Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-01-16 15:27:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Разговор о мутации, которая привела к появлению нового времени
http://ivanov-petrov.livejournal.com/816540.html?thread=32842396#t32842396

[info]mike67@lj
Кстати, действительно интереснейшая штука. Этот механизм при всей своей непонятности действуеи настолько четко, что впору искать мистические причины. Возьмем античность. Почему превосходное развитие рынков труда, сбыта, при обилии конкурентов, при прекрасной технике, которую потом пришлось заново изобретать, так и не возник капитализм? Владельцы мастерских, поместий, ориентированных на рынок, банков, торговых кораблей не стремились заработать больше, чем нужно, не считали, что деньги должны делать деньги.
Финли отвечает на этот вопрос просто: не стремились. То есть он выдает наблюдаемый результат за причину. А в чем причина? Начав рассуждать об истоках этой разницы в мировоззрении, мы обязательно заговорим о духе наживы и т.п., то есть опять выдадим описание явления за его причину.
А если подойти строго, то самое точное определение, которое приходит на ум - это то, что к концу Средневековья у людей просто какой-то винт в головах с резьбы соскочил. И пошло-поехало. То есть это может быть случай какой-то одноразовой поведенческой мутации. А при попытке объяснить механизм действия таких штук мы столкнемся с того же рода сложностями, что и при попытке объяснить происхождение человека.
Или с происхождением жизни. Как тот большой, но кратковременный бум, который произвели опыты Миллера с получением аминокислот в "первичном бульоне". Казалось бы: вот оно... Так и здесь: да, ремесло, торговля, города - "аминокислоту капитализма" получаем легко. И тут же понимаем, что дальше модель не строится.

[info]ivanov_petrov@lj
Боюсь, что экономисты для каждого из явлений назовут много причин. Например, в античности было еще плоховато с бумажными деньгами, с банками, торговля имела неск. иную природу - так что с капитализмом там... О средних веках в этом отношении понаписал как раз Бродель - опять же, экономисты его ругают, но по крайней мере картину того. как очень постепенно из бурных вод житейского моря выплывали черты будущего капитализма - он нарисовал. То есть я не исключаю, что люди стали несколько иные - я опасаюсь водянистости изложения и нет времени долго писать, поэтому со стыдом укажу на Лосева (с которым я не согласен, но он известен) - про изменения на пороге Нового времени. Говоря совершенно топорно, люди стали более эгоистичны, глубже погрузились в тело - и потому множество импульсов стали влиять на них чуть иначе. Постепенно стали выстраиваться формы общественной жизни. которые не получались до того - причем с ускорением, там ясно - чем больше оборот и богатство, тем скорее они требуют институтов для своего оформления

[info]mike67@lj
С экономистами-то разговор короткий: не их это епархия. Они по этой проблеме нужны только как консультанты и привлеченные эксперты. А Лосева и Броделя помню, конечно, и тоже об этом подумал. Но не нравятся мне эти объяснения. То есть в рамках тех задач, которые они ставили, эти объяснения глубоки и, пожалуй, точны, а в рамках нашей постановки вопроса звучат примерно как если б кто-то сказал, что пару-тройку миллионов лет назад часть обезьян стала человечнее.
Именно картину они показали, которую мы и без того видем, хотя, разумеется, не так ярко, как Бродель и Лосев.

[info]ivanov_petrov@lj
_у людей просто какой-то винт в головах с резьбы соскочил_
мне кажется, это примерно то, что сказал Лосев - разве что он уточнил. какой именно винт.
_одноразовой поведенческой мутации_
тут предполагается крайне высокая (неправдоподобная) степень наследования раз возникшего поведения. Если так думать. придется пересмотреть всю историю на предмет "незабываемости" - мы ни в каком случае не должны допускать в рамках этой модели. что нечто возникшее потом исчезло. Если же отвергнеем это сильное допущение - значит. надо искать причины воспроизведения поведения, те самые механизмы. Что - согласен - сложно. Там простых ходов нет...

[info]mike67@lj
Так и я о том же: о нашей неспособности пройти дальше констатации неполадок с винтом. Единственно, что я могу сказать просто про винт, а Лосев мог попросить ключ на 12. Но дальше - никак.
Про поведенческую мутацию я говорю, разумеется, со всеми оговорками, которые вытекают из этой метафоры. Кстати, распространение поведенческих "мутаций", хотя мы и не знаем их механизмов, вполне прослеживаются. Сложно отследить забываемость/незабываемость, но само распространение, которое делает невозможным возвращение назад, вроде бы, очевидно. Нет?

[info]ivanov_petrov@lj
Мутацией вроде бы стоит называть штуку, которая возникает случайно, но - раз возникнув - остается постоянной... коли столь же случайно не исчезнет. Дальше мы можем говорить о всяких тонкостях с изменением степени выраженности... Но если мы не подразумеваем именно такого механизма - а что это такое в поведении? - то зачем использовать такую метафору? мы же всегда можем говорить по-русски, обыденным языком - мол, что-то в поведении изменилось. Это будет точно выражать степень нашего незнания. А мутация - подразумевает, что мы знаем, что это мутация. А не модификация, скажем.

[info]mike67@lj
Так они и не исчезают. Разве что вместе с носителями. То есть новая идеология, возникшая где-то в позднем средневековье, только распространяется. Помните, как Вы про усваиваемость лактозы когда-то давно писали? Что какая-то мутация прошла тысяч десять лет назад и привет.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]mike67@lj
2008-01-21 15:26 (ссылка)
Начну с главного - Иванов-Петров - один из немногих, кто поощряет творческий флуд. В остальных журналах надо быть осторожнее.
Тут дело в другом - рассматриваемые вопросы имеют потенциально бесконечное количество ответвлений. Мутации я не отождествляю с революционными изменениями менталитета, потому что они сами - следствия. Здесь должны быть малозаметные события, потому что предпосылок всегда больше, чем их реализаций. Нужен какой-то катализатор. Проследить это на масштабном материале вряд ли возможно. А на локальном - получается. Так, например, о случайном происхождении круговых надписей на монетах и некоторых других того же рода процессах можно говорить вполне уверенно. Но это – редкий случай, когда массив (типы монет) имеет ограниченную мощность. Обычно объем сведений в источниках настолько велик, что просто не ясно, за что хвататься. Из-за избыточности данных возникает классическая проблема гуманитарных наук: множественность равнозначных интерпретаций. То есть картинку можно склеить так, сяк и эдак, и все это будет как бы правильно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]caveman_jackob@lj
2008-01-22 19:51 (ссылка)
О происхождении круговой надписи очень интересно; мне нравятся такие сфокусированные исследования одного артефакта, без море-по-коленной эссеистики. Если еще не, то желаю Вам довести работу до печати.

Но что интересно? Что, оставаясь честным историком, Вы не можете сделать вывод иной, кроме сделанного: длинный титул Тиберия, который практичнее всего было бы разместить по кругу, стал причиной (почти случайной) появления круговых надписей. Все - доказуемо, что и требуется от исследования. (Нет-нет, тут не намечаются ни ирония, ни подкоп.)

Но есть веские аргументы, которые из-за их заведомой недоказуемости Вы не можете (и не должны) включать в исследование. Например, законы (хорошо, "законы") художественной формы, которые, скорее всего и были подлинной причиной размещения надписи в виде круговой "рамки" и закрепления этой идеи как наиболее естественной для круговой композиции. Кто-то, неизвестный нам, наконец, УВИДЕЛ это и сказал "АГА!", благодаря случайному импульсу - длинному титулу Тиберия. Разумеется, истинная ПРИЧИНА - эта "увиденность" убедительного решения, это "ага!". Яблоко созрело, должно было упасть, и причина падения - в этом; а уж сбросил его ветер, ворона или меткий бросатель камня, - дело случая.

Говоря о ментальных революциях, я, пользуясь привилегией дилетанта, пытался рассуждать о НЕДОКАЗУЕМЫХ причинах, а не доказуемых случайных импульсах, - т.е. делал то, на что историк не имеет права.

Но иногда (не в истории) приходится делать выбор на свой страх и риск и, вместо доказуемых поводов, держаться почти недоказуемых причин.
Пример из моей профессии. Открытие додекафонии в начале ХХ века - кем только ни было сделано: и (раньше всех) в России - Явленским и Рославцем (и не только ими), и Айвзом в Америке, и Хауэром в Вене, и (кажется, последним из всех) Шенбергом. Не говоря уже о почти каждом воробье на ветке - в ту эпоху. Но, поскольку адекватным открывателем был один Шенберг, ибо только он один понял значение открытия, его место в музыкальной эволюции, его связь с прошлым и его перспективы, и поскольку только он предложил адекватный и полноценный способ обращения с открытой реальностью, он остается в музыкальной истории единственным подлинным открывателем додекафонии. Остальные могут быть спокойно взяты в скобки или снесены в сноску внизу страницы. Доказать это по-настоящему - невозможно. Не принять это - вычеркнуть себя из профессии. То же можно сказать о почти случайных открывателях жанра симфонии (мангеймцы и пр.).

Это к вопросу о проблемах гуманитарного знания. Часто возникает выбор: или доказательно работаем со случайными импульсами, или гадательно (точнее, на пути личного выбора) с истинными причинами. Для строгого историка этого выбора нет; и будь мы коллегами, я мыслил бы сходно с Вами (мне близка Ваша щепетильность). Но причины-то знать хочется...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mike67@lj
2008-01-23 20:43 (ссылка)
Вы такие темы выбираете, что хочется думать, думать и думать прежде чем ответить. Аргументированный разговор о недоказуемых вещах - мечта историка, потому что доказуемого - кот наплакал. Сколько бы на эту тему ни писали, путей по сути всего два - или искать строгие доказательства или сочинять более стройную теорию, что, кстати (мы сейчас с И.-П. в другом месте смежную тему обсуждали), часто является блефом, так как зависит от мастерства конкретного историка. Я уже приводил в пример академика Жебелева - он подчас доказывал в статьях заведомо неверные положения - просто ради искусства. Такой блестящей техники не было, возможно, ни у одного античника. Это обстоятельство очень сильно мешает.
Непрофессиональный подход я как раз очень ценю, но не только из-за банальной "свежести взгляда". У меня создалось впечатление (ну здесь совсем нельзя говорить о доказательствах, только о впечатлении), что в гуманитарных науках исчезает борьба идей. Все устраивается как-то так, что исследования и взгляды стремятся разойтись по тем направлениям, где ни с кем не столкнуться. А любой идее, согласитесь, нужна какая-то борьба за существование.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]caveman_jackob@lj
2008-01-24 16:44 (ссылка)
..в гуманитарных науках исчезает борьба идей...

Насколько могу судить - да. То есть, с моей колокольни панорама гуманитарных наук видна плохо, и я, по совести сказать, нимало не озабочен их состоянием. Где найду нужное мне - тащу домой, а об остальном не пекусь. Не от личного цинизма, а просто от нехватки времени.

Ну а так, говоря вообще, - конечно: постмодернизм всё еще на дворе, каждый нежится в своем дискурсе, пока тот ему не наскучивает. Спрос не на мысль, а дискурс. (Реклама на мэйл.ру: "Еще не создал свой мир? Создай сейчас.") Абсолютизация релятивизма, как скаламбурил однажды Аверинцев. Падение профессионализма тут не причина, а следствие. Изменить тут ничего нельзя, просто очередная (затянувшаяся) эпоха софистики: человек - мера всех вещей.

Что борьбы идей нет - беда (сам задыхаюсь), но как исправишь? Надев цирюльный таз на голову, выехать с копьем наперевес - бороться идеями? Есть, на худой конец, этический минимум - "не участвуй", "возделывай свой сад". (К разговору о филологах-классиках.)

Один человек сказал: "эпоха абсурда кончилась, началась эпоха смысла". Да, началась; но пока - для немногих.

Кстати, Жебелев - тоже пример софистики (которая ищет не истины, а убедительности - (с) Платон), и тут нечему завидовать. Додуманная мысль найдет слова и аргументы. Вслед за Гаспаровым я считаю, что отточенные формулировки и крепкая аргументация - лишь признак додуманности мысли. И ничем этого не перешибить.

"Аргументированный разговор о недоказуемых вещах" - это, кстати, почти определение философии.

В сфере истории такие теории, кажется, называют историософией. Мне, например, нравится реконструкция мифологического мышления в "Иосифе" Т.Манна - помните эти мысли о повторении и варьировании образцов, о сбывании события как узнавании себя в древнем образце. (Кстати, лучшее возражение на фоменковщину.) Аргументировать эту историософию можно, сделать по-настоящему верифицируемой нельзя. Ее роль - как роль любой теории в зоне плохой доказуемости - стимулировать строгую историческую работу, но не заменять ее.

Нет, истории, наверное, лучше держаться того, что наплакал кот, а не того, что наобещал журавль в небе. Но даже строгого историка, мне кажется, не минует ситуация личного выбора, когда надо ставить на мысль (теорию, мировоззрение), не имея гарантий...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mike67@lj
2008-01-25 20:55 (ссылка)
Да, это, конечно, следствие релятивизма. Жебелев, кстати, в какой-то работе 20-х годов говорил относительно фикций, что они играют положительную роль, испытывая доказательную базу на прочность.
Но история - это все-таки не философия, поэтому полет фантазии приходится ограничивать. Беда в том, что предмет исследования всегда доказуем теоретически, недоказуемым его делает скудость нашей источниковой базы, иногда - и теоретическая невозможность существования следов какого-то явления, иногда - размытость явления (понятно, что даже имей мы распечатки блогов, пофантазируем, европейцев XV-XVI веков, нам не удалось бы четко датировать появление буржуазного мировоззрения). И это приводит к тому, что никогда нельзя сказать точно - есть ли шанс в данном конкретном случае докопаться до истины.

В этой ситуации просто приходится скатываться к конкуренции теорий, которые заведомо используют некоторые звенья, как гипотетические. Это похоже на практическую реализацию идей Куайна и Фейерабенда, хотя к ним пришли своим путем и не от хорошей жизни. Отсюда важное следствие - критерием истинности становится мнение экспертного сообщества. Историческая наука распадается на две ветви - традиционную и политическую аналитику. Последняя характеризуется высоким уровнем компетентности экспертного сообщества (доклады о политической ситуации прямо или косвенно ориентированы на людей, которые эту самую политику делают) и сильной конкуренцией теорий. Это очень сложный процесс - одни борются за точность, другие за расплывчатость, третьи - за четкость и внятность (краткость, трансформация текста в иллюстративный ряд и графики), четвертые ориентируются на то, чтобы не делать слишком резких и неочевидных для адресата "скачков", пятые выживают за счет последовательности - долбят в одну точку, вызывая у адресата эффект привыкания, шестые стараются опереться на идеи максимально широкого круга успешных конкурентов.
Традиционная же история дистанцировалась от этих ужасов, там негласная договоренность - в научных спорах никого не убивать. Плюрализм. Это вполне в духе времени, кроме того "агрессоры" имеют возможность уйти в другие области. Исследования выбирают разные траектории (кажется, у физиков это называется принципом запрета Паули) и уже не образуют каких-то мощных научных движений.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]caveman_jackob@lj
2008-01-27 03:06 (ссылка)
Спасибо Вам за эту колоритную панораму. Меня простодушно удивило, что политическая аналитика обитает под крышей исторической науки, - впервые обратил на это внимание.

Про "толерантность" в науке - никого не убивать в научных спорах - это сильно: хоть плачь, хоть смейся. Поневоле с ностальгией вспомнишь времена, когда в богословских прениях и лавками кидались, и жизни лишали. Цены на истину были - как сегодня на нефть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mike67@lj
2008-01-28 21:16 (ссылка)
Только еще раз уточню, что "научная толерантность" дана мне только субъективных в ощущениях! Доказательств тут быть не может. К сожалению.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -