Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-01-30 11:49:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Нестрашное незнание
http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/282195.html

Я говорил о том, что смена научных картин мира не слишком последовательна и научное познание не имеет за собой достаточных оснований, чтобы говорить о его направлении. Мы не можем сказать, что движемся «к истине».

Интересно то, что многие высказавшиеся не поддержали мой тревожный тон, соглашаясь при этом с выдвинутым тезисом. То есть люди спокойно признают, что наука движется в определенной мере «случайно» и не имеет устойчивой траектории, и тем не менее это их не слишком беспокоит.

Как я понял, часть такого спокойствия обусловлена тем, что за научным мировоззрением у этих людей лежат более глубокие убеждения, то есть научная картина мира не является для них базисной. Наука есть лишь принятая социальная форма, определенного рода условность, глубже которой лежат совсем иные основания, которые и рисуют Картину мира.

А для других людей, столь же спокойных в данном вопросе, - напротив, наука является последним словом познания и ничего глубже ее нет. Тем не менее, спокойны и эти люди. Насколько я мог понять, их спокойствие обусловлено верой в человека и его творческие способности. Они признают, что научное познание недостаточно обосновано – но это не беда, мы уже неплохо продвинулись и продвинемся еще дальше. То, что определить, куда мы, собственно, продвигаемся, не представляется возможным – не составляет предмета их забот.

Мне представляется это очень интересным. Ситуация совсем иная, чем лет сто назад, когда наука была поставщиком самой глубокой картины мира. Тогда «верующие» считали нужным от неё дистанцироваться, а «неверующие» воспринимали науку крайне серьезно, искали в ней ответов на предельные вопросы. Сейчас серьезность отношения к науке ушла, и любые её крахи или победы будут восприниматься с точки зрения удобства, эффективности, полезности – но не как нечто, задевающее самые основы личного мировоззрения.

Это не так?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]sonechko@lj
2006-01-30 10:15 (ссылка)
Мне кажется, что абсолютизация науки - еще более опасная иллюзия, чем равнодушие и прагматизм.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-01-30 16:23 (ссылка)
М-м... Не буду спорить, кто хуже. Хотелось бы - кто лучше... Что взамен науки? Равнодушие - та дорога, на которой не стоят. а идут, к сожалению. Так что пока равнодушны, не пережидают временное отсутствие целей. а весьма бодро движутся. Только вот - куда, сформулировать не возьмусь.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vitus_wagner@lj
2006-01-31 06:10 (ссылка)
Что есть наука, которая абсолютизируется?

Научный метод, если на то пошло, это всего лишь некоторый набор рамочных ограничений, которые применяются ко всем логическим построениям.

Он определяет, как нужно производить наблюдения/эксперименты, чтобы из них можно было делать выводы,
какие выводы можно, а какие нельзя делать из экспериментов. Плюс несколько общих принципов на тему того, что любая построенная гипотеза должна предусматривать такой эксперимент, который позволит её опровергнуть, и превращается в теорию только если этот эксперимент выдал результат, который не опровергает гипотезу.

Чем, спрашивается, опасна абсолютизация такого метода?

Обычно под наукой, правда, понимают несколько более широкое понятие - метод + накопленный набор теорий. Но основым свойством научного метода является способность отрицания общепринятой теории, вернее построения более общей теории, которая ограничивает применимость старой определенными рамками.

Засада состоит скорее в том, что человечество до сих пор не научилось применять научный метод к самому себе. Гуманитарные науки до сих пор науками не очень являются. Отсюда и "история учит только тому, что ничему никого не учит". Потому что история до сих пор не множество непротиворечивых теорий о действиях больших масс людей, а собрание не до конца объясненных фактов. Была б она теорией, она бы была конструктивна, и можно было бы на её основе более-менее достоверно предсказывать последствия тех или иных политических действий.

А так наука в современном состоянии не позволяет руководствоваться ей во взаимодействии с другими людьми. Отсюда и потребность некоторых людей в религии как источнике морали.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -