Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2011-10-17 11:04:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Признаки кризиса в социуме (3)
3. Текст, переведенный на язык социальных наук
1. Историческому кризису предшествуют:
1.1. Возрастание темпа образования новых социальных страт.
1.2. Повышение темпа исчезновения (прежде всего низкоквалифицированных работников, обладающих широкими потенциями мало специализированных групп, и менее специализированных членов ведущего функционального блока, социофилов) при опережающем темпе появления новых социальных групп. В результате рост числа групп в обществе сохраняется.
1.3. Появление многочисленных и разнообразных маргинальных слоев, в которых возникают группы, будущие активные разрушители прежней структуры обществ.
1.4. Понижение устойчивости (повышение уязвимости) сформированных обществ к внутренним возмущениям и внешним воздействиям. Тут полезно помнить, что такое техника и технологии. Технологии создают человечеству внешнюю среду. Потому прогресс технологий, развитие науки и подобные вещи являются внешними по отношению к социальным системам воздействиями.
1.5. Возникает какой-либо вариант глобального мира, глобального сообщества. Образуется относительный континуум населения всех стран, подверженных кризису. В некотором регионе или на всей планете, но на рассматриваемом участке возникают сильные тенденции к объединению и наведению мостов.
1.6. Крупному историческому кризису предшествует кризис меньшего масштаба.
2. Для временной окрестности исторического кризиса характерны:
2.1. Исчезновение большого числа прежде широко распространенных страт, в том числе высокого ранга.
2.2. Появление:
2.2.1. большого числа новых страт, в том числе высокого ранга;
2.2.2. большого числа короткоживущих (недолго встречающихся в летописи) страт и групп, в том числе сравнительно высокого ранга;
2.2.3. страт, существующих только во временной окрестности кризиса;
2.2.4. крупных исторических новаций, имевших в случае крупного кризиса существенные последствия для дальнейшей истории человечества;
2.2.5. большинства будущих доминантных страт либо до, либо после кризиса.
2.3. Возрастание доли и понижение ранга страт, достигающих современности.
2.4. Появление групп с функциональным сходством ролей по отношению к старинным стратам высокого ранга.
2.5. Увеличение доли реликтовых групп, ведущее к некоторой архаизации населения, что особенно характерно для разгара кризиса.
2.6. Смена доминантных страт, выражающаяся в переходе ряда страт из категории редких и маргинальных в категорию регулярно встречающихся и наоборот.
2.7. Резкая смена (причем тем более резкая, чем крупнее кризис) состава страт населения и доминирующих страт за сравнительно короткий интервал исторического времени. Этот симптом является частным выражением принципа порогового реагирования У.Р. Эшби и косвенно свидетельствует в пользу устойчивости общественного устройства в исторически продолжительные межкризисные эпохи.
3. Для разгара исторического кризиса характерны:
3.1. Некоторое понижение темпа исчезновения страт (и депопуляции?), вследствие понижения напряженности конкуренции, которая зависит от плотности населения.
3.2. Резкое понижение темпа появления страт, опережающее снижение темпов исчезновения страт (и депопуляции?) и ведущее к общему сокращению числа имеющихся в обществе страт.
3.3. Резкое падение разнообразия в обществе, которое связано не столько с увеличением скорости исчезновения страт, сколько с понижением скорости их появления.
3.4. Понижение напряженности конкуренции, зависящее от плотности населения.
3.5. Разрушение прежней структуры обществ: устойчивой структуры и механизмов его воспроизводства, структуры рабочих мест и профессий. Ограничения, накладываемые обществом на развитие его составляющих (индивидов, групп и т.п.) при этом ослабевают.
3.6. Утрата соответствия исторической и сиюминутной, экономической специализации ряда страт вследствие разрушения прежней структуры общества.
3.7. Понижение социальной валентности и повышение вероятности исчезновения (особенно на следующем этапе исторического процесса из-за усиления конкуренции) высокоспециализированных групп, сцепленных в функциональный блок, то есть социофилов, вследствие разрушения прежней структуры общества.
3.8. Повышение социальной валентности и понижение вероятности (особенно на следующем этапе истории в условиях усиления конкуренции) низкоспециализированных слоев и слоев, приспособленных к широкому спектру социальных ролей, из переходных зон между социальными системами, прежде всего социофобов, вследствие разрушения прежней структуры общества и утраты специализации.
3.9. Выпадение из истории ряда страт, сохраняющихся в ходе кризиса без существенных изменений вследствие разрушения прежней структуры общества и утраты специализации.
3.10. Активное наступление слоев из переходных зон между социальными системами на сохранившиеся участки организованных и сформированных обществ вследствие разрушения прежней структуры общества и утраты специализации.
3.11. Пестрая мозаика разных групп, сохранивших в той или иной степени прежнее население и организацию обществ, то есть реликты прежнего общественного устройства, и обширных слоев из переходных зон между социальными системами и группами, имеющих неопределенный состав населения, включающей родоначальников будущих доминантных страт в послекризисном сообществе.
3.12. Вследствие распадения предшествующего историческому кризису глобального мира (крупного региона и т.п.) после кризиса на этом обширном пространстве резко падает разнообразие, имеющиеся страты слабо связаны со стратами в других частях мира, с другими частями расколовшегося мира.
4. Исторический кризис завершают:
4.1. Повышение темпа исчезновения страт вследствие усиления конкуренции.
4.2. Резкое повышение темпа образования новых страт, опережающего темп их исчезновения. В результате рост накопления числа страт восстанавливается.
4.3. Повышение напряженности конкуренции, зависящее от плотности населения.
4.4. Возникновение обществ нового типа, которые, если им предшествовал крупный кризис, оказываются недолговечными и вскоре (в историческом масштабе времени) снова входят в кризис, но меньшего масштаба.



Образы, возникающие по поводу приложения данной теории кажутся банальными. То есть из очень далекой области перенесена модель, прилагается к истории – и оказывается весьма ожидаемой, давно известной. Это по крайней мере интересно – можно выделить некоторый базовый теоретический уровень, который следует, видимо, не отрицать, а принять как в некотором смысле биологическую основу для более тонких и подробных объяснений.

Подбирать примеры для данной теории – задача предметников-профессионалов. Главное рассогласование состоит в том, что в современных исследованиях нам относительно легко получить данные по суммарной продуктивности, выраженной в каких-либо единицах. В исторических исследованиях это обычно невозможно. В исторических исследованиях мы получаем эмпирические оценки разнообразия. В современных исследованиях разнообразие настолько велико, что не существует обзорных теорий, охватывающих всё наличное разнообразие и позволяющее сопоставлять имеющееся с прошлыми оценками разнообразия.

Представить картину наличных страт в какой-то исторический период и их относительную численность – может только квалифицированный специалист по этому периоду истории. Обычно там нет точных данных, есть лишь прикидки, исходя из косвенных соображений. Какая-нибудь статистика нотариальных актов с указанием положения агентов, эпиграфика на кладбищах, перепись владений и т.п. Источники массовые, но очень искажающие перспективу, и всегда частичные по отношению к обществу в целом. Скажем, как оценивать число бродяг? Иногда всплывают данные, что эта совокупность социальных групп в такой-то стране была довольно значительна, ее доля в иных городах достигает трети населения… А по стране, по всему обществу в целом? Такие предположения может с какой-то степенью достоверности делать только квалифицированный специалист.

Получившиеся схемы можно проверить на соответствие одной из известных теорий исторического процесса. Может быть, теория экологических кризисов будет иметь некоторое сходство с марксистской теорией какого-то извода, по крайней мере – в теории классов. Видимо, не потому, что имеет общие идейные корни, а по причине отсутствия в историческом поле каких-либо иных крупных теорий стратификации. Тут надо предостеречь от внешнего сходства, налагаемого терминологией – ни у кого нет в социальных науках столь развитой теории классов, что же делать, - и привлечь внимание к существенным, структурным чертам. Было бы полезно построить в аналогичных терминах марксистскую теорию, чтобы посмотреть, что она предсказывает и оправдываются ли ее предсказания. И попытаться развернуть на этом языке иные представления о динамике социальных страт.

Еще одно обстоятельство. История биоты не представляет истории единого сообщества, и человеческая история не представляет изменения единственной структуры. В каждом случае биота организована в несколько различных сообществ, относящихся в сложных отношениях друг с другом. Например, на протяжении фанерозоя можно выделить по меньшей мере три крупнейших сообщества с совершенно разными историями – сообщество прокариот, сообщество растений и беспозвоночных, прежде всего насекомых, и сообщество позвоночных.
Нечто похожее наблюдается и в недавних исторических периодах истории людей – о предшествующих периодах трудно быть уверенным. В каждый период существует, например, сообщество тесно связанных в функциональном отношении социальных групп и отдельно – то, что можно обозначить как группы сменяющих друг друга капиталистов (в смысле Броделя). Между группами капиталистов идет своя борьба и устанавливаются свои союзы; эти группы довольно часто возникают заново, то есть группы одного периода не преемственны по отношению к группам другого, предшествующего. Эти группы обычно не входят в функциональное разделение труда основного общества, является внесистемными (метасистемными) «хищниками», собирая некую дань с функционирующего сообщества (это не означает, что они не исполняют никаких ролей; роли их могут быть чрезвычайно важные, но не существенно важные с точки зрения устройства данного общества).

Самой общей причиной кризисов в человеческой истории и в истории жизни является одно и то же. Возникает некая структура, организация, жизнеспособность которой последовательно подрывается самой деятельностью этой организации. Экосистема изменяет среду, в которой находится, она демпфирует эти изменения, но не до бесконечности, и в конце концов происходит пороговое воздействие, и данная система не может более возобновляться в измененной ее собственной деятельностью среде. Примерно то же происходит и в истории, хотя число взаимодействующих факторов много больше. Поскольку эта общая причина происходящего одна и та же, можно надеяться, что и общих характер процессов, происходящих с социумами, будет один и тот же. Важно помнить, что речь идет не о предсказании недетерминированного процесса – развития человеческой культуры, или эволюции определенного вида организмов. Речь о совсем другом классе процессов, о изменении коллективных целых, обществ и сообществ организмов.


(Добавить комментарий)


[info]markshat@lj
2011-10-17 04:54 (ссылка)
а трансформация целей разве не из области непредсказуемого? насколько я мог судить, вы описываетие признаки структурных трансформаций. а цели - это уже из области сверхструктурного, как мне представляется.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-10-17 09:06 (ссылка)
а где речь о целях?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]ivanov_petrov@lj
2011-10-17 09:58 (ссылка)
"Речь о совсем другом классе процессов, о изменении коллективных целых, обществ и сообществ организмов."

Коллективные целые - это не цели. Это сообщества. Экосистема, так сказать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]markshat@lj
2011-10-17 09:58 (ссылка)
невнимательно прочел...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]boldachev@lj
2011-10-17 05:05 (ссылка)
«Важно помнить, что речь идет не о предсказании недетерминированного процесса – развития человеческой культуры, или эволюции определенного вида организмов. Речь о совсем другом классе процессов, о изменении коллективных целых, обществ и сообществ организмов.»Вот эта фраза действительно определяет два возможных (и необходимых) подхода: (1) поиск механизма эволюции (биологической, социумной) и (2) описание влияния эволюции (биосферы, социума) на "сообщества" (страты). Как и в биологии, так и на уровне социума второй подход указывает нам лишь на признаки кризиса, на его феноменологию, его проявленность в том, что можно посчитать, а не на причины. Наверное для вас очевидно, что эволюционные кризисы и эволюционные изменения (новации) появляются не вследствие переформирования страт, а наоборот, изменение стратовой структуры социума, отражают эволюционные преобразования. И тут действительно нельзя с вами не согласиться, что "прогресс технологий, развитие науки и подобные вещи являются внешними по отношению к социальным системам воздействиями". Только с поправкой: следует говорить не о "социальных системах" (если понимать под ними эволюционирующие системы), а о "социальных группах" (стратах). Да, эволюцию "соционов" следует рассматривать как внешне определяющее условие для исторического переформатирования социальных групп (ну банально: технические новации появляются не вследствие появления новых профессий, а наоборот, и пр., и пр.).

Я действительно писал несколько не по теме - по другой проблеме. Ваши исследования интересны, но чем-то схожи с поиском под фонарем - там где можно посчитать :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-10-17 09:06 (ссылка)
м-да

(Ответить) (Уровень выше)


[info]idvik@lj
2011-10-17 06:55 (ссылка)
Спасибо. Это однозначно в избранное для внимательного прочтения и переписывания.
Можно сказать Мастер-Класс.
Причем все в доступной форме.
Я поясню,что для меня ценно.
Это искусство перевода, сложной теории из одной науки в другую, причем что очень важно перевода более менее целостного,и как можно проводить перевод терминов.
Я поясню, уже устал сталкиваться берется один удачный термин или понятие к примеру гомеостаз переносится,на другую почву, внедряется в другую понятийную структуру, например в психологию.
И вроде бы это много начинает объяснять,но часто это иллюзия подобрали нечто какой то концепт, который бы вроде объясняет выдрав его из целой теории.
Я очень много видел в разных текстах таких кусков не переваренных чужих теорий, можно подумать,где такой подход дает сбои.
А сейчас у меня создается впечатления.что отдельные науки разлетаются в разные стороны ,быстрей чем галактики после большого взрыва, скоро возможна наука будет напоминать вавилонскую башню.
А научные семинары,"говорение языками" так что очень нужен общий язык для науки и перевод теорий тут очень важен.
Понятна какой будет критика ну уже видно.
Как в книге Притчей -У Жадности две дочери-Дай, Дай.
Так и у современной рациональности
Дай-предсказательную силу.
Дай -причины кризисов.
Причем понятно,что наибольшей предсказательной силой, обычно блещут теории с самозамкнутым словарем, когда на языке теории любые события можно переформулировать так,что они как миленькие уложатся в правильные предсказания.
Второе- Дайте нам истинные причины, Но сложная неравновесная система сама подбирает под себя причины.
Уже не знаю как это объяснять, самое простое когда человек, его психика в кризисе, он сам подберет для себя внешние причины,что бы сойти с ума.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-10-17 09:06 (ссылка)
Рад, что интересно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gineer@lj
2011-10-17 09:10 (ссылка)
\\его психика в кризисе, он сам подберет для себя внешние причины,что бы сойти с ума.

это скорее внешние проявления, а не причины

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]idvik@lj
2011-10-17 09:12 (ссылка)
С точки зрения наблюдающего его психиатра да. с точки зрения больного по другому

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gineer@lj
2011-10-17 09:18 (ссылка)
это конечно интересное замечание, но неконструктивное

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Конструктив
[info]idvik@lj
2011-10-17 09:31 (ссылка)
Причины кризиса. Они - любые и не важны. Сложная система распадается по собственным законам, независимо от специфики внешнего повода. В этом смысле не важно, это будет заварушка на Кавказе, падение доллара, инфляция рубля, падение цен на нефть или вросший коготь у собаки президента. Совершенно не важно - это избавляет от гаданий о причинах. Все, что происходит в кризисе, описывается независимо от причин кризиса - внешних или внутренних.

При кризисе наступает свобода. Происходит автономизация блоков вошедшей в кризис сложной системы. Суверенизуются территории, автономизуются ведомства, министерства, - все, что сцеплено чуть сильнее, чем "в среднем", пытается отделиться от прочего и выжить в одиночку. В результате все корреляции разделаются в пыль и система в целом очень легко воспринимает новизну. Это первая причина необоснованного оптимизма. Люди думают, что раз там свобода, им удастся что-то изменить.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/761324.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Конструктив
[info]gineer@lj
2011-10-17 09:59 (ссылка)
Ну если так, то да.
Но я все же не уверен, что трактовать внешние причины через внутренние, исключительно, так уж разумно.

(Ответить) (Уровень выше)

ИМХО к истории не очень применимо
[info]b_graf@lj
2011-10-17 07:53 (ссылка)
- страты достоверно можно устанавливать только в текущем режиме социологическими методами, когда есть возможность непосредственного наблюдения. Для прошлого посредничество источников (прежде всего документальных) имеет, кажется, иную природу в истории, чем посредничество остеологического материала в палеонтологии. Вот если бы динозавры умели писать, и о их видах мы бы устанавливали преимщественно из их собственных документов - тогда бы да, можно было распространять методы их изучения (вспоминается динозавр Зиппо из "Дайнотопии" :-)). Либо если бы в палеонтологии привыкли бы иметь дело с жуками из "Звездного десанта" (они там умели своим геномом управлять для реализации функций, скажем, ракет ПВО в специализированных организмах)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: ИМХО к истории не очень применимо
[info]ivanov_petrov@lj
2011-10-17 09:07 (ссылка)
а, вот как. А откуда Вы это знаете?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ИМХО
[info]b_graf@lj
2011-10-17 10:12 (ссылка)
Так это "ИМХО" а не то, чтобы знаю - просто пытаюсь привести к одному знаменателю историю и палеонтологию. Одним словом, главная проблема как раз в "подборе примеров для данной теории" (не похоже, что возможно получить сопоставимые данные для разных периодов). Возможно, ошибаюсь, но в палеонтологии методы примерно одинаковы применительно хоть к чему-то палеозойскому, хоть к голоцену (добавится возможность анализа ДНК разве что - но, наверно, для оценки разнообразия "в штуках" это не принципиально). В истории же нет общих предметных методов: где майя, а где 1917-й г. хоть бы и в современной Мексике. Так что применяя биологическую аналогию, возможно (т.е. тоже ИМХО :-)), если даже и придерживаться одних и тех же целей, то для одного периода можно установить страты не то что виды, а даже популяции, тогда как для других - только страты-семейства, страты-отряды, страты-классы или даже типы. Будет ли работать экологическая аналогия при такой степени точности ? И наоборот: можно ли установить, были ли экологические кризисы у эдиакарской биоты, например (т.е. не "финально-терминальный", а малые внутри периода) ?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vlad_kosarev@lj
2011-10-17 07:55 (ссылка)
Da, takogo roda parametri uzge mozgno vkljuchat v matematiticheskuju model. Ne objazatelno srazu modelirovat chto-to konkretnoe, mozgno nachat s malogo - chislennost naselenija, rasstojanie mezgdu poselenijami, prodolzgitelnost zgizni, kolichestvo classov v ierarhii, skorost rasprostranenija informacii mezgdu poselenijami (skorost dostavki pochti), nalichie resursov (pischi) na cheloveka. V obschem, tak modelirujut dynamiku soobschest zgivotnih. Potom model mozgno uslozgnjat.

Naverjaka kto-to uzge proboval primenjat mat. modeli k istoricheskomy materialu. Nekotorie kartinki ja videl, no eto bilo dovolno neprofessionalno. Ne vstrechalis li Vam "pravilnije" popitki, s minimumom "gumanitarnih" terminov?

Slovesnoe opisanie proishodjaschego vsegda budet bezdokazatelnim, nuzgen matemeticheskij apparat, pust dazge i primitivnij na pervih porah.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-10-17 09:07 (ссылка)
Словесное, значит всегда бездоказательно... Ну, что тут говорить-то. И зачем Вы пишете, не понимаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_kosarev@lj
2011-10-17 09:35 (ссылка)
Ne prinimajte, pozgalujsta, takoe utverzgdenie bukvalno.
No, dejstvitelno, matematichaja formula zakona tjagotenija gorazdo produktivnee slovestnogo utverzgdenija, chto vse tela pritjagivajutsja drug k drugu.

Poetomu slovesnoe opisanie krajne zgelatelno formalizovat i ispolzovat dlja postroenija matematicheskoj modeli.

Pust' i v vide modeli idealnogo gaza/obschestva dlja nachala... Takie modeli mogut predskazat ljubopitnije svojstva pri nekotorih granichnih parametrah, kotorie mogut okazatsja vpolne konstruktivnimi dlja ponimanija i opisanija systemi s tzelom.
Primeri postarajus privesti pozge, sejchas net vremeni. Sorry.


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-10-17 09:44 (ссылка)
Никто ведь не мешает. Если кто-то считает, что пора и уже можно - пусть строит. Честное слово, я в этом не мешаю и если б даже захотел - не смог бы помешать

Примеры моделей приводить не обязательно. Я, как говорится, сам не видел, но ребята рассказывали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_kosarev@lj
2011-10-17 09:50 (ссылка)
A ne mogli bi Vi dat' ssilku na etih rebjat?
Imenno v oblasti istorii, a ne modelej voobsche.
Bil bi ochen blagodaren.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-10-17 09:52 (ссылка)
нет, из истории не помню. надо просто искать, на память не скажу. клиометрия есть, да и мало ли чепухи-то понаделано

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_kosarev@lj
2011-10-17 10:06 (ссылка)
Da, chepuhi ochen mnogo, cycli vsjakie i prochee, no hochetsja chego-to prostogo i fundamentalnogo, kak model hischik-zgertva. Ili kak model kolichestva vstrech peshehodov na dorogah v zavisimosti ot plotnosti naselenija i geometrii dorozgnoj seti kak meri izoljazii/skorosti rasprostranenija informatzii (pritchem eto mozgno sdelat na primerah konkretnih stran na realnoj karte i potom sravnit eti strani).

Chto-to prostoe i fundamentalnoe. Nadejus, ja smog proilljustrirovat' misl'.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oleg96345@lj
2011-10-17 09:30 (ссылка)
Может вы не знаете, что есть замечательный сайт http://www.translit.ru/
Несколько кликов и получается перевод:

Да, такого рода параметри узге мозгно включат в математитическую модел. Не обязателно сразу моделироват что-то конкретное, мозгно начат с малого - численност населения, расстояние мезгду поселениями, продолзгителност згизни, количество цлассов в иерархии, скорост распространения информации мезгду поселениями (скорост доставки почти), наличие ресурсов (писчи) на человека. В обсчем, так моделируют дынамику сообсчест згивотних. Потом модел мозгно услозгнят.

Наверяка кто-то узге пробовал применят мат. модели к историческомы материалу. Некоторие картинки я видел, но ето било доволно непрофессионално. Не встречалис ли Вам "правилниэ" попитки, с минимумом "гуманитарних" терминов?

Словесное описание проишодясчего всегда будет бездоказателним, нузген матеметический аппарат, пуст дазге и примитивний на первих порах.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]termometr@lj
2011-10-17 09:06 (ссылка)
Тут же вспомнился ИМХО лучший Ваш пост по теме -
http://ivanov-petrov.livejournal.com/761324.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-10-17 09:08 (ссылка)
цитата хорошая подвернулась:
"Обычно применяемое глубокое бурение с последующим ботаническим анализом образцов позволяет судить о фактической смене сообществ за всё время существования болота"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]termometr@lj
2011-10-17 09:20 (ссылка)
)))

Сукцессия - это красивая аналогия. Лучше, чем "народ имеет тех правителей, которые его имеют". )))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gineer@lj
2011-10-17 09:06 (ссылка)
а существуют модели (компьютерные) таких экологических кризисов?

может какраз в этом направлении можно пробовать их объединять.
обкатать модель кризисов на экологической проблематике,
а потом паралельно пробовать и в социальную...

кстати, в моделях экологических кризисов учитывается география?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]termometr@lj
2011-10-17 09:22 (ссылка)
см. например п 1.5 топика.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1747662.html

Учитываются. В частных производных труднее и интереснее все.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rubir_ru@lj
2011-10-17 11:40 (ссылка)
Вы прямо герой, Сизиф практически, ...люди даже из экономики до сих пор не смогли сделать науку, а уж здесь так вообще чистое поле.

(Ответить)


[info]sidoroff_kassir@lj
2011-10-17 14:40 (ссылка)
Прямой аналогии социальных и биологических процессов нет. Это процессы не одного класса. Но заход в тему блестящий. Гуманитарные науки до сих пор существуют в форме религиозных доктрин. Одни верят в рынок животворящий, другие в царствие божие на земле. Попытку придать социологии структуру науки можно только приветствовать.

Комментарий получился длинный, разместил у себя http://sidoroff-kassir.livejournal.com/1211.html

(Ответить)


[info]sezam_lj@lj
2011-11-14 15:05 (ссылка)
Спасибо.

(Ответить)