Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-01-03 11:09:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв.
Еще после книги Гуревича, который показал, сколь многое можно выяснить о истории Запада по текстам исповедных вопросников, мне было интересно, - а что было в России? Ну и вот нашлась книга.

Исповедь в привычной нам форме появилась в IV-V вв. До того - в основном исповедь публичная, иногда тайная. Однако в связи с конфликтами в общине, которые влекла публичная исповедь (женщин, признававшихся в прелюбодеянии, могли побить камнями), она заменялась тайной, и вместо свободного выбора лица, которому исповедывались, к 5 веку появилась фигура приходского священника, которому надо исповедоваться. С 5 по 10 век формируется чин исповеди. К 10 веку - Устав Иоанна Постника. Греческие вопросники по сравнению с русскими - не подробны, говорят лишь о самых общих грехах. Русские много детальнее, и центральное место в них отведено блуду (до двух третей места; при этом вопросники становились все больше - до 150 вопрсов).

Исповедные вопросники в русских рукописях встречаются с XIV в. Очень быстро начинают
разрастаться и специализироваться, обгоняя греческие вопросники: эволюция русских уже в XV веке
пришла к тому, что в греческих появилась лишь к XVII. Специализированные вопросники для мужчин,
женщин, детей, мирян и священников, монахов, монахинь, судей, бояр, для девиц, холостяков, вдов, дьяков, архиереев.... Популярность вопросников на Руси была много выше, чем на Балканах и в Византии.

Развитие покаянных текстов прервалось с появлением книгопечатания - во время рукописной книги
вариантов было множество и они всё развивались, с 1623 г. текст из печатного требника вытеснил
рукописные варианты. После этого продолжали развиваться только старообрядческие вопросники. В 19 в. они приняли много новых реалий.

В 15-16 вв. на исповеди редко спрашивали о грехах духа - печали, унынии, лени. Такие вопросы стали появляться с 18 в. С 18 в. начинает порицаться жестокое отношение к животным. Чего не было: при подробнейшем перечислении всяких блудодейств можно понять, каких связанных с сексуальностью грехов не знали в те времена. А именно - неизвестен (видимо) был групповой секс и сексуальный садомазохизм.

На Руси частота исповеди зависела от требований духовника - изредка раз в месяц и даже каждый
день. Но обычно - во время больших постов, три раза в год. Обязательной считалась исповедь раз в год, к 16 в. это стало общепринятым. Иностранцам казалось - редко... Духовник был несменяемый, переход к новому не приветствовался.

О епитимьях отдельный разговор - что за что и когда. В целом за распространенные грехи епитимья со временем уменьшалась, так что, например, очень большая епитимья за кровосмешение считается
аргументом о редкости этого греха. Интересно. что за убийство в бою епитимья та же, что и за обычное убийство - например, 5 лет поста, из них 3 - на хлебе и воде.

Занятная штука. Среди "женских грехов" - плескание в длани. На игрищах, обрядах языческих,
плясках и т.п. Это - грех. В мужских вопросниках этого греха нет (при том, что мужские и женские вопросники для мирян местами очень похожи, их переписывали чуть не дословно, иногда даже забывали заменять мужские окончания глаголов на женские). И тем не менее в мужских - нету. видимо, обычай хлопать в ладоши - чисто женский. У мужчин эта форма поведения в те времена (века до 17-го...) не была распространена. Тем самым современные рукоплескания - женские по происхождению...

Очень интересно - как раз та самая черточка, которую не выдумаешь, а важно: в вопросниках
(длинных, более сотни вопросов) не соблюдалась какая-либо система, объединяющая однотипные
вопросы. Могло быть несколько вопросов подряд на одну тему, потом иные грехи, потом снова этот. В результате при переписывании возникали повторы - переписчик выбирал сходные вопросы из
всего текста, ставил их вместе, потом снова переписывал подряд - возникали дубли. Это мне кажется очень характерным - отсутствие систематизации длинного списка; то, что сейчас делается почти автоматом. Попытки систематизировать грехи предпринимались только с 16 в., полностью
систематизированные вопросники появились только в конце 17 в. То есть просто виден шаг нового
времени.
___________
Цитаты:
Тако ж и обаянии скотом и о чародеистве, и аще мятежник есть, или скоморох, или узолник, или
смывая человекы, и в птичь граи веруя, ли птица обавая, таковии за лето испытаниа. Аще самоборец, или пешии уристания творя на позорех, или игрищам стареиша, или свирелец, или смычец, или гуселник, или плясец, или корчемник, да престанет от таковых.

А баснем казатель еси?

В стречю, или в ворожу не кобиши ли, или птица гада обавая?

Аще пореклься еси с похотию на кого и в поход не прииде; на ногу ступал ли еси кому блуда ради;
язык в рот вдивал еси кому милости деля?

Не троеженец ли еси?

Гробы раскапывал, или мертвых лупливал?

А портища с ково не сымывал ли еси?

Не веровал ли еси в сон, или в чех, или в полаз, или в птицу?

А плясати обычаи держал ли еси?

Или блевал еси объядся или опився?

Или с кобылою был, или с коровою, или с телицею, или с овцею, или с козою, или с свинею, или с
сукою в дитиньстве?

Не бранился ли когда матерны или иными богопротивными какими словами не бранился ли?

Ци вымала еси кресты или очи святых?

При мужех цы мочилась еси?

Не пел ли еси песнеи мирских?

Смеявшися до слез? (не до слез - было можно)

Не играл ли еси шахматы?

Не окрововил ли еси человека?



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]leo_l_leo@lj
2007-01-04 13:52 (ссылка)
Понятно. Тогда у нас вами встретились две идеологии:))

Вместе с тем, после почти 10 лет академического изучения Древней Руси не могу согласиться с тем, что мой подход такой уж пустой и изучение фактов мне чуждо. Но доказывать обратное было бы смешно. Вместе с тем, опыт говорит о том, что стоит осторожнее относиться к устоявшимся штампам, а их в отечественной истории ох как много. Впрочем, простите, если я чем-то вас задел. Сказать, что вопросники были "от фонаря", конечно же это термины нашего времени.
Могу предложить компромисс, если это что-то изменит: исповедь далеко не всегда была формальной, и на Руси во все времена было достаточное количество искренних людей. И именно судьба и история этих соотечественноков меня сильно беспокоит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-04 15:42 (ссылка)
Простите, я понял, что Вы профессионал. Конечно, поучать Вас было довольно глупо с моей стороны - любые возражения Вам либо сделают коллеги. либо Вы их и сами знаете.

Добавлю только - для прояснения своей позиции - что я не собирался проповедовать какую-то идеологию поголовной истовой веры и т.п. Мне просто кажется, что если фактов нет - то их нет, а если есть - приходится работать с тем. что есть. Конечно, можно желать лучших источников... Однако и сегодняшние исследования жизни верующих не слишком хороши. Сколько я видел, это разница между теми. кто в опросах заявляет себя православным. и теми. кто соблюдает нормы обрядности (в рахной степени) (воцерковленные). высчитываются проценты и идет разговор, насколько это серьезно или не серьезно. Хотя с тем же успехом можно усомниться, что и воцерковленные - искренне верующие, раз уж мы знаем неверующих священников. Так что об искренности разговор особый. В этой книге меня прежде всего заинтересовал сопоставительный материал к исследованию Гуревича. Не знаете ли, в явной форме такое сопоставление проведено? Чтоыб сравнить то. что он делал преимущественно, если не ошибаюсь, на французском материале, и эти наши данные? Занятно. что получится.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2007-01-05 09:08 (ссылка)
Спасибо. Я действительно помню материалы русских опросников, и меня в свое время поразила некоторая их"фрагментарность". В сочетании с другими тенденциями в истории Церкви...
Исследования Гуревича я тоже помню, сравнение вполне адекватное. Другое дело, что русская церковная история 15 века не похожа на русскую же 16 и 14 по многим нюансам, а сравнивать с европейской - дело безмерное.
Так или иначе, хчется обходиться без поверхностных выводов.
Еще раз спасибо Вам за то, что затронули эту тему.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -