Current Music: Манго-Манго - Марсианский Спецназ
В свете того, что недавно практически синхронно отжили свой век видеокарта с монитором (древним маленьким Hitachi), пришлось, задушив предварительно жабу и скрипя сердцем, тащиться за новым железом; результатом стало водружение на рабочем столе большого 19-дюймового трубочного монитора, а еще на радостях от такого здоровенного куска пластмассы и стекла раздобыл-таки наконец ваш непокорный слуга дивидюк с "Войной Миров" и немедленно посмотрел. Нет, оно, конечно, понятно само по себе, что от нынешней кинопродукции ничего достойного особо ждать не приходится, однако нечто весьма показательное усмотреть можно и у Спилберга, о чем и речь.
Вообще говоря, в современном кинематографе (равно как и в театре, и в литературе) самое интересное - это зритель (читатель, театрал - короче, потребитель; во, нашлось-таки слово, "чтоб оно как магнит, повело за собой"). Особенно отечественный зритель, который пьет пиво из горла, громко гогочет на патетических сценах, а особый восторг у него вызывает появление знакомого актера из "Ментов" или "Бригады", причем если это происходит в теаральной постановке, веселье удваивается. В свете этого становится понятно, почему по выходе ленты в отечественный прокат больше всего ругани на родных кинофорумах шло по адресу "идиотского неправдоподобного америкосовского сюжета" и тупых (как водится) американцев, покойного же британского подданного мистера Уэллса вспоминал от силы один из двадцати и, к счастью, добрым словом. Хотя, справедливости ради, штатовской отсебятины в кине действительно выше всякой мыслимой крыши, и естественно, что перенос времени действия в наши дни переставляет акценты очень и очень серьезно. В действительности это говорит о том, что из современной художественной ментальности практически совершенно исчезло такое основополагающее понятие, как "стилизация" (ну, в самом деле, попробуйте представить себе "Шерлока Холмса" на эстетическом языке фильмов про советскую милицию - получится бред, и режиссер Масленников это прекрасно знал и делал поправку). Виноваты в этом не только продюсер, сценарист, режиссер и прочие злонамеренные алиены, но и собственно потребители, которые формируют для соответсвующего продюсерского творчества обильно унавоженную почву - собственно говоря, исчезла способность воспринимать художественные образы отстраненно и критично, осталась только инфантильная непосредственность восприятия. Ваш непокорный слуга сам читал "Войну миров" в 9 или 10 лет и очень боялся Страшных Ужасных Марсиан, Захватчиков и Кровопийцев. Фильм имеет целью вызвать ту же именно реакцию, но уже у великовозрастного контингента.
Еще интересна и показательна преемственность в создании облика злобных инопланетян - все те же вытянутые черепа, непроглядные черные глазищи, склизкая шкура, щупальцы и т.д. Самый что ни на есть стандартный прием - соединение черт наиболее неприятных для гомо сапиенса существ: земноводных, моллюсков и насекомых. Что в целом недалеко ушло от дремучей библейской образности в описании божьей кары как нашествия жаб и саранчи. Вот, кстати, насчет библейских элементов. Сама концепция сюжета в американской интерпретации обильно подпитывается именно христианскими мотивами - в начале показывается распад богоданного семейного порядка, затем как молния с неба или как неотвратимая божья кара, приходит бедствие в виде нашествия злобных, могущественных и неуязвимых существ, герои очень страдают, но затем страданием своим очищаются, и тогда же происходит не менее чудесное (т.е. иррациональное и немотивированное) избавление, за которым следует торжество семейных ценностей. При том, что уэллсовская позитивистская мотивация по большей части не влезла в сценарий (а то, что влезло - вроде тех же микробов - смотрится ходульно и вызывает явное недоумение) - очень показательно. И, видимо, естественно для самой набожной христианской страны современности.
Снято, правда, здорово, слов нет - все эти взрывы, компьютерная графика, динамичная камера и т.д. Апеллирует к той самой непосредственности восприятия. Конечно, это нужно для того, чтобы отвлечь рабочий класс от подлинных социальных проблем и от классовой борьбы. Засим откланяюсь. |