учиться в вузах. Число жаждущих получить образование значительно увеличивается, если хотя бы один и тем более оба взрослых окончили высшие учебные заведения, – до 75-ти и 95-ти процентов учеников соответственно.

Авторы проекта также установили, что сдерживает миграционные мотивы учеников и что на них никак не влияет. Среди сдерживающих факторов – наличие у родителей собственного бизнеса, приверженность семейным традициям, невысокая успеваемость в школе и пол ребёнка (в своей деревне хотят остаться в основном молодые люди, которые плохо учились в школе).

Для всех регионов на выбор миграционной и образовательной стратегии школьников не оказывают влияния: численность семьи, количество братьев и сестёр, национальность, укоренённость семьи на селе, обеспеченность жильём, наличие у родителей властных ресурсов и социального капитала, а также их религиозность и субъективные представления о наличии работы на селе.«На наших глазах сейчас происходят серьёзные изменения миграционной модели, – резюмировала Татьяна Абанкина. – Наблюдается тенденция, которую мы условно назвали социальным парашютом. Ориентация сельских школьников на переезд в города – не новость для нашей страны, хотя масштаб её всегда недооценивался. Но теперь мы наблюдаем, что миграция меняет характер и направленность. Уезжая из деревень, ученики намерены найти себе занятие не среди низкоквалифицированных кадров – они хотят поступить в вуз, получить хорошее образование и в дальнейшем найти хорошую работу, стать белыми воротничками. В результате институт образования начинает играть важную роль – становится эффективным механизмом адаптации учеников к городу».

«Проект продемонстрировал тенденцию “обезвоживания” села. Мозги оттуда утекают более интенсивно, чем раньше. С введением ЕГЭ и увеличением количества вузов (и их филиалов) эта тенденция приобретает катастрофический характер. Понятно, что Ломоносов уйдёт в Москву, но, когда все Ломоносовы соберутся там, село останется без головы».

«Мы понимаем, что есть вузы, которые дают дипломы, и есть вузы, которые дают образование. Думаю, многие сельские школьники чаще попадают в вузы первой группы. В результате они получают дипломы, не обеспеченные знаниями и не позволяющие найти работу. Всё это может привести к серьёзным социальным последствиям, к акциям вроде той, которая была на Манежной площади».
http://www.strf.ru/Attachment.aspx?Id=25329


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]manpupunera@lj
2011-01-24 22:39 (ссылка)
Совершенно согласен с выводом о том, что не нужно гнаться за размерами, а нужно заботиться о том, чтобы жить становилось лучше! И чтобы жить становилось лучше в каждом конкретном месте России, в том числе в малых городах и сёлах. А для этого нужно создавать рабочие места. А для этого нужно не вывозить из страны сырьё - газ, нефть, аммиак, зерно, сильвенит, алюминиевые болванки, электроэнергию, лес-кругляк, а создавать производство внутри страны, строить фермы, заводы, порты, дороги, жильё, лаборатории. Тогда, вне зависимости от размеров Газпрома или Лукойла или Русала, вне зависимости от международных сырьевых рынков, вся страна будет работать и зарабатывать, вся страна от кубанского фермера до камчатского рыболова, от кузбасского шахтёра, до камазовского шофёра и от московского софтвера до ивановских текстильщиков. А для этого нужно осознать, что национальные интересы России не совпадают с интересами сырьевиков-компрадоров, что в рамках модели "нефть в обмен на всё" у России нет будущего, что Россия как сырьевой придаток мировой экономики не может остаться развивающимся, социальным, политически суверенным, наконец целостным государством с более чем 100 милионным населением.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -