Time for science education Michael R. Matthews. Springer, 2000
Есть такие изящные книги – целая огромная область знаний разобрана с точки зрения единственного примера. Например, у Гольдшмидта есть книга «Аскарида», где вся биология рассказана через аскариду – ее устройство, функционирование, экологию и пр. Это некий минимализм… Как сонет. Берется довольно сложная для исполнения форма и через нее, через разные грани, исполняется вся наука.
Книга Меттьюса – такая. Тут – пример маятника, и через него – «вся физика». От научной революции, Галилея, Ньютона – к проблемам методологии, современным теориям научного знания, способам преподавания, передачи знаний. Сонет про маятник.
Не знаю, наверное, выбранный объект влияет на полученную картину. Может быть, аскарида - не лучший объект. Про маятник мне тем более трудно судить. Но получается очень широкий фронт - у Меттьюса получается возможность поговорить и про средства, используемые при обучении физике (графики и др. - как репрезентации влияют на знания), и про социальную роль времени, и про концепцию философского времени в зависимости от популярных предствлений о часах. Но в основном о физике. И даже про методологию науки на примере физики. Тут у него и фаллибилисты, и эмпиристы, и позитивисты - всем достается, всех он ясно излагает и пинками провожает. Ну, это-то как раз ожидаемо.
Кстати, интересно. Есть ли еще такие книги? чтобы подчеркнуто был сделан стилистический прием - через единственный предмет исследования показать всю огромную совокупность близких наук и проблем в целом?
( Read more... )