Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2011-03-17 08:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
О провинциализме
Известное дело, центр истории блуждает по планете. Где он изволит пребывать, тем и определяется периферия, провинция. и в каждой стране свои центры и свои периферии. Бывает, что вся страна целиком становится провинцией по отношению к дальнему центру, или напротив - одно дело мировой центр, другое дело, что в данной стране есть свой и собственная его провинция. Тем самым бывают провинции мировые, от мирового центра, а бывают местные, и они накладываются друг на друга - иные страны гомогенно-провинциальны. Иные имеют четко выраженные провинции мировые и собственные. Иные имеют только провинцию, но двух видов - и т.п. в сочетаниях. Это примерно понятно. Менее отчетливо видно, но при настойчивости можно разобрать какие-то черты поведения провинциалов. Это уже занятно, если бы кто мог описать эти дела - было бы интересно, не просто оглядка на центр - там же хитрая идет игра, возникает собственный образ центра, он не прямо связан с самим этим центром. В России об этом могучая литература - как западники не знали Запада, хотя образ Запада служил им образом центра. Но тем не менее этим крылом - мировой провинцией - центр может несколько управлять, провинциалы способы, кряхтя, понимать, что центр не такой, каким им виделся, и медленно с опозданием переменять свои представления - тут же снова отставая, как же без этого. Местная же провинция ориентируется на собственный центр, хотя может в нем ошибаться. Как и местный центр может плохо знать свою провинцию. Эта всяческого рода сложноподчиненность и взаимная нелюбовь разных провинций входит в понятие провинциала - он прежде всего отличается образом центра, к которому поневоле - может быть, даже с ненавистью - тяготеет. То есть провинциал - тот, кто оглядывается на некий центр за внутренним одобрением. Внутренним, конечно - мы же не будем столь смешны, чтобы начинать разговор о всекупленности. Когда провинциал приезжает в центр, в частном случае - в столицу, его и ловят на этом деле хрестоматийным образом: раскрытый рот - это одна сторона реакции, скептическое подмигивание - мол, я-то знаю, что на самом деле правда - это другая. Провинциал, конечно, лучше центральных людей знает центр - потому что центральные потому и центральные, что ни на кого не ориентируются. И провинциалу никоим образом, коли умен - а отчего бы провинциалу и не быть умным, обычай не воспрещает - не мешает понимать нечто лучше центральных, и свою провинциальность сознавать - от осознания же ничего не изменится - он как раз, рефлексируя свою провинциальность, может хорошо понимать, что же для него есть центр - а центральные люди этого не понимают, они и так в центре и есть центр, им нечего рефлексировать.

Так вот, в данном случае я бы - повторив, что черты провинциала меня очень занимают, и я бы с удовольствием послушал про разных провинциалов, каких кто знает - я уверен, что кроме двух больших типов провинций - мировой и местной - есть разные подтипы и всякие другие штуки, и есть конкретные выдающиеся и замечательные примеры. Только не надо уходить в специализацию - конечно, часто бывает так, что собирается центр философии, или центр музыки, или центр биохимии, это сплошь и рядом. Однако специализированные центры мира - много более простой разговор, сейчас его в сторону. Сейчас-то мне интересно про центр.

Мне кажется, есть эпохи с ярко выраженным центром. Все знают в эту эпоху, где центр мира, все провинциалы знают это - исключая тех необразованных, кто не возвысился до звания провинциала и живет в своем городке без мысли о мире и его возможном центре - так вот, есть эпохи с центром. А есть - без. Центр не определен, может быть, он переезжает, может быть, несколько центров сливаются или разделяются, или дифференциал мест ослаб - но центр тонет в слепящем сиянии, исходящем от полусвета и полумира, который как бы весь и есть центр, хотя если прижмуриться и посмотреть сквозь пальцы, так вовсе и не весь и там своя провинция. И тогда яснее, что там есть центр. И мне интересно - где центр? Вот в ХХ веке где был центр, как он перемещался по планете, и где он сейчас?

Понятно, что одни люди могут ответить на этот вопрос, а другие нет. Некоторые вообще не понимают, что за такие слова и нету, мол, центра, везде я бывал, а нету - не проблема, конечно, можно ездить по всему свету, возя с собой свой городок, это судьба, и что же здесь посторонним людям обсуждать. Но некоторые могут и сказать - ну да, я был не в центре, а потом я туда поехал, и вот добрался. И именно к таким людям, которые знают, о чем речь, у меня вопрос. Если они в самом деле понимают о центре мира и истории, и они там были или прямо вот сейчас находятся - мне интересно узнать, конечно, где это. Но это только начало. Далее мне интересно выяснить, как там ощущают себя люди. Понятно, что везде есть и те, кто вообще не знает, где ходит, но некоторые должны быть столичными и центровыми - раз есть провинциалы, должны же они ощущать себя не-провинциалами. Как это? О комплексе провинциалов еще рассказывают, хоть и мало, а вот как видятся люди центра? Может быть, рассказывающему удобнее принять позу провинциала и сказать, что сами мы не местные, но эти самые центровые выглядят вот так и ощущают себя так-то. Или не принимать эту позу и свободно рассказать, что, мол, - да, я в центре, и тут вот таково.

Я еще раз повторю, чтобы за многословием не потерялся сам вопрос. Провинциал чувствует кожей, как он ориентируется и вынужден всей обстановкой ориентироваться на центр - не важно, с симпатией или с неприязнью, ему приходится. Его речь всегда обязана происходить с оговорками - сам-то я вот так, но в центре полагают, ...модно считать, ...мейнстрим таков. А как ведут себя люди в центре, которые ни на кого не ориентируются? Это не главный их признак, потому что в любой глухомани полно темных, которые ну ни на кого не смотрят, это такое вторичное центровое качество - так вот, ощущают ли люди в центре свою принадлежность к центру или нет? То, что они видят и отмечают провинциалов - это ясно, а вот самих себя они отличают и как же это ощущается, нахождение в центре мира. Или все же никак не ощущается вообще и в том-то весь секрет и...?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]mike67@lj
2011-03-17 04:51 (ссылка)
Я провинциала всегда узнавал по постоянной оглядке на чье-то гипотетически существующее мнение (что скажут наверху?). При этом такой человек сам зачастую способен стать культурным ориентиром, но вот он как бы это сказать... нет врожденного чувства, что это поместье принадлежит ему по праву. Точно так же определяются "провинциалы" по отношению к какой-то научной магистрали, выходцы из других наук, например.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-03-17 08:05 (ссылка)
Вот тут бы не спутать. Одно - человек иерархии, очень чувствующий отношения подчинения. Другое - не вертикаль, горизонталь. Там другая оглядка. Провинциал не подчинен своему центру, вот ведь в чем дело. Это совершенно другая вещь - не командная.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mike67@lj
2011-03-17 09:04 (ссылка)
То есть он в каком-то смысле более свободен?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-03-17 11:33 (ссылка)
Думаю, да. По крайней мере иерархические отношения подразумевают именно управление, а тут ведь управления нет - провинциал сам выбирает, чему подчиняться, причем именно в культурном смысле, а не в смысле власти. Мне кажется, такие вещи следует различать. Поклонник Пушкина и сгибающийся перед силой-властью человек - разные вещи

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mike67@lj
2011-03-17 11:49 (ссылка)
Я не соглашусь. Провинциал знает, что есть какой-то ориентир, которому надо "подчиниться" (то есть соответствовать ему, ориентироваться на него и т.п.). А человек из как бы метрополии не смотрит на этот ориентир. Другое дело, что он может из-за этого достичь меньшего. Но у него нет этой подчиненности.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-03-17 11:55 (ссылка)
Видите ли, мне не нравится неточность выражений. Словарь, связанный с властью, вытесняет синонимы. То, о чем Вы говорите - не подчинение. Я поясню. Как понятно, в матерном языке есть глаголы, и вполне можно абсолютно любое действие ими обозначить. Будет даже понятно. Но ведь не надо объяснять, что от вырождения семантики мыслям тесно? Ну вот, то, что делает провинциал с центром (а активность там на стороне провинциала, обратите внимание - центр и не подозревает о провинциале, и знать о нем не хочет - это действие провинциала!) - это не подчинение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mike67@lj
2011-03-17 12:15 (ссылка)
Ну это тогда какой-нибудь нужен пример. Так сложно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fandaal@lj
2011-03-17 19:21 (ссылка)
хм, а если тот же провинциал резко теряет эту оглядку, при этом не обретая некоторой изощренности, опыта, искушенности, умения формулировать и прочего центрального, разве он станет локальным центром ?
то есть центральный равной провинциал минус оглядка, that simple ?
может быть центральный оглядывается, но он не вверх смотрит, а вниз и в стороны, спокойно манипулирует разными мнениями, выбирает их ,оценивает их, а не оценивает себя по ним.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -