Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-03-18 21:49:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Н.П. Окунев, Дневник москвича. 1997
"Дневники обывателя", как их называли, с 1917 по 1924 гг. Подневное описание событий. Многое переписывал из газет... Сын пошел воевать в 1917, потом перешел в Красную армию, голод, дикая инфляция, политическая чехарда, красный террор... Он в этом жил, только - как любой обыватель, как и я - с краешку. Не участвовал, а жил в это время. Умерла жена (застрелилась от безысходности). Он служил, получал очень мало, семью (его и двоих детей от его прежнего брака) в безумные годы кормила жена, занимавшаяся мелкой торговлей на рынке. 90-е сразу вспоминаются - так в некоторых семьях было... Муж еще "работает" в госучреждении или вообще - так... А жена кормит семью. Ну, у Окунева вот - надорвалась и застрелилась.

Скучноватое чтение. Меня чуть не больше политических его выписок занимали сообщения о погоде - он, опять же, чуть не в каждой записи фиксировал - какая погода, типичная или нетипичная, насколько холоднее Рождество или Пасха... Интересно, как к искусству относился. Окунев сам из крестьян, потом - мелкий собственник со своим делом, потом - мелкий совслужащий. И вот - денег уж нет, считай, пальто не на что купить, обувь, еду... Урывает деньги. чтобы в театр сходить, или - хоть в "электрический театр". Очень горюет, когда книги надо продавать - 40 лет собирал, как мог от жалованья отрывал на личную библиотеку, самое ценное. Цитирует классику... Навязчиво, конечно, но... В общем, тонким ценителем, исполненным совершеннейшего вкуса, его не назовешь. Однако - образованный человек, и по нынешним временам - вполне образованный. Мелкий лавочник, из крестьянской семья.

А лучше всего видно эту самую загадочную для меня "легитимность". Что, в смысле, за зверь. И вот он интересуется - победами англичан, сменой власти во Франции, выборами и всякой такой "мужской" политикой. Рассуждает... Ну, такого можно увидеть хоть сто пудов - хоть в 1968, хоть в 1982, хоть сейчас. Кстати, пишет в 1922 о фашизме... И вот он именует войска России - "наши". Естественно. Наши перешли в наступление, наши откатились под натиском немцев... Сетует на разлагающее действие большевистской пропаганды, дезертирство из частей... Потом - керенский. Наши по-прежнему. И банда Ленина-Троцкого, которые мешают. Потом - разгон Учредительного, власть у Советов, грабежи. Поначалу - никак не говорит, бандиты и всё. Потом - по-прежнему не сочувствуя, говорит "советские войска". А потом, нечувствительно - "наши". Сидит в Москве, и в чьих руках власть, те - "наши". Видно, что к Керенскому легитимность эта перешла автоматически и легко - а вот с Советами Окунев замялся, но вскоре - принял. Ругал, конечно, голодные времена, воровство и проч. - ну так всегда правительство ругают. Злобнее ругал, чем царское - верно, но - "наши".

Закончил дневник в 19 марта 1924 г. словами "Все стонут, жалуются, а живут. И правда, должно быть, как кто-то сказал, что надо всем жить, чтобы несчастному примириться, а счастливому поучиться."


(Добавить комментарий)


[info]f_f@lj
2007-03-18 16:16 (ссылка)
Любопытно. Этакий русский аналог Виктора Клемперера (http://en.wikipedia.org/wiki/Victor_Klemperer) получается. Тот, правда, был, видимо, куда более тонким и интересным человеком, все-таки профессор литературоведения, и дневники вел на протяжении более долгого периода.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-03-18 16:34 (ссылка)
у этого не все издали. там вначале сказано. что дневники (кажется, где-то с 14-го года) есть. но они скучны, не представляют интереса - и не вошли в издание.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ink_white@lj
2007-03-18 16:31 (ссылка)
Это замечательный источник. Одна малоизвестная подробность: дневник велся с 1914 года - прямо с начала Первой мировой войны, она, по словам автора, и побудила его взяться за фиксирование событий. В полном виде (1914-1924) он ходил в самоиздате, потом, кажется в Париже, была издана его часть с 1917 по 1924 г., перепечатанная затем у нас в 90-ые в серии "Редкая книга". Описание 3-х интереснейших предреволюционных года так и не вошли ни в одно издание. Жаль.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-03-18 16:36 (ссылка)
Да, там от редакции и говорится. что с 14-го. Мол, интереса не представляют... У редакторов, судя по всему, был интерес сравнить это с 90-ми. - и там есть параллели. Только параллели есть ко всему - это же повседневная жизнь, так что и 2000-е можно найти параллели. и 80-м...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ink_white@lj
2007-03-18 17:06 (ссылка)
Да, самое интересное как раз то, что не интересно издателям. Главное, на мой взгляд, достоинство этого дневника: он показывает обыкновенного человека (кстати, неплохого человека) на сломе эпох. Поэтому так важны были эти 3 года из той старой эпохи, чтобы лучше почувствовать, как катастрофически менялось время, как время изменяло автора. Это чувство было главным моим впечатлением от прочтения полного варианта.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-03-18 18:24 (ссылка)
да, я понимаю. именно обыденность дневника до 17-го должна показать. что же изменилось потом.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]faceted_jacinth@lj
2007-03-18 17:27 (ссылка)
Если заменить слово "дневник" на "ЖЖ", замечательно получается =)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-03-18 18:25 (ссылка)
что же. через 100 лет сохранившиеся копии записей (по крайней мере некоторых) будут читаться примерно с тем же чувством. Мол, неплохой человек, ограниченный, конечно. мало что понимающий в происодящем, но на этих страницах каждодневных записей еще как бы живой - вот это интересно...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]freetrinity@lj
2007-03-18 21:09 (ссылка)
Мы тут как раз тоже считаем книгу "Жизненные истории ничем не примечательных американцев, рассказанные ими самими"(The Life Stories of Undistinguished Americans as Told by Themselves (http://www.amazon.com/Life-Stories-Undistinguished-Americans-Themselves/dp/041592510X/ref=sr_1_1/002-8073417-7672010?ie=UTF8&s=books&qid=1174262536&sr=8-1)). В самом начала 20 века редактор старого журнала The Independent попросил читателей написать астобиографические эссе. Кое-кого проинтервьюировали журналисты. Потом это все свели в сборник и напечатали. Эта книга стала основным исоточником знаний о жизни простых людей из разных слоев населения и этнических групп того времени. На нее ссылаются ну практически все исследователи этого периода. Благодаря ей и подобным истоцникам, по словам редактора, сейчас можно полно изучать историю страны или периода, ни разу не упоминая времен великих исторических личностей того времени (т.е. Толстой-то победил, однако :). И меня тоже поразило, как грамотно пишут в общем-то необразованные люди, и как зрело они анализируют свою жизнь, да еще и в контексте эпохи.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-03-19 01:33 (ссылка)
Интересно бы отобрать несколько ... специальных таких эссе современных или блогов - и сравнить с теми. Что за сто лет изменилось...

(Ответить) (Уровень выше)