Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет iwia ([info]iwia)
@ 2010-05-05 00:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Албания, антиклерикализм, идеология, религия

Построение общества без религиозных предрассудков - опыт Народной Албании
Из книги "История Албанской партии труда. Институт марксизма-ленинизма при Албанской партии труда. Государственное издательство имени Наима Фрашери, Тирана, 1971 г." http://www.enverhoxha.ru/Archive_of_books/History_of_the_Party_of_Labor_of_Albania_rus.pdf

Движение против религии, религиозных предрассудков и отживших обычаев

Албанская партия труда всегда вела систематическую борьбу против религии, как реакционной идеологии, как опиума для народа.

Борьбу с религией, с религиозными предрассудками и отжившими обычаями, непосредственно или косвенно связанными с религией, партия рассматривала как средство, необходимое для социального освобождения трудящихся, для развития и укрепления социалистической экономики и культуры, для революционной идеологической закалки народных масс, для построения социалистического общества. С другой стороны, борьбу за ликвидацию социально-экономического угнетения и эксплуатации она рассматривала как первое необходимое условие для освобождения трудящихся от духовного порабощения религией. Поэтому борьбу с религией партия всегда связывала с борьбой против угнетения и эксплуатации, с борьбой за построение социалистического общества. В борьбе с религией и отсталыми обычаями она использовала правильные методы и формы, которые менялись в соответствии с историческими условиями и степенью распространения религиозных вероисповеданий в стране, в соответствии с этапами революции и уровнем социалистической сознательности трудящихся. В этой борьбе она неуклонно руководствовалась принципом свободы совести с тем, чтобы люди на собственном опыте могли убедиться в никчемности религии и ее вреде для социалистического общества. Решения и меры, принятые АПТ и правительством НРА в отношении религии и отживших обычаев, всегда выражали запросы подавляющего большинства народа, его интересы, интересы социализма.

Различные религии в Албании служили иноземным захватчикам и местным господствующим классам своего рода идеологическим оружием для раскола и порабощения народа. Поэтому вековая борьба, которую албанцы вели против чужеземного господства и иноземных угнетателей, всегда была направлена также и против их орудия — реакционного духовенства. Этим объясняется и тот факт, что албанский народ не был настолько тесно связан с религией и в такой мере фанатичен, чтобы духовенство могло оказывать на него то большое влияние, которое оказывало на народные массы во многих других странах. Это облегчало борьбу партии с религиозной идеологией и реакционным духовенством.

В годы Национально-освободительной борьбы партия дала отпор всем попыткам итальянских и немецких захватчиков и местных предателей разделить народ на мусульман и христиан. Она разоблачала и срывала все попытки высшего духовенства, особенно католического, оторвать народные массы от партии и Национально-освободительного фронта.

После освобождения провалились также попытки реакционного духовенства и других классовых врагов помешать социалистическому строительству страны, используя «слово господне». Эти попытки не нашли никакой поддержки у масс. Народ слушал и выполнял только слово партии.

Одновременно с провозглашением Народной Республики Конституция провозгласила отделение церкви от государства и школы от церкви, запретила использование церкви и религии в политических целях, а также создание политических организаций на религиозной основе. Законом была экспроприирована большая часть земель и другого имущества, принадлежавших религиозным учреждениям. Было запрещено издание религиозной литературы, ограничена, а позднее вовсе исключена возможность подготовки религиозных кадров. Тем не менее партия и правительство не преследовали вероисповедание, существование религиозных общин, выполнение религиозных обрядов и церемоний. Они не могли запретить те связанные с религией обычаи, которые, в сущности, хотя и были реакционными, не представляли собой непосредственного нарушения государственных законов. Партия не могла пренебрегать, особенно в деревне, чувствами определенной массы трудящихся, которая была тесно связана с партией и народной властью, но продолжала исповедовать ту или другую веру, хотя и не проявляла при этом излишнего фанатизма. Искоренение религиозного мировоззрения должно было быть достигнуто в результате идеологического убеждения масс.

Национально-освободительная борьба и строительство страны были сами по себе великой школой и для атеистического воспитания трудящихся. Они учили людей тому, что свободу и независимость, прогресс и изобилие не вымолишь молитвами, что они не посылаются «богом», а завоевываются борьбой и трудом самих людей, являются делом народных масс. Для того чтобы освободить людей от религиозных предрассудков и отживших обычаев, партия в то же время развернула широкую научно-атеистическую пропаганду с помощью лекций, бесед и читок, печати, радио, показа кинофильмов, но особенно с помощью школы, путем распространения культуры, просвещения и
научных знаний.

Все это создало условия для поднятия на более высокую ступень борьбы с религией, религиозными предрассудками и отсталыми обычаями. После V съезда и речи товарища Энвера Ходжа б февраля 1967 года эта борьба повелась широким фронтом и приняла характер большого движения глубоко идеологического содержания. В нее включились все слои населения, в том числе и люди пожилого возраста. Посредством конкретных мероприятий она была направлена не только против реакционного религиозного мировоззрения, но и против любой материальной основы, сохранявшей и питавшей религию и отжившие обычаи.

В городах и деревнях народные массы поднялись на ноги, требуя, чтобы были закрыты церкви, мечети, часовни и все «святые места»; чтобы духовенство перестало вести паразитическую жизнь и начало трудиться и жить, как все трудящиеся, своим трудом. На народных собраниях и сходках, организованных Демократическим фронтом и Союзом молодежи, на которых велись горячие дискуссии, народ осуждал антинациональную и антинародную роль религии, реакционного духовенства и религиозных обычаев, принимал решения о ликвидации очагов религии и превращении их в очаги культуры и т. д., об отказе от религиозных обрядов и отживших обычаев, об очистке домов от икон, религиозной литературы и других символов религии.

Эта народная инициатива нашла мощную поддержку со стороны партийных организаций и органов народной власти.

С ликвидацией очагов религии были устранены важнейшие базы, отравлявшие сознание людей и в то же время служившие притонами для враждебной деятельности.

Поддерживая всенародное движение против религии, религиозных предрассудков и отживших обычаев, партия внимательно руководила им. Она не допускала извращений и своевременно пресекала всякие опрометчивые действия, не опиравшиеся на волю массы населения. Она учила народ заменять религиозные праздники и другие, связанные с религией обычаи новыми праздниками и обычаями социалистического содержания. Массовые мероприятия по ликвидации
очагов религии сопровождались усиленной разъяснительной и научно-атеистической работой партии.

Центральный Комитет дал указание партийным организациям бороться с любым узким пониманием вопроса борьбы с религией, с любым проявлением самодовольства, вызванного блестящими результатами, достигнутыми за очень короткий срок в деле ликвидации очагов религии. Закрытие церквей и мечетей еще не означало ликвидацию религии как мировоззрения. Религия имеет очень глубокие корни. Она переплетена, связана тысячами нитей с отжившими обычаями, корни которых уходят в глубину веков и которые бытуют и действуют в течение довольно долгого периода времени. Религиозные обычаи и каноны наподобие канонов Лека Дукагина — этого свода средневековых обычаев и предписаний — неумолимо управляли албанским обществом. Их влияние и жестокость ощущались до последнего времени. Религиозная практика и отсталые обычаи вошли и в жизнь тех людей, которые не верят в бога и соблюдают их бессознательно, не понимая их содержания. Поэтому необходимо было вскрыть источник отживших обычаев, религиозной практики и догм, их реакционную, идеалистическую философскую основу и бороться за уничтожение этой основы.

«Мы должны быть реалистами, — учил товарищ Энвер Ходжа, — борьба с отжившими обычаями, традициями и нормами, с религиозным мировоззрением... еще не окончена. Это — долгая, сложная и трудная борьба. Поэтому наша воспитательная, разъяснительная работа должна вестись непрерывно с тем, чтобы закрепить и выполнить обязательства, принятые на народных собраниях и сходках, чтобы неуклонно продвигать вперед борьбу против всего чуждого и вредного для нашего дела, чтобы укоренить в людях наше новое, революционное, марксистско-ленинское мировоззрение, новые, социалистические нравы, обычаи и нормы». (Enver Hoxha, Raport mbi rolin dhe detyrat e Frontit Demokratik në luftën për fitoren e plotë të socializmit në Shqipëri, mbajtur në Kongresin IV të FDSH, 14 shtator 1967. Tiranë, 1967, f. 54.)

Чтобы довести до конца борьбу с религией, религиозными предрассудками и отжившими обычаями, Центральный Комитет партии рекомендовал как можно лучше использовать создавшуюся для этой борьбы благоприятную почву, неуклонно проводя линию масс, ведя дифференцированную работу в зависимости от разновидностей религий, от слоев населения, от районов, деревень, кварталов и даже семей.



(Добавить комментарий)


[info]tourelle@lj
2010-05-05 12:10 (ссылка)
Слушай, а здоровский сайт! Спасибо за наводку! Ещё бы там лежал хоть какой-нибудь учебник албанского... У меня только на английском языке.

(Ответить)