Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-12-10 07:14:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Крадин "Кочевники, мир-империи и социальная эволюция"
http://abuss.narod.ru/Biblio/AlterCiv/kradin.htm

Определение империи:
"Само слово “империя” обозначает такую форму государственности, которой присущи два главных признака: 1) большие территории и 2) наличие зависимых или колониальных владений. Р. Тапар со ссылкой на труды С. Айзенштадта было предложено определять империю как общество, состоящее из “метрополии” (ядра империи) - высокоразвитого экспансионистского государства и территории, на которую распространяется ее влияние (“периферии”)."

Итак: не бывает империй без колоний. Определение "зависимой территории" - конечно, расплывчато, - и все же.

Виды империй:
"По степени интегрированности этих подсистем автор выделила “раннюю” и “позднюю” империи. В ранней империи, по ее мнению, метрополия и периферия не составляли прочной взаимосвязанной единой системы и различались по многим показателям, таким, например, как экология, экономика, уровень социального и политического развития. К числу классических примеров ранних империй можно отнести Римскую державу, Инкское государство, королевство Каролингов и др. Поздняя империя характеризуется менее дифференцированной инфраструктурой. В ней периферийные подсистемы функционально ограничены и выступают в форме сырьевых придатков по отношению к развитым аграрным, промышленным и торговым механизмам метрополии. В качестве примера можно сослаться на Британскую, Германскую или Российскую империи начала нынешнего столетия (Eisenstadt 1963: 6-22, 6 Iff; Thapar l981:410ff).

Одним из вариантов “ранней” империи следует считать “варварскую империю”. Принципиальное отличие последней заключалось в том, что ее “метрополия” являлась “высокоразвитой” только в военном отношении, тогда как в социально-экономическом развитии она отставала от эксплуатируемых или завоеванных территорий и, посуществу, сама являлась “периферией” и “провинцией”. Все империи, основанные кочевниками, были варварскими. Однако не все варварские империи основывались кочевниками. Поэтому “кочевую” империю следует выделять как вариант варварской. В таком случае кочевую империю можно дефинировать как кочевое общество, организованное по военно-иерархическому принципу, занимающее относительно большое пространство и получающее необходимые нескотоводческие ресурсы, как правило, посредством внешней эксплуатации (грабежей, войн и контрибуций, вымогания “подарков”, неэквивалентной торговли, данничества и т.д.).

Можно выделить следующие признаки “кочевых империй”:

1) многоступенчатый иерархический характер социальной организации, пронизанный на всех уровнях племенными и надплеменными генеалогическими связями; 2) дуальный (на крылья) или триадный (на крылья и центр) принцип административного деления империи; 3) военно-иерархический характер общественной организации “метрополии”, чаще всего по “десятичному” принципу; 4) ямская служба как особый способ организации административной инфраструктуры; 5) специфическая система наследования власти (империя - достояние всего ханского рода, институт соправительства, курултай); 6) особый характер отношений с земледельческим миром (Крадин 1992; 1996)."


Модели кочевых империй:

"Выделяются три модели кочевых империй:

1) типичные - кочевники и земледельцы сосуществуют на расстоянии; получение прибавочного продукта номадами осуществляется посредством дистанционной эксплуатации: набеги, вымогание “подарков”, по сути, рэкет, и т.д. (хунну, сяньби, тюрки, уйгуры, первое Скифское царство и др.);

2) даннические - земледельцы зависят от кочевников; форма эксплуатации - данничество (Хазарский каганат, империя Ляо, Золотая Орда, Юань и др.);

3) завоевательные - номады завоевывают земледельческое общество и переселяются на его территорию (Парфия, Кушанское царство, поздняя Скифия и др.).

На смену грабежам и данничеству приходит регулярное налогообложение земледельцев и горожан (Крадин 1992: 166-178).

Структурно даннические кочевые империи были промежуточной моделью между типичными и завоевательными. От типичных империй их отличало: 1) более регулярный характер эксплуатации (вместо эпизодических грабежей, вымогаемых “подарков” и т.д.); 2) как следствие этого - урбанизация и частичная седентеризация в степи; 3) усиление антагонизма среди кочевников и, возможно, трансформация “метрополии” степной империи из составного чифдома в раннее государство;

4) формирование бюрократического аппарата для управления завоеванными земледельческими обществами. Завоевательные империи от даннических отличались: 1) более тесным симбиозом экономических, социальных и культурных связей между номадами и подчиненными земледельцами в завоевательных империях номадов; 2) кочевая аристократия осуществляла политику разоружения, седентеризации и ослабления вооруженных скотоводов, тогда как в даннических империях простые скотоводы были опорой власти; 3) характерно не взимание дани, а регулярное налогообложение земледельцев. Последняя модель представляет собой не столько кочевую, сколько уже оседло-земледельческую империю, но с преобладанием в политической сфере и военной организации кочевников-скотоводов."


Опровержение теории Гумилева об увлажнении степи:

"Наверное, самый интригующий вопрос истории Великой степи: какова причина, толкавшая кочевников на массовые переселения и на разрушительные походы против земледельческих цивилизаций? По этому поводу было высказано множество самых разнообразных суждений. Их можно свести к следующим мнениям: 1) разнообразные глобальные климатические изменения (усыхание, по А.Тойнби (Toynbee 1934] и Г. Грумм-Гржимайло [1926]; увлажнение по Л.Н. Гумилеву [1993: 237-340 и др.]); 2) воинственная и жадная природа кочевников; 3) перенаселенность степи; 4) рост производительных сил и классовая борьба, ослабленность земледельческих обществ вследствие феодальной раздробленности (марксистские концепции); 5) необходимость дополнять экстенсивную скотоводческую экономику посредством набегов на более стабильные земледельческие общества; 6) нежелание со стороны оседлых соседей торговать с номадами (излишки скотоводства некуда было продавать); 7) личные качества предводителей степных обществ; 8) этноинтегрирующие импульсы (“пассионарность”, по Л.Н. Гумилеву [1989]).

В большинстве из перечисленных факторов есть свои рациональные моменты. Однако значение некоторых из них оказалось преувеличенным. Так, современные палеогеографические данные не подтверждают жесткой корреляции глобальных периодов усыхания/увлажнения степи с временами упадка/расцвета кочевых империй (Динесман и др. 1989: 204-254; Иванов, Васильев 1995: табл. 24, 25)."


Теория "теневой империи": каждая крупная земледельческая империя взращивает на своей периферии соразмерную ей по силе "варварскую империю".

"Степень централизации кочевников прямо пропорциональна величине соседней земледельческой цивилизации. С точки зрения мир-системного подхода, кочевники всегда занимали место “полупериферии”, которая объединяла в единое пространство различные региональные экономики (локальные цивилизации, “мир-империи”). В каждой локальной региональной зоне политическая структурированность кочевой “полупериферии” была прямо пропорциональна размерам “ядра”. Кочевники Северной Африки и Передней Азии для того, чтобы торговать с оазисами или нападать на них, объединялись в племенные конфедерации или вождества; номады Восточноевропейских степей,существовавшие на окраинах античных государств, Византии и Руси, создавали “квазиимперские” государствоподобные структуры, а в Центральной Азии, например, таким средством адаптации стала “кочевая империя” (Grousset 1939; Lattimore 1940; Barfield 1981; 1992; Khazanov 1984; Фурсов 1988; 1995; Крадин 1992; 1996; Голден 1993 и др.)"

Это - механизм "размножения" государств. Появившись где-либо, государство провоцирует по своим границам образование новых государств. Если государство переходит на новый этап мощи, обладая новыми технологиями (связь. армия, вооружение и т.п.), то эти технологии с небольшой задержкой возникают по периферии этого государства.

"Прослеживается синхронность процессов роста и упадка земледельческих “мир-империй” степной “полупериферии”. Империя Хань и держава Хунну появились в течение одного десятилетия. Тюркский каганат возник как раз в то время, когда Китай был объединен под властью династий Суй, а затем Тан. Аналогичным образом Степь и Китай вступали в периоды анархии в пределах небольшого промежутка времени один за другим. Когда в Китае начинались смуты и экономический кризис, система дистанционной эксплуатации кочевников переставала работать, и имперская конфедерация разваливалась на отдельные племена до тех пор, пока не восстанавливались мир и порядок на юге (Barfield 1992)."


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]vladimirpotapov@lj
2007-12-10 05:39 (ссылка)
_современные палеогеографические данные не подтверждают жесткой корреляции глобальных периодов усыхания/увлажнения степи с временами упадка/расцвета кочевых империй_

О "самом интригующем вопросе". А в чем противоречие? Жесткой корреляции с климатом быть не может, ведь человеческий фактор вмешивается. Климатические факторы запускают механизм экспансии, вынужденного вторжения на чужие территории. Это на протяжении жизни одного поколения, может стать моделью поведения, потом традиция наследуется. Личные качества вождей начинают играть большую роль, смазывая картину. Поэтому периоды упадка/расцвета кочевых империй смещены относительно объективных факторов.
Наибольшие сомнения вызывает "воинственная и жадная природа кочевников". С чего бы это в разных точках мира появлялись "жадные" группы? Что такое жадность на уровне группы – следствие вынужденной экономии? Коллективное следование инстинкту, который заставляет волка, резать больше овец, чем он может съесть? Желание поскорее обрести статус, который нужно ведь наглядно демонстрировать? Интересно, были вообще исторические сообщества, где жадность одобрялась?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-10 05:44 (ссылка)
Противоречие? Ну, видите ли, если мы не допускаем корреляции, то остаются слова. Один верит, другой нет - тогда это не научная теория, а картинка для популярного журнала. Больно уж человеческий фактор много всего объясняет... Так что либо коррелирует, либо нет - и либо есть такое объяснение, либо нема.
Про жадность - ну, высказывали такое... Как я понял, автор не соглашается с таким объяснением. Видимо, под этими эмоциональными словами стоит характер присвоения - набеги. Когда набегають и грабють, то отчего-то кажутся тем, у кого грабють - жадными.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimirpotapov@lj
2007-12-10 07:12 (ссылка)
Поскольку меня, как обычно, утягивает далеко в сторону, а это может вызвать справедливое раздражение окружающих, дотерзаю-ка я эту мысль у себя в журнале.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]egor_13@lj
2007-12-10 08:39 (ссылка)
На мой взгляд, трехфакторный анализ какую-то значимую корреляцию найти может, а вот однофакторный - точно навряд ли найдёт. Это как в классическом криминальном расследовании: у подозреваемого должны быть мотив, возможность и намерение (кажется, так?), а если чего-то де-факто не было, что-то тут нечисто. Импульс экспансии случится в том случае, если условия жизни недостаточно хороши для того, чтобы не желать экспансии, но недостаточно плохи для того, чтобы быть неспособным к ней. (И это касается всего лишь только возможности! Плюс еще.) И к этому "еще" плюс еще: чтобы СЛОЖИЛОСЬ.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-10 09:14 (ссылка)
да кто ж говорит, что надо однофакторный...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]egor_13@lj
2007-12-10 09:40 (ссылка)
Ну вот у того же Гумилёва - одно- плюс "сложилось".

Ну а вот картины многофакторного иногда тоже умиляют. Например, 58% дисперсии объясняется тем-то параметром, 32 % - тем-то параметром, 11% - тем-то... А вот так сложись, что именно параметр 3, несмотря на 11 статистических %, окажется на 100 % определяющим в КОНКРЕТНОЙ ситуации.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -