Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-12-07 11:07:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Несколько слов о выделении объекта исследования
Были недавно разговоры... Сказать это совершенно отчетливо трудно, проблемой этой на формальном уровне почти не занимаются. Я попробую набросать два подхода к теме - как это обычно решается.

Первый способ сейчас наиболее известен, исходно свойствен математизированным наукам (сразу - моя точка зрения: это большая ошибка). Проговаривается так: не слишком важно, что мы выбираем в качестве объекта с самого начала. Там работают некоторые базовые интуиции из обыденного опыта, из нашей биологической истории, из истории науки - но это можно не рассматривать. Важен механизм проверки. Мы строим модель объекта, выводим следствия, проверяем. Если не сходится - меняем представление об объекте, выводим следствия, проверяем. Тем самым правильно выделенным объектом исследования называется та модель, проверки которой не опровергнуты - и при этом достаточно плодотворны, намекают нам на интересные новые следствия и т.п.

Второй способ сейчас забывается, поскольку по происхождению это - способ естествознания как науки об изучении естественных тел. Проговаривается примерно так: после того, как мы выделяем объект исследования, у нас остается очень немного способов проверить истинность такого выделения. Сам способ рассуждения, само описание картины мира, объекта, среды и т.п. будет возврщать нас к мысли о том, что объект выделен правильно. Можно выделить в качестве объекта дырку от бублика и чудесным образом изучать ее свойства: форму, пропускную споcобность и т.п. Мы не можем в рамках принятой модели отыскать основания, чтобы признать, что наблюдаемые нами следствия и свойства объекта принадлежат не ему, а его окружению - стенкам дырки от бублика. Поэтому процедура гипотетико-дедуктивная, безразмерная, - применяется в другом месте научного исследования, она работает, но не там, а объект должен выделяться иным формализмом.

Высказать эту стадию научного исследования вкратце не удается: именно потому, что вот уж 300 лет наука идет другой дорогой, уже позабыты и те слова, которыми здесь следует говорить. Можно сказать лишь немногое: для выделения объекта науки в биологии придумана целая наука - систематика, цель которой - правильно выделить объект для других наук, отличить части от целых (морфология, есть говорить строго), одно целое от другого, фрагмент от целой системы. Дело не в том, что физика должна копировать систематику у биологии - но соответствующий методический подход должен предшествовать любой естественной науке, в противном случае она теряет свойство "естественности".

Выделение объекта исследования - на деле столь же объемистая часть научного метода, как проверка истинности гиптезы. Она включает и результаты проверок в рамках гипотетико-дедуктивного метода, и представления о цели исследования, которые требуется отдельным образом формализовать - и представлять себе "пространство целей", иначе даже выделение цели данного исследования ничем не поможет, и методы описания морфологии объекта, классификации частей, сравнение объекта и среды. Может оказаться, что воспринимаемое как объект есть артефакт описания и сводится к набору признаков, которые могут принадлежать совсем иначе мыслимым объектам.

Напрашивающийся вопрос - а отчего же тогда в физике дела обстоят столь замечательно, отчего же это в биологии стало все так хорошо, когда она бросила свои старые глупости и стала исследовать живое физическими методами - имеет простой неответ: это на деле вопрос о непостижимой эффективности математики. Оно так вот есть - и отвечать на этот вопрос - о действенности физических способов исследования - можно, но не запросто. До ответа, скажу так, надо дожить. А пока - только констатирую: есть два полярных метода выделения объекта научного исследования. Победил - давно уж - один из них. О другом мало что можно сказать.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]albiel@lj
2006-12-07 16:23 (ссылка)
Да, это нетривиальные очень важные вопросы. Эти вопросы подробно изучаются в духовных науках, в йоге, например. Только математики тут ни при чём, это не они сделали. Они упёрлись в это дело раньше других наук, вслед за ними упёрлись физики, начиная с электромагнетизма Максвела, в 20 веке и у прочих дело к тому подошло. А поскольку математики начали с вопросом разбираться раньше прочих - к ним за советом и обратились. А математики, помучавшись, всё очень просто решили: нет объектов - и *** с ними, у нас вся математика без этой проблемы работать ещё лучше стала. Все остальные усвоили, что математики - самые умные, вот и положились на их развитый, веками проработаный интеллект.
Ещё отмечу, что йоги говорят примерно то же, что и математики: объектная реальность - наше творчество. Произвольная в той степени, в которой развит наш ум.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-12-07 16:29 (ссылка)
объектная реальность - наше творчество

Я не спорю с этим тезисом. Важно. в каком месте разговора и в связи с чем он произносится. С одной стороны, в одном разговоре - это так. А в другом - вовсе нет. Я говорил именно о методах рационального. научного познания истины - "настоящего положения дел". В этом разговоре есть "на самом деле", которое мы изучаем. И там - вовсе не так, мы творим лишь методы познания реальности, и они различаются в заивсимости от того. сколь многое в реальности мы можем понять этими методами. Есть узкие - дают бедную реальность... Кто поверит. что она действительно такова - ну, проблемы данного человека... но поскольку наука - дело универсальное, не человека. а человечества - этот бедный мир не всем пригоден. будут искать другие методы. Более правильные - не более удобные.

ну, пока есть наука. Разумеется, было время, когда ее не было - и будет, когда ее не будет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2006-12-07 17:02 (ссылка)
Мне тут нечего возразить. А что, разве кто-то этому возражает? Математики точно возражать не будут. Они вообще никогда не знают, к чему их исследования приведут, и приведут ли хоть к чему-то. Им нравится математика - вот и весь выбор.
Если мы создаём атомную бомбу - то это понятно что повлечёт, но когда начинали исследовать атом - о последствиях узнать никак было не возможно, вообще ни о каких последствиях. Т. е. мы не можем изначально подбирать теорию под последствия - последствия неизвестно когда появятся. А вот поддерживать избирательность ума в алертном состоянии - это да.
Если наука так и не принесла счастья - а надо ли было? - как пример. Или религия. Но поскольку реальность уже сформирована, и почти все этой реальности подчинены - то конечно же будут говорить, что всё класс, только подкорректируем.

Т. е. этот вопрос намного более глубок чем научная проблематика. Он вне проблематики науки.
Отбросьте науку, и вопрос останется тем же - это вопрос конструирования реальности и получения плодов этой реальности. В науке так же, и в бизнесе, и в любви.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2006-12-07 17:12 (ссылка)
Если отбросить "объекты", то вопрос останется тем же: "как Вы конструируете реальность?". Или Вас что-то более частное интересует? Определение понятия "объект"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-12-07 17:20 (ссылка)
Вы правы - вопрос об объекте есть частность по сравнению с конечной задачей. Только не "как вы конструируете реальность", а какова картина реальности, которую мы можем себе представить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2006-12-07 17:45 (ссылка)
Как говорят духовные науки и шаманские исследования - это неисчислимое множество вариантов реальности. Не только представить, но и целиком погружённо жить в них. Практически я не пробовал, но теоритически мне видится так же, для меня это естественный взгляд. Конструировать - это воображать практически.
Где же истина? - а везде. Конечная истина никак не воображается и не формулируется. Как только мы формулируем - мы воображаем очередную реальность. Любая формулировка - это новый акт творчества новой реальности. И это не плохо - так и задумано. Вопрос только в степени погруженности и отождествления с конструкцией.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -