Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-12-07 11:07:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Несколько слов о выделении объекта исследования
Были недавно разговоры... Сказать это совершенно отчетливо трудно, проблемой этой на формальном уровне почти не занимаются. Я попробую набросать два подхода к теме - как это обычно решается.

Первый способ сейчас наиболее известен, исходно свойствен математизированным наукам (сразу - моя точка зрения: это большая ошибка). Проговаривается так: не слишком важно, что мы выбираем в качестве объекта с самого начала. Там работают некоторые базовые интуиции из обыденного опыта, из нашей биологической истории, из истории науки - но это можно не рассматривать. Важен механизм проверки. Мы строим модель объекта, выводим следствия, проверяем. Если не сходится - меняем представление об объекте, выводим следствия, проверяем. Тем самым правильно выделенным объектом исследования называется та модель, проверки которой не опровергнуты - и при этом достаточно плодотворны, намекают нам на интересные новые следствия и т.п.

Второй способ сейчас забывается, поскольку по происхождению это - способ естествознания как науки об изучении естественных тел. Проговаривается примерно так: после того, как мы выделяем объект исследования, у нас остается очень немного способов проверить истинность такого выделения. Сам способ рассуждения, само описание картины мира, объекта, среды и т.п. будет возврщать нас к мысли о том, что объект выделен правильно. Можно выделить в качестве объекта дырку от бублика и чудесным образом изучать ее свойства: форму, пропускную споcобность и т.п. Мы не можем в рамках принятой модели отыскать основания, чтобы признать, что наблюдаемые нами следствия и свойства объекта принадлежат не ему, а его окружению - стенкам дырки от бублика. Поэтому процедура гипотетико-дедуктивная, безразмерная, - применяется в другом месте научного исследования, она работает, но не там, а объект должен выделяться иным формализмом.

Высказать эту стадию научного исследования вкратце не удается: именно потому, что вот уж 300 лет наука идет другой дорогой, уже позабыты и те слова, которыми здесь следует говорить. Можно сказать лишь немногое: для выделения объекта науки в биологии придумана целая наука - систематика, цель которой - правильно выделить объект для других наук, отличить части от целых (морфология, есть говорить строго), одно целое от другого, фрагмент от целой системы. Дело не в том, что физика должна копировать систематику у биологии - но соответствующий методический подход должен предшествовать любой естественной науке, в противном случае она теряет свойство "естественности".

Выделение объекта исследования - на деле столь же объемистая часть научного метода, как проверка истинности гиптезы. Она включает и результаты проверок в рамках гипотетико-дедуктивного метода, и представления о цели исследования, которые требуется отдельным образом формализовать - и представлять себе "пространство целей", иначе даже выделение цели данного исследования ничем не поможет, и методы описания морфологии объекта, классификации частей, сравнение объекта и среды. Может оказаться, что воспринимаемое как объект есть артефакт описания и сводится к набору признаков, которые могут принадлежать совсем иначе мыслимым объектам.

Напрашивающийся вопрос - а отчего же тогда в физике дела обстоят столь замечательно, отчего же это в биологии стало все так хорошо, когда она бросила свои старые глупости и стала исследовать живое физическими методами - имеет простой неответ: это на деле вопрос о непостижимой эффективности математики. Оно так вот есть - и отвечать на этот вопрос - о действенности физических способов исследования - можно, но не запросто. До ответа, скажу так, надо дожить. А пока - только констатирую: есть два полярных метода выделения объекта научного исследования. Победил - давно уж - один из них. О другом мало что можно сказать.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

выбор объекта всегда иррационален
[info]lepton@lj
2006-12-09 02:18 (ссылка)
а посему интуитивен, "случаен", рационально необоснован и т.п.

Мне кажется,что разница между этими двумя методами кажущаяся. Скорее всего она более явная для математических приложений в биологии и др естественных науках, в коих я плохо разбираюсь.
Поэтому позволю себе описать (весьма однобоко, ad hoc) этот 300-летний процесс, как он мне видится.

Когда физика еще не была столь успешной, как сегодня, до Галилея и Ньютона, люди использовали многие слова, которые сейчас стали вполне точными терминами. Например, использовались в текстах сила, энергия, материальное тело, масса. Эти слова обозначали объекты изучения физики. Или объект среди них один -- тело, а остальные -- его свойства. В любом случае, чтобы выделить объект изучения, нужно как-то описать его свойства, хотя бы наиболее важные, недостаточно сказать, смотрите -- это объект, который мы будем изучать.
До Галилея и Ньютона материальное тело как объект изучения выделялся плохо, ему приписывались свойства, странно сегодня звучащие, например "иметь естественное место".
Эти парни настолько хорошо определили основной объект изучения физики, что большинство современных физиков забыли, насколько это важно и трудно -- определить, выделить объект изучения. Не так страшно, что забыли, поскольку имеющиеся взгляды на объекты исследования в физике настолько богаты, что вполне рациональной работы хватает на армию ученых.

Выделение объекта исследования, обозначение предмета науки, теории есть иррациональный акт. Поэтому и слова для его описания трудно подобрать. Они не забыты, их просто нет и быть не может. Интуиция, фантазия, удача, упорный труд, причем не какой-то произвольный, а именно тот, которым данный конкретрный гений науки занимался. Ведь очевидно, что только потом и задницей новую науку не высидишь. Мне очевидно, что в физике-математике этот иррациональный акт присутствует, и он неизбежен и чрезвычайно важен.

Наличие иррационального в рациональной науке было замечено Декартом. Поэтому его взгляды назвали дуалистичными. Многие пытались преодолеть этот дуализм, пока Кант не показал невозможность этого. Рассуждения Канта, наверное, сейчас кажутся наивными. Однако в современной математике мы имеем ряд вопросов -- произвольность аксиоматики, недоказуемость непротиворечивости и других. В физике имеется, например, проблема с тем, зачем квантовой механике нужна "интерпретация". Я считаю эти вопросы современными проявлениями указанного дуализма научного мировоззрения. Если по-простому, то эти вопросы о том, что мы собственно изучаем в физике и математике, каковы объекты изучения. Т.е. тот самый вопрос, который Вы вынесли в заголовок. Ответы неоднозначны и туманны. То, что физика с математикой отлично работают на практике, не отменяет этих проблем.

Мне какжется, что разница в двух подходах в определении объекта исследования кажущаяся. Она свидетельствует лишь о том, что предлагаемые модели в биологии, лингвистике и прочих науках пока весьма поверхностны несмотря на все видимые успехи и провалы. В отличие, скажем, от приложений к химии, которая отдала свой предмет исследования -- внутренне устройство материи.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: выбор объекта всегда иррационален
[info]ivanov_petrov@lj
2006-12-09 08:09 (ссылка)
да, Вы описали первый метод. Там обычно так и говорят - иррациональный акт. И дальше вспоминают Кекуле - не важно, откуда пришла гипотеза, важно. как мы ее проверяем.

Я попытался указать на слабость этого подхода: нет уверенности. что выделил объект... И смотрите, как в вашем рассуждении это возражение обходится: Вы спокойно, без оговорок сообщаете, что бывает такой объект - "материальное тело". Его, мол, исследуют. Ну и потом - превосходство над всеми. кто не сумел сделать себе такие замечательные объекты.

Ну, что же делать. Раз Вам кажется, что это всё кажущиеся вещи, и кажимость - от того. что в других науках пока работают поверхностно - тут уж ничего не сделаешь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: выбор объекта всегда иррационален
[info]lepton@lj
2006-12-09 08:55 (ссылка)
я как раз и не говорю, что неважно, откуда пришла гипотеза. Вовсе наоборот, я с вами согласен, что это это важно.
Проверка намного более формализованная вещь, чем сам процесс изобретения. Недаром таких изобретателей называют гениями, а проверкой занимаются значительно большее число людей.

А как вы понимаете, в чем может состоять уверенность?
На мой взгляд уверенность в данном случае -- это чувство, что ты сделал правильную вещь, нашел ключ к пониманию. Оно может оказаться ложным, поэтому здоровый скептицизм и критика коллег всегда полезены. Но это всегда чувство, а не результат логических рассуждений. Логикой его можно укрепить или опровергнуть, но не доказать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: выбор объекта всегда иррационален
[info]ivanov_petrov@lj
2006-12-09 09:11 (ссылка)
Я предлагаю больше формализовать начало - то, что Вы назвали процессом изобретения. На самом деле - выделения объекта, задание темы... Уверенность - это чувство. Потому и хотелось бы эти части научного исследования, которые пока всего лишь чувственны. сделать боле рациональными

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: выбор объекта всегда иррационален
[info]lepton@lj
2006-12-09 09:43 (ссылка)
Больше формализовать начало...
Хорошо. Можно постараться немного отодвинуть ковер, под который заметается всякий иррациональный мусор, под которым прячется свобода воли или творчества.
После такой формализации эта формальная методология станет предметом теории, которую тоже нужно проверять, и которая тоже может оказаться неточной, не всегда применимой и т.п.
Фактически в физике это в значительной степени формализовано. Например, при изучении движения по орбите Землю можно рассматривать как материальную точку, а при изучении приливов -- нельзя. В какихто случаях солнце можно считать черным телом, а в других нельзя. Строго говоря, теории такой нет, но есть большой опыт и на эту тему книжки пишут, когда можно делать приближения, а когда не стоит.
В других науках с этим, полагаю, хуже.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -