Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-10-31 20:52:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Воцерковленность
Когда обсуждали цитаты из дневников Шмемана, касающихся атмосферы внутри православной церкви, пришли многие люди, которые сказали - нет, он плохой священник, не может так говорить православный священник. Этот тон... если и есть отдельные какие-то проблемы, это говорится иначе, в иных словах, другим тоном, а так - нет. Мне это крайне напомнило тот ужасающий стиль, который был в СССР. Всепроникающая ложь. Пожалуй, сказать я могу об этом так. Тогда было очень много людей, которые искренне были советскими людьми, полагали, что партия - наш рулевой, там собрались лучшие люди, и что не было сталинских концлагерей, что демократия и что враги народа, что зря не осудят. Разумеется, свобода мнений, и каждому может... нравиться СССР или не нравиться Шмеман и образ его мыслей. Но убивала предельная невозможность коммуникации. Когда это мне говорилось знакомыми, теми самыми советскими людьми - я видел, что говорится мне это искренне. С глубокой убежденностью, никоим образом не как легальная ложь, не из страха - а по внутреннему убеждению. Люди так и думали - про отдельные недостатки, что о них говорить нельзя, а можно только особо доверенным и уполномоченым, которые умеют найти для этого правильный тон. И вот эта ситуация, когда ложь произносится как окончательная правда, когда нельзя хотя бы в глазах увидеть понимание... Эту советскую манеру я запомнил. И то, что я часто слышу от воцерковленных людей, по аргументам и манере чрезвычайно похоже на этот самый советский образ. Я - как мне кажется - довольно многое могу понять. Не понимаю, правда, как не стыдно это выговаривать... При любых - подчеркиваю, любых - чувствах к православной церкви, при благоговении, любви, почитании - опуститься до этой тональности... "У нас о нас так говорить не принято". На месте православных людей я бы очень стеснялся, услышав такую защиту православия.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-01 07:10 (ссылка)
Уверяю Вас, мне в голову не приходило полагать, что Вы недоразвитая. У меня нет ровно никаких оснований к такому мнению, и чувства мои вовсе не таковы. Я сказал простую вещь: я так раньше думал, потом стал думать несколько иначе. Но я еще помню то состояние, в котором я бы сам мог так говорить, и потому - как мне кажется - понимаю Вас. Если Вас задевает. что это было у меня "до" современного состояния, когда я был моложе - на это могут быть самые разные объяснения, и не обязательно как-то Вас порочаищие. Возможно, у меня были более яркие чувства тогда или мой разум был более остр. Или еще что-то. Пожалуйста, не думайте, что я занят поиском способов как-то Вас задеть и оскорбить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tom_i_lina@lj
2007-11-01 19:39 (ссылка)
Я почему-то так и думала. Тут вот какой еще аспект: горе-горькое в том, что в постсоветском пространстве отношения с церквью оценивают в тех же критериях, какими определялись отношения с властью,с партией. (причем,к сожалению, не только со стороны невоцерковных,но и внутри церкви).Факт этот пагубный, поверьте.Повторюсь: вера - сокровенна. Если человеку нужна церковь - он приходит в церковь, если ощущает в себе себе силы для служения - служит. Посмею объяснить через параллель с любовью (несомненно,"снижая" уровень обсуждения), но: если человек любит и хочет соединить свою судьбу с любимым - он создает семью. Многие ошибаются в своей любви, не все догадываются, что брак это и любовь, и труд, не все оказываются способны на него. Но - как Вы относитесь к человеку, который после развода не в художественном произведении, а - публично - обличает бывшую супругу (супруга)? С брезгливостью, по крайней мере. А что может ощущать супруга в этом случае? Она в праве сказать: так любящие - не поступают.
Кроме того: в чужой монастырь со своими уставами не ходят. Еще во времна патристики был выработан канон, по которому христианин не должен осуждать власть, данную ему от Бога. Град земной , по определению, несовершенен, все мы грешные, и все судимы будем, и испытания , ниспосланные нам, должны принимать со смирением и мудростью: "Мне отмщение и аз воздам"...
Невозможно светскому человеку принять духовную составляющую христианства, и теперь мой комен в самой убогой форме передает лишь тень чувства и мысли. Но, что бы хотелось: чтобы Вы поняли, что невозможно судить - извне. Советская власть не спрашивала нас - хотим мы жить с ней, верить в нее, быть ей послушной, хотим ли мы чувствовать и мыслить в категориях, нам ею предписываемых - она не существовала в категориях любви и доброй воли, она была - насильной. Вера - личный и свободный выбор каждого. Не приведи Господь, если это будет иначе...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-02 01:51 (ссылка)
Мне кажется, дверь открыта. Все, что Вы сказали, я учитывал, когда писал свой пост - просто потому, что думаю точно так же. И сказал то же самое - вера - не советская власть, а многие относятся так же ("в постсоветском пространстве отношения с церквью оценивают в тех же критериях, какими определялись отношения с властью,с партией"). Именно потому, что вера - личный и свободный выбор, нельзя унифицировать то, как разные люди говорят о вере. Насчет осуждения бывшей супруги - напомню, о чем речь. Речь о дневниках Шмемана, который с церковью не разводился и гадостей о вере не говорил.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -