Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-01-25 10:36:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Татьянин день
Я так считаю - раз праздник есть повтор, то и приветствовать его нужно традиционно. Если на 8 марта поздравлять с 23 февраля, нехорошо будет. Надо - чтобы меня правильно поняли - именно с марта-восьмым. Поэтому помещаю текст о праздновании татьянина дня, который уже был ранее (давно) запощен, но ему следует быть также и сегодня.

"До революции в Зоологическом музее Московского университета практиковался следующий обряд. Во время студенческих празднеств, а именно – на Татьянин день, студенты и оставленные для подготовки к профессорскому званию вместе с примкнувшими к ним приват-доцентами прыгали через чучело носорога. Он и сейчас стоит в музее, этот носорог. Перепрыгнуть его – в длину, разумеется – дело, достойное приват-доцента. Причем на завершающей стадии прыжка у этого животного по умыслу природы растет рог. Легенда гласит, что в давние времена знаменитый профессор Г.А. Кожевников, тогда еще студент, вместе с приятелями прыгал через носорога и по неловкости зацепился штанами за рог. Неудачливый Кожевников вынужденно сел со всего маху носорогу на голову. Его чувства остались невоспетыми, и зоологическая мысль сообщает об этом только то, что плотный Кожевников этим скачком оторвал носорогу голову, так что пришлось ее тщательно приделывать обратно.
Носорог, тем самым, вынужденно вышел в ремонт, но продолжать славные традиции было необходимо. Козлом отпущения стал теперь бегемот – опять же, то самое чучело бегемота, которое стоит в Зоологическом музее. Через него начали прыгать еще до революции, как явствует из вышеизложенного.
При описании обряда следует обратиться к письменным источникам. История донесла до нас такое воспоминание, относящееся к 1940-ым гг. Вот как описывает В.А. Свешников один из обрядов: «Татьянин день на Биофаке МГУ проходил очень шумно и весело, а порой даже бурно. ... После завершения песенного репертуара начиналось самое главное ритуальное действие. Сергей Дмитриевич Юдинцев под хихиканье студентов трожественно обращался к директору Зоологического музея профессору Сергею Сергеевичу Турову за разрешением выдвинуть на середину вестибюля чучело гиппопотама, которое в наше время стояло в углу вестибюля... Сергей Сергеевич объяснял, что гиппопотам – музейный экземпляр, и трогать чучело он никому не позволит. Тогда к просьбе декана присоединялись профессора, заведующие кафедрами, а за ними студенты. Вестибюль наполнялся шумом, который усиливался превосходной акустикой. Наконец, директор Зоологического музея уступал настойчивым просьбам и давал разрешение, чтобы бегемота выдвинули на середину. Когда чучело устанавливалось посредине вестибюля, наступала гробовая тишина, которая предвещала недоброе для бегемота и для Сергея Сергеевича Турова. В этот момент декан факультета торжественно предоставлял право первого прыжка через чучело бегемота Сергею Сергеевичу, напоминая ему, что это право принадлежит директору музея по старой традиции. И Сергею Сергеевичу ничего не оставалось, как согласиться на этот рискованный шаг. Комичность положения состояла в том, что Сергей Сергеевич Туров был небольшого роста, толстоват и с короткими ногами и руками. Тогда как чучело бегемота было высоким и стояло на подставке. Отказываться было поздно и невозможно. Сергей Сергеевич разбегался и под громовой хохот студентов, преподавателей и профессоров, едва подпрыгнув, всегда оказывался у хвоста гиппопотама. Декан факультета Сергей Дмитриевич Юдинцев был ненамного выше С.С. Турова и у хвоста бегемота его постигала та же участь. После этого по традиции наступала очередь Георгия Васильевича Никольского, которого студенты между собой называли длинный за его рост и длинные ноги. Рост Г.В. Никольского равнялся 2 метрам и 20 сантиметрам. Георгий Васильевич, полный достоинства, медленно подходил к бегемоту и под шорох изумления студентов медленно, шаг за шагом, пропускал бегемота между своими ногами. Из числа студентов лишь немногим директор музея разрешал попытаться прыгнуть через бегемота, опасаясь, что в азарте соревнования студенты оторвут бегемоту уши...».
Главный герой этого повествования – речь, разумеется, о бегемоте, - до сих пор находится в Зоомузее и несет службу. Но по старости лет чучело стоит уже не в вестибюле, а в зале, в стеклянном саркофаге, и я могу поклясться, что ни в Татьянин день, ни в новогоднюю ночь никто через него не прыгает.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-01-25 05:56 (ссылка)
Отчего ж апокриф? Быль. То есть - не всё помнится, кое-что восстанавливается (про носорога). но что прыгали, и вот именно с таким настроем - быль. конечно. жуткие 50-е годы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ludwig_xiv@lj
2006-01-25 06:37 (ссылка)
странная какая-то история... мой отец учился там десятком лет позже, но он об этой традиции не слыхал. Вы уверены, что это не розыгрыш? А еще вопрос: это где-то напечатано (где?) или устные рассказы (тоже - чьи?)?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-01-25 07:42 (ссылка)
В.А. Свешников это опубликовал, воспоминания, где - не помню. а что ваш отец ничего не знает оченно объяснимо. http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/10815.html там в комментах прояснилось - традиция, шедшая с дореволюционных времен, прекратилась в 1953 г., с переездом биофака в новое здание. Понимаете ли. студент уехал на Ленгоры, а бегемот остался в зоомузее, на Герцена. Далеко прыгать... Ну и прекратилось. а сколь быстро забывается - ну, за десять-то лет уж и пересказывать перестали

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ludwig_xiv@lj
2006-01-25 08:00 (ссылка)
спасибо за пояснения. Переезд был в 1953 или 1951?
И жаль, что нет информации о воспоминаниях Свешникова. Где бы найти, почитать? Я так думаю, что дело было не столько в переезде из здания в здание, а скорее, в том, что тогда вся жизнь на биофаке была сосредоточена вокруг лысенковцев и противников их. Тогда этот вопрос был настолько ярок (неудевительно, сколько народу полегло), что вся остальная социальная и политическая жизнь отошла на второй план, а то и вовсе забылась.
А вообще, надо б зайти к историкам-биологам ИИЕТа, поспрошать(мысли вслух).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-01-25 10:16 (ссылка)
В 53-м, остатки в 54. К историкам - зайдите, отчего же нет. Насчет сосредоточенности жизни на споре анти- и лыснковцев - ну. я в этот тезис в том виде, как Вы его поставили, на грош не верю, но другим верить ничуть не запрещается. Свобода.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -