Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-04-05 23:02:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Воспоминания науки, или пришелец из будущего
Несколько дней назад коллега, встреченный мной на лестнице, сказал, что со мной хочет поговорить одна дама. Она приехала в командировку из замечательного южного города, славного в Украине, и требует познакомиться.

Я согласился; дама подошла. Оказалось, она занимается поведением насекомых, нашла в глубинах реальности мой забытый автореферат и пошла по следу, который и привел ко мне. Она рассказывала о своих опытах, спрашивала советов – в общем, дело обычное. Однако попутно выяснились интересные детали.


Я давно уже забыл эту свою тему, занимался этим надцать лет назад, и полагал, что всё это – вчерашний день. Вдруг оказалось, что советы, которые я, несколько стесняясь, давал даме, оказались очень кстати. Вытребовала у меня оттиски, завалявшиеся в глубинах шкафа. Я вспомнил несколько намеченных направлений исследований, несколько методических приемов – это, по её словам, будет весьма полезно в работе. Дает новые возможности, позволяет…

Разговорившись, дама сообщила, что она несколько сезонов работала на Тринидаде, тесно общаясь с американскими коллегами. Она защищает докторскую; была в Берлине и беседовала с одним из патриархов направления, который, по её словам, сейчас ссылается на мои работы. Сказала, что социобиологическая тематика, заполонившая поведенческие науки, уже осознается как чрезмерно ограниченная, на Западе ищут новых путей. Конечно, еще несколько десятков лет будет тянуться социологическая колея – гранты дают в основном под это – но передовые умы уже смотрят в будущее.

И этим будущим, с точки зрения передовых умов, оказываются все те штучки, в которые я играл в 80-е, не привлекая внимания общественности. Она уверена, что эти темы будут с каждым годом всё более востребованы, потому что иного способа прорваться к пониманию поведения не находится.

Всё это очень приятно, но тут прозвучали те ноты, которые меня, собственно, и заинтересовали. Дама утверждала, что помимо всяких вежливостей ей было очень интересно говорить со мной – и даже сказала, что я единственный человек, с которым она смогла всерьез поговорить о своей работе. Я было не понял – Тринидад, Берлин, американские коллеги… И с нашими грандами науки о поведении она весьма знакома.

Оказалось – наши занимаются другими вещами, они очень хорошие люди, но конкретно по ее теме сказать не могут ничего. Иной профиль. Заграничные же коллеги в лице своих продвинутых представителей – да, действительно, понимают будущее направление исследований, но оно для них именно – будущее. Они не знают, за что взяться, таких работ они никогда не вели, никаких методик нет – для них это мечтания о будущем.

Удивившись, я стал расспрашивать о тех, кто работал рядом со мной по этой тематике в 80-е. Мне казалось, что было так много людей… Оказывается, кто-то умер, пара самых ярких ушла в бизнес, несколько человек занимаются чем-то, но видимого научного следа не оставляют… Дама по общительности своей знала всех, кого я мог вспомнить, и еще несколько человек – и ни с кем ей не удалось поговорить. С таким-то – да, хорошо знакома, но знаете, так пошел разговор, что мне было просто неудобно его спросить… Этот-то – да, конечно, знаю, но он просто отказался об этом говорить, всё забыл, говорит… Я оказался первый человек, который добрый десяток лет работал с тем, что теперь (по её словам) составляет один из кусочков переднего края. Прямо посланец из будущего…

Так наш разговор и происходил. Из своего прошлого я вещал ей о том, какими путями ходить не надо, потому что там она наткнется на то и на это, а каким стоит попробовать – там будет вот такой интересный эффект, им стоит заняться. И всё это было ново, обнадеживающе и очень важно. По словам дамы, наконец-то нашелся хоть один человек, с которым можно поговорить, который не на словах, а руками знаком с тем, чем она только начинает заниматься. Те самые пожелтевшие и затрепанные последние оттиски моих давних статей… Очень интересными путями ходит наука.


(Добавить комментарий)


[info]amypp@lj
2005-04-06 03:24 (ссылка)
Поздравляю. Вот ради этого и надо заниматься наукой (в том числе ради этого).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]amypp@lj
2005-04-06 05:17 (ссылка)
Не слишком. Тут как в репродуктивном цикле - кто "не хочет", не производит нового ( и не вопспроизводится) :))
Так что надо хотеть, а результат -по возможности. Не переставайте хотеть только.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-06 05:11 (ссылка)
Я был скорее разочарован, что все так поздно и несвоевременно. Но вы, наверное правы - пусть хоть так...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]amypp@lj
2005-04-06 05:14 (ссылка)
При нашем-то состоянии науки и информационного ея обеспечения... Да Вы настоящий идеалист.
Хорошо, что вообще кому-то что-то нужно, кроме panis et circensium.
С др. стороны наукой могут заниматься только идеалисты.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-06 05:51 (ссылка)
Это точно. Я, конечно, идеалист. А куда деваться7 все остальное очень скучно...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]amypp@lj
2005-04-06 05:53 (ссылка)
ego idem

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fkuashum@lj
2005-04-06 03:30 (ссылка)
Чертовски любопытно!

У меня отец ученый. Хороший ученый, нефтехимик. Я сам от этого далек, но мозги - тип мышления, доставшийся по наследству - не переделаешь. :)

Вот и читаю Вас с интересом, хоть крайне малая доля фактов идет в применение. Но мысли Ваши посты стимулируют отменно. Что хорошо :)

Спасибо!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-06 05:12 (ссылка)
примерно в этой ситуации Жванецкий сказал, что о том, чтобы исправлять недостатки с помощью литературы - нет и речи, но настроение повысить можно. Вам спасибо, что эти историйки пригождаются хоть для чего.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ipain@lj
2005-04-06 03:32 (ссылка)
круто, а не расскажите в двух словах в чем соль оттисков?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-06 05:20 (ссылка)
Ничего общеинтересного. Это действительно узкое направление. исследование обучения и распознавания образов общественными перепончатокрылыми. Я работал с пчелами и осами. Как быстро они обучаются, что способны различить, как влияет мотивация, как относятся к другим особям своего вида, какие логические задачи могут решать и проч. Этим занималось много людей, у меня была несколько иная, чем сейчас у американцев методика - например, они сейчас предпочитают работать с группами неразличимых особей, а у меня было индивидуальное мечение, работа с каждой пчелой отдельно. Нашлись, кстати. особо талантливые - окло 5%, пчелиные гении. сердняки и тупицы - около 10-15%, которые, видимо, совсем ничего не соображали. Тупиц было больше среди молодых - что, в общем, ясно. Ну и так далее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]marina_p@lj
2005-04-07 10:47 (ссылка)
А это в сети где-нибудь выложено? Или только в бумажном виде?
И еще интересно: вот эти "гении" и "тупицы" -- какое к ним отношение было у "большинства"? Было ли заметно влияние "ума" на положение в общественной иерархии?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-07 13:56 (ссылка)
Время сказать "ржунимагу". Какая сеть? Это время БЭСМ и вычислительной машины "Искра". На которой я так и не научился программировать, а ведь были умельцы. Нет. в сети ничего нету. И на бумаге нету теперь - я все последние оттиски отдал, так что - нету больше ни следа, кроме памяти моей, уже слабой и почти безответственной.

Насчет иерархии - не скажу. Я изучал только внегнездовую деятельность, там иерархия особо не сказывается. Из общих соображений - выше в иерархии стоят старые фуражиры, среди них тупиц мало. а среди молодых много, так что в среднем молодые в иерархии могли быть ниже, но корреляций именно с уровнем решения абстрактных задач импликативного типа - "если - то" - на иерархию пчел внутри улья я не изучал. Чисто от себя - не думаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kemchik@lj
2005-04-06 03:34 (ссылка)
Интересно

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-06 05:21 (ссылка)
Рад

(Ответить) (Уровень выше)

!!!
[info]vtail@lj
2005-04-06 04:13 (ссылка)
Извините за нескромный вопрос: а Вы сейчас занимаетесь наукой? Если это нескромно или чересчур лично - пожалуйста, не отвечайте (и не держите на меня зла за дурацкий вопрос).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: !!!
[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-06 05:29 (ссылка)
Да какое зло - за что? Да, занимаюсь. Во-первых, не той - с той я покончил надцать лет назад, и теепрь я биолог иной специализации. А кроме того, я теперь еще и кормить семью должен, поэтому занимаюсь не только наукой, но науку пока тоже держу, сколько сил хватает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pendelschwanz@lj
2005-04-06 04:49 (ссылка)
Значит наука это все-таки процесс а не результат. Достижения "передового фронта" все равно должны быть повторены сначала...
Значима вероятно мощность тусовки - человек который вылезает чуть вперед, не может идти дальше очень далеко потому что ему не хватает тусовки вокруг чтобы обсудить что он делает. В этом и граница.
Вообще я не очень беспокоюсь за будущее например математики, хотя говорят что математическое знание утрачиваются. Потребуются снова - еще раз найдуться желающие и повторят этот же или подобный путь заново - единственным условием является создание многочисленного коммьюнити, среди которого небольшой процент действительно интересуется самостоятельными исследованиями. Очень важны при этом всякого рода статисты - отставные ученые, популяризаторы, тусовщики и карьеристы - которые создают почву.
Сейчас вероятно из-за интернета лучше - коммьюнити может быть разбросано по всему миру и одни и те же истины не будут открывать сотни раз. Но слишком далеко наука не может уйти потому что не очень много "ученых" обладают должной концентрацией чтобы оченить результат коллеги.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-06 05:32 (ссылка)
У Вас не было случая хорошо пообщаться с грамотным историком науки? Я слушал лекции нескольких приличных людей и кое-что читал. Там не так радужно. Во-первых, мы знаем о возобновлениях только того, что раскопали. Во-вторых. многое идет не так, как шло бы при "первом открытии". То есть можно иметь оптимистичное настроение и это помогает здоровью, но не следует считать, что этот оптимизм покоится на фактах. Просто можно верить, что люди превзойдут все трудности - и это, несомненно, очень правильная точка зрения на трудности.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pendelschwanz@lj
2005-04-06 15:14 (ссылка)
Согласен.
Я бы сказал так - наука продвигается вперед существенно медленнее, чем это делают передовые ученые. Однако продвигается, определенные достижения "оседают в постоянную память", а многие тонут и открываются заново.
С грамотным историком науки я к сожалению не разговаривал. А есть такие? Укажите - рад был бы почитать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-07 05:22 (ссылка)
Э... Мне Койре нравится. А вообще - тут как в анекдоте про папу... Видишь, сынок, папа бычков в томате открывает? Мировой закусон. Сам нашел. И ты, сынок, ищи. Редкий это народ, хорошие историки науки.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kostaki@lj
2005-04-06 12:06 (ссылка)
а вот мне сейчас время перечитывать коллегу из 1907 года - пока что он на переднем крае, с ним нужно сверяться. И жалеть, что не могу лично побеседовать, слишком давно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-07 05:15 (ссылка)
Он слишком долго был будущим... Пока не помер. Сочувствую.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]homerus@lj
2005-04-07 06:26 (ссылка)
Ха! А в классической филологии львиная доля проблем никуда не сдвинулась с XIX века!
У нас то, что после 1907 - новое считается, после 1950-х - новейшее.
Только вот про меня много нового в XX веке написали (разумею гомероведение).
А щас вообще народ массово покинул передний край науки и занимается различными гендерными исследованиями :-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-07 07:20 (ссылка)
Да. В социологической литертуре этого гендероведения по самое... В общем, больше, чем по пояс. Пишут в основном дамы - знатоки предмета, видимо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kostaki@lj
2005-04-07 08:34 (ссылка)
Интересно, гомероводением в гендерном разрезе уже кто-то занялся
или всё впереди. Тема, в общем-то, не пустая, по сраавнению с другими гендерными.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]homerus@lj
2005-04-07 09:00 (ссылка)
Думаю, что да. Кстати, в некоторых университетах (мне это рассказывали про Англию) берут в преподаватели только тех, кто защитился по хрестоматийному автору.
так что гендер+гомер - прекрасный старт для гловокружительной карьеры. :-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kostaki@lj
2005-04-07 09:06 (ссылка)
Да, правильный ход. Нельзя оставлять классиков свинячьим мужским шовинистам, нужно бороться с ними на их территории.

(Ответить) (Уровень выше)