Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-12-16 11:48:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Научная картина мира
Существует миф о науке, которого придерживаются не только профаны, но и большинство ученых. Кратко его можно сформулировать так: картина мира, которую рисует наука, устойчива и является детализацией, уточнением обыденного мира повседневности.

То есть: наука в существенных чертах аддитивна, смены ее парадигм позволяют лишь все более точно описать мир, в котором мы живем. Развитие науки состоит в том, что мы всё больше узнаем об одном и том же мире.

Разве это не так? Много раз доказано, что наука неаддитивна; показано различие парадигм, катастрофические разрывы в сменяющих друг друга теориях – но миф стоит, как и полагается мифу.

Полезно отличать от прочего – научную картину мира. Она вовсе не равна нашей повседневности. Картина мира до Коперника и после, доньютоновская и посленьютоновская, эйнштейнова и квантовая – принципиально различны. Строго говоря, они описывают разные миры. В биологии концепция творения и катастроф, наследования приобретенных (полезных) изменений и концепция случайного отбора – рисуют совсем разные миры.

Ведь картины надо рисовать «в пропорции». В современной научной картине мира очень большую часть занимают, скажем, черные дыры и гены. В нашей повседневности таких объектов нет. В иных картинах мира – не было этих, но были другие объекты, которых нет сейчас: ну хотя бы 4 темперамента или флогистон.

То есть картина мира обычного человека и научные картины мира (их несколько) – это разные образы. Они различны по составу объектов, композиции, даже совпадающие на нескольких картинах объекты имеют разный размер, находятся в разных местах и в разном окружении.

Очень хотелось бы сказать, что если научные картины мира и не прямо преемственны друг к другу (являются детализациями по отношению одна к другой), то хотя бы следуют некой единой логике, которая ведет от одного мира к другому.

Но и этого нет. Меняется со временем точка зрения на картину (положение зрителя картины), логика перехода от картины к картине и логика построения каждой картины, а также цель этого построения.

Между тем, научная картина мира есть (в интеллектуальном смысле) тот мир, в котором мы живем. То, что в этой картине «прописано», то для нас существует. Можно ходить советоваться о житейских обстоятельствах к оракулу, можно – к психоаналитику или в консультацию по медицинской генетике. Мы живем в этих выстраиваемых для нас наукой мирах.

Единственным гипотетическим основанием преемственности картин мира остается наше тело с его историей. Все картины рисуют люди, в чем-то одинаково устроенные. Грубо говоря, единственный аспект, отвечающий за связность последовательных картин – это анатомия художника.

Было бы крайней желательно найти и иные основания. Ведь мы живем в этих картинах, из поколения в поколение. Переход из мира в мир очень сильно меняет наши действия, а переходы неожиданны, непредсказуемы и непрогнозируемы.

Как думаете, можно обнаружить связь между этими картинами? Будет ли это единственно анатомия художника – или не будет и этого – или есть что-то еще?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]yurvor@lj
2005-12-17 16:23 (ссылка)
Преемственность морфологии... А, вот Вы в каком смысле!

Тогда да, действительно - "морфология" научного знания может кардинально меняться. Особенно, если из одной части смотреть на другую. Однако, мне кажется, что по прошествии времени, когда эти части смогут достаточно оформиться, можно уже их подвергнуть анализу и выявить ту часть "морфологии", которая у них базовая.

Трудность тут, мне кажется, чисто описательская/представительская/точкозренческая :) В том смысле, что если есть две морфологически разные части (а, даже не важно чего), установить их сходство можно, лишь когда появится теория на эту тему. А пока таковая теория не появилась, можно лишь гадать - появится она когда-нибудь или нет. Решение этого вопроса произвольно :)

Правда, можно ещё "рыть", т.е. искать "доказательства существования" теории "экспериментальным образом" :) И тогда появляется некая двойственность - теории ещё нет (не придумана), но она всё же есть (поскольку может быть придумана). Относя это обратно к НКМ, можно сказать то же самое - преемственности нет (не установлена), однако есть (вероятно, может быть установлена в будущем).

Т.е. по сути это вопрос веры. Точнее, адекватности интуитивного предсказания :)

- - -
Наверно, по данному вопросу у меня всё :)))

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -