Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivansim ([info]ivansim)
@ 2009-09-12 18:39:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Ответы на недоумённые вопросы
Часть 1. Да, мы были советскими людьми.

Женя [info]wacca@lj комментирует беседу Ходорковского с Улицкой, где МБХ рассказывает о своей комсомольской юности, и рассказ этот вызывает крайнее недоумение у молодой девушки. Вот небольшая цитата:

«Я не верю в эту наивную херню. Неужели кто-то в это верит? Ну можно поверить, если бы речь была о 60-70-х в глубинке. Но в Москве, в МИТХТ, в 80-е? То есть, совок начинает войну в Афганистане, Сахарова отправляют в ссылку, народ слушает "вражеские голоса" - а наивный Ходорковский ничего не знает о диссидентах. Евреи обсуждают отъезд, кому-то удается уехать, а Ходорковский думает о линии Партии и Правительства. Ходорковский кого-то исключает из Комсомола, а следом и из института, но не знает за что и кого исключает. Если вы считаете, что это правда, то, ИМХО, вы должны считать такого человека или полным аутистом или крайне тупым.»

Меня крайне заинтересовал такой взгляд, и я решил подробно ответить.
================

Женя, вы написали прекрасную статью. В вашем недоумении поразительно наглядно проявляется разница между последним советским поколением и первым поколением постсоветским, к которому принадлежите вы. Михаил Борисович не сможет ответить в вашем блоге (кстати, а напишите ему эти же вопросы в письме, очень интересно будет услышать его ответ, он обычно с удовольствием отвечает на письма). Но если позволите, я могу большую часть вопросов взять на себя и ответить на них за себя. Итак.

Мы с Ходорковским почти ровесники, он меня лишь на шесть лет старше. Так вот, в детстве я тоже читал «Один день Ивана Денисовича» — к тому времени эта повесть уже снова была запрещена цензурой, но у нас в семье хранилась «Роман-газета» (официальное советское издание, в котором печатались разные литературные произведения), в которой был опубликован «Один день...» ещё во времена оттепели.

Да, я читал. И одновременно с этим я вместе со своей старшей сестрой (она как раз ровесница МБХ) ходил по улицам Херсона и порывался срезать у прохожих с джинсов матерчатые вставочки в виде американского флажка. Такую "идею" нам подкинул какой-то комсомольский вожак, и мы ей загорелись совершенно искренне, добровольно и вовсе не для каких-то "отчетов", а "по зову сердца".
Прохожим пеняли на то, что они ходят в штанах «предполагаемого противника» и пиарят флаг «вражеской страны» — это отлично уживалось в комсомольских головах с прочтением повести Солженицына



Знали ли мы о преследовании диссидентов?

Я вам скажу, что наша с сестрой двоюродная тётя — Людмила Алексеева — к тому времени была насильственно депортирована из СССР, а остальные ее коллеги по МХГ отправились в Пермские и Мордовские лагеря для политзаключённых.
Знали мы об этом? Говорили об этом подробно и открыто в нашей семье? — О лагерях (не сталинских, а вот этих современных) мы НЕ знали. О том, что тётю выслали, и она иногда ведёт передачи на радио Свобода, да, знали. У нас в семье хранилась, как раритет, статья «Дама в чёрных перчатках» из журнала «Крокодил», в которой (почему-то не называя имён) «разоблачалась» якобы связь Людмилы Алексеевой с агентами ЦРУ.

Разумеется, мы не верили, что наша тётя — «агент ЦРУ», но при этом, когда я ездил с классом в Москву, я радостно и гордо принял участие в «стихийном» митинге у посольства США. Мы кричали: «Ноу стар во!» и т.п. Это также отлично уживалось в советских промытых мозгах.

Знали ли мы тогда об Афганистане?

Да, знали. К нам в класс как-то приходили крепкие молодые ребята и рассказывали о каких-то боях, о «вертушках», «духах», о караванах через горные перевалы, об обстрелах и погибших товарищах.
Я регулярно читал Комсомольскую правду, в которой также публиковались героические репортажи из Афганистана, и в девятом классе (к тихой панике своих родителей) я заявил, что хочу в 18 лет пойти добровольцем в Афганистан. (Надо сказать, что когда мне таки пришла пора идти в армию, дурь из головы частично повыветрилась, и отправляясь на призывной участок мы с облегчением узнавали, что команда в Афган уже сформирована и отправлена, и мы будем служить где угодно, но не там)

Верили ли мы в марксистско-ленинскую идеологию?

Ладно, школа, — я вам больше скажу! Закончив в 1987 году первый курс МГУ и будучи отправленным родной Партией и Правительством на два года в армию в Группу советских войск в Германии, я ежедневно читал газету Правда, и из нее узнавал, что Ленинское учение было извращено и искажено, и нам необходимо «вернуться к Ленинским истокам» — я был с этим полностью согласен, и просил в письме родителей выписать для меня ежемесячник «Бюллетень постановлений ЦК КПСС» (не помню точно название, но как-то так эта херня называлась, которую я собирался регулярно читать).

Курьёз заключался ещё в том, что наша часть выписывала одновременно и Правду и «Огонёк» Коротича — главный перестроечный рупор, который резал правду-матку о позорных коммуняках (напомню, это были уже 1987-89 годы), я с большим интересом читал и то, и другое, и в голове складывался полнейший компот.

Отдельно подчеркну, что служба в армии вообще пагубно сказывается на интеллектуальном уровне, и находясь за двумя границами от Родины, мы не имели той информации, которая уже вовсю прочищала мозги гражданам СССР в эти годы. Так что вернулся в 1989 году в Союз я всё тем же хомо советикусом, каким и был за два года до этого.

Ложка правды в бочке пропаганды не спасает от оболванивания.

И лишь когда я вернулся революционную бурлящую Москву-89, на меня наконец-то обрушился шквал никем не цензурируемой не дозированной информации. Лишь тогда я, как и все остальные мои сограждане, узнали и были шокированы полной информацией о сталинских преступлениях, о ГУЛАГе, о тотальной коррупции брежневской верхушки, о разграблении страны, о рабстве и нищете, которую мы воспринимали «счастьем жить в самой свободной стране мира».

Лишь тогда я начал понимать, какой же я был идиот. Лишь тогда нам всем пришлось очень много узнать о демократии, о правовом государстве, о свободе личности — о всех тех прописных истинах, которые были для нас абсолютно неведомыми. И уже в том же 1989 году, когда Партия всё ещё оставалась «руководящей и направляющей силой», я впервые принял участие в демонстрации по улице Горького (Тверской) с лозунгами «Долой КПСС!», и впервые узнал, что такое дубинки ОМОНа. А также публично сжег свой комсомольский билет к всеобщему восторгу сокурсников в общаге.

Но до того момента мы были — советскими людьми. Наверное, для вашего поколения это звучит дико, наверное, в это трудно поверить, мне и самому смешно всё это вспоминать... Но это было так.

И в нынешних путинюгендах я узнаю себя в юности. Да, они знают о Беслане, но им втюхали, что «нельзя идти на переговоры с террористами». Да, они знают, что оппозицию не допускают до выборов, но им втюхали, что это — «нанятые ЦРУ оранжисты, враги России». Они искренне гордятся «самой могущественной страной в мире» и искренне ненавидят «врагов путинистического Отечества».

Это болезнь под названием — невежество. Она лечится только просвещением.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivansim@lj
2009-09-13 04:48 (ссылка)
>>> И раздавалась собственность не тем, кто мог ее поставить на ноги, а тем, кто был ближе к кормушке - совковым директорам предприятий, партийным функционерам и т. д. И они, в массе своей, ее тупо разворовывали.

Женя, скажите, как можно «разворовать» собственное (!) предприятие? Его можно распродать, развалить, профукать (утратить над ним контроль, передать другому собственнику), но не «разворовать».

Попробуйте разворовать свой плеер, свой сотовый телефон, свою квартиру...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wacca@lj
2009-09-13 10:44 (ссылка)
Вообще-то часть этих предприятий была не в личной собственности директоров, а во всяких формах типа "Акционерных обществ" и подобных. И тогда даже формально можно назвать это воровством.
Во-вторых, "разворовать" я еще пишу как образ поведения. А он был у многих именно таким. Дали - спер и продаю. Не было отношения, как к своему. И это дико мешало тем, кто строил именно свой бизнес. Кстати, многим подобным предприятиям, которые получила номенклатура, еще и всякое бабло от государства перепадало. Когда оно шло не в производство, а по карманам - это как? Воровство у государства или еще и воровство у предприятия?
В-третьих, некоторые умудряются и у себя воровать.
К тому же я упомянула, что воровство началось, конечно, раньше приватизации.
Но, мне показалось, что вы уходите от сути, пытаясь прицепиться к словам.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -