Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-02-16 09:31:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Образование и новые профессионалы 7
Если профессионализм – индивидуальный проект, то и знания становятся относительными (в социальном мире – речь, конечно, о нем, а не о «на самом деле», с которым имеют дело лишь немногие). Нынешняя ситуация потому и является переходной, что нынешние профессионалы имеют пока ещё «прежнее» образование. У сегодняшних профессионалов еще имеется прежнее отношение к значимости и истинности своих знаний – но уже в рамках новой, индивидуальной (карьерной) цели их применения. Система стремится к цельности – и потому, в обществе меняется отношение к знаниям.

Общественное восприятие знаний подстраивается под индивидуально-экспертное отношение к ним их носителей: знания становятся не «верховным идеалом», а весьма сомнительным манипулятором, который используют некоторые люди, чтобы добиться своих целей. Кто-то действует властью, кто-то – деньгами, а другие – знаниями. Это ничем не лучше и не хуже, это у них стратегия выживания в социальном мире такая. Никакого преклонения перед знаниями эта позиция, конечно, не несет, и никакого снисхождения к носителям знаний не требует. Кому когти, кому зубы, кому панцирь – сам выбрал. И этот выбор неплох – всё же допускает проникновение в элиты. Ведь под этими элитами денежных, властвующих и знающих есть еще массы необразованных, непрофессионалов. «Профессионал знания» продает свой труд иначе, чем непрофессионал. Необразованный получает фиксированную зарплату и подвергается контролю вышестоящих. Профессионал же стремится получать не зарплату, а гонорар, контролирует сам себя и умеет это делать, т.е. способен к самоконтролю. Над ним даже и начальников не нужно – он сам себя отлично проконтролирует и выполнит требуемое.

Отсюда возникает востребованность «новой» профессии менеджера: опять в обществе появляются (относительно) малообразованные люди, из которых надо складывать практическую деятельность (теперь это не «рабочие», а «клерки»). «Подвал» системы образования – это не передача знаний, необходимых для овладения профессией, а первичная социализация и обучение. То, что получается в качестве продукта этой системы образования - идёт в качестве составных частей в деятельность (социального) практика. Высшее образование для курьеров, секретарш, продавцов…

Разумеется, в каждом из типов общества имеется наследство предыдущего типа. И в массовом обществе сохраняется слой наследия традиционного общества, и в послемассовом – структуры, состоящие из «старых профессионалов». В новом, послемассовом обществе с точки зрения прошлого общественного устройства все позиции двоятся: разделяются на элитные и массовые. Возникают элитные ученые и массовые, элитные учителя и массовые, и то же касается практиков, менеджеров. Происходит усложнение общества за счет создания нового слоя слабообразованных, но уже не на уровне ручного труда, а – слабообразованных профессионалов.

***
Является ли эта картина пессимистической? Тут прежде всего следует различать само состояние дел и то, как оно представлено в общественном сознании. В пятидесятых годах прошлого века в Индии попробовали отменить касты – то есть преследовать действия, в которых выражаются кастовые различия. Высшие касты не возражали – массовый протест был со стороны низших каст. Так это дело и оставили безнаказанным…

Каким образом оформлено представление о сломе старой системы профессий массового общества, о переходе к обществу нового элитного образования? Это видится как завоевание свободы и демократии. «Старые профессионалы» обладали постоянным статусом, зачастую не соответствовавшим их реальной эффективности, и этот статус был практически пожизненным. Теперь возникает новая, демократическая система оценки результатов труда профессионалов. В идеале каждый посетитель-клиент специалиста оставляет отзыв о контакте в сетевом форуме, специалисту автоматически начисляется рейтинг, а со знающими его клиентами можно связаться по оставленным ими электронным адресам. Человек сам решает, к кому ему обратиться – между его решением и действием не вклинивается принудительная система статусов, утвержденная сторонними к этому взаимодействию социальными институтами. Система профессий теперь гибкая, возникают дополнительные образовательные программы, помогающие быстро изменить специализацию – неудачливый специалист переквалифицируется в какую-то иную область.

А элиты? Во-первых, «вступление в элиту» открыто для всех, получить настоящее элитное высшее образование может каждый. На деле уровень требований, предъявляемых к абитуриенту, много выше, чем к поступающим в заведения массового высшего образования – но это естественно. Во-вторых, элитность не то чтобы гласная, но – не громкая. Да, многие привилегированные места занимают выпускники немногих университетов, попасть в них можно из немногих колледжей и часто становится семейной традицией обучение в этой элитной образовательной системе. Но ведь формальных препятствий нет, и это не является насилием. Это очень важно: общество совсем не против элитарности и даже сословности, общество против насилия. Если элитарность, даже в значительной мере наследственная, достигается без насилия – это не вызывает серьезных возражений.

В результате новое расслоение общества не выглядит мрачно и трагично. Каждому – своё, и всё добровольно. Опасности на пути развития такого общества видятся как временные диспропорции. Пока еще не вполне ясно, какие области знаний и деятельности следует прочно закрепить за элитой, какие области, которые по самой их специфике нельзя отдавать в руки «коротких специалистов»-экспертов нового образца массового образования. После нескольких кризисов дефицита специалистов дело, надо полагать, наладится.

Конечно, остаются отмеченные выше противоречия – «близорукость» общества, прогрессирующее падение качества специалистов, распадение базы «общего образования», которое только и может служить основой для коммуникации между профессионалами разных профилей и между профессионалами и непрофессионалами. Эти трудности надо решать именно на уровне образования – школьного и высшего. Именно в обалсти образования находится решающая всё ниточка, не привлекающая особого внимания – однако только потянув за нее, можно распутать огромный узел «статусных проблем» и профессионализма. Проблемы интеграции знания, взаимоотношения профессионалов, общение с непрофессионалами, - все они выходят на проблему образования.

Отсюда и возможна мысль – стандартизация образования государственными органами, столь традиционная и принятая – безнадежно устарела. Попытка создать «общее образование» как стандарт, сделать «базис понимания» регулируемым государственными чиновниками – это утопия прошлого типа общества. Один из неплохих вариантов – создание независимых образовательных учреждений, которые смогут вырабатывать программу и требования к ученикам, не оглядываясь на внешние стандарты – и создавая стандарты самостоятельно. Да, гарантии качества ждать не приходится – именно потому, что это качество можно только сделать, а никак не гарантировать. Но если думать о выходе – он, кажется, где-то здесь.

Единственной неприятностью на далеком горизонте видится чрезмерно тесное объединение элитного образования и экономических потенций. Как в старом, домассовом обществе элитная образованность была неправомерно сращена со структурами власти, так в становящемся обществе она неправомерно сочленена с богатством. Но это дела будущие, а проблемы надо решать по мере поступления – не так ли?

http://ivanov-petrov.livejournal.com/863708.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/861660.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/861166.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/860758.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/857411.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/862551.html


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]watertank@lj
2008-02-17 16:45 (ссылка)
Можно попробовать, но в готовую схему не очень укладывается.
Для начала, представим себе масштаб проблемы. Итак, в стране сотни миллионов людей, жестко разделенных на более сотни сословий (касты). Культура, экономика, законодательство, политика, образование - все завязано на отношения внутри каст и между ними. Практически нулевая социальная мобильность. Кроме того, люди сильно разделены по религиям: индуисты, буддисты, мусульмане, сикхи, христиане. Бедность, болезни, примитивное сельское хозяйство, минимальная промышленность, завязанная на метрополию.
В этих условиях Махатма Ганди создает все-индийское движение, которое ненасильственными методами производит демократическую революцию. Причем, он не хочет следовать ни западным, ни советским образцам. Очевидно, что демократия не может развиваться в кастовом обществе ( слишком сильно закреплено неравенство) - отсюда и стремление убрать сложившуюся веками структуру. При этом, в отличие от России и Китая, "запрещено" действовать силовыми методами. Нет ни массовых репрессий, ни лагерей. Индия, может быть, единственная страна, где демократия предшествует росту благосостояния.
После убийства Ганди к власти приходят более социалистически настроенные руководители, которые пытаются провести реформы по советскому образцу. Но даже при этом, нет жестокого подавления оппозиции. Касты невозможно отменить, потому что они часть культуры. Но можно выстроить государственные службы так, чтобы не было дискриминации по принадлежности к касте или религии. Постепенно, очень постепенно, это приживается. Кастовость поддерживается в сельских районах, в городах с ней меньше проблем.
С образованием огромные трудности. Очень многие индусы, получив хорошее образование, уезжают на Запад. Со временем, это обернется пользой, потому что они или их дети начнут завязывать экономические связи и развивать high-tech, ориентированный на экспорт услуг. Но пока ( 60-80) проблема кадров очень серьезна. Социализм в Индии, как и везде, не работает. Серьезная угроза терроризма; коррупция; войны с Пакистаном. Политическая власть постепенно реально становится многопартийной. Советский Союз разваливается, Индия начинает ориентироваться на более западную систему демократии. Экономические реформы: приватизация, де-регулирование, либерализация импорта-экспорта. С середины 90-х начался серьезный приток капитала из США и Европы. В основном, он идет в область услуг ( программирование, службы поддержки, медицинские услуги, и т.д.), ориентированную на экспорт.
Естественно, кастовые отношения здесь играют гораздо меньшую роль. То есть, "это дело" в Индии не оставили безнаказанным.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-17 17:49 (ссылка)
Да, это все известно. Видимо, Вы неверно поняли. Вы сказали о том, что в правовой системе нет ориентирования на касты. Я говорил о поведении. Социальные стереотипы не стали насильно ломать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]watertank@lj
2008-02-17 19:16 (ссылка)
Они создали правовую систему, которая стала альтернативой кастовым понятиям. Система меняет стереотипы в областях жизни, связанных с работой государства и экономики. Расстрелов браминов нет, но штрафы за дискриминацию и увольнения со службы вполне распространены. Одна часть людей отказывается от социальных стереотипов добровольно, другая - под давлением закона. То есть, в чистом виде присутствуют "преследования за действия, в которых выражаются кастовые различия."

Пишу это не потому, что хочется цепляться к словам или аналогиям, а потому что весь текст полон умозаключениями из ниоткуда. Такое ощущение, что Вы обобщаете и распространяете недавний опыт России на весь мир. Например, "Высшее образование для курьеров, секретарш, продавцов…" не может быть массовым в среде, где образование стоит значительных денег, но вполне вероятно, где оно бесплатно.

Или, "прогрессирующее падение качества специалистов". Как Вы определяете качество специалиста? Например, учителя в Японии, биолога в Америке, или экономиста в Китае. Неужели, все постоянно падает?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-18 01:36 (ссылка)
Нет, не знаю о таком падении.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -